Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года

Научиться не вредить друг другу

В декабре прошлого года Борис Гребенщиков принимал участие в дискуссии на тему: «Поп- (рок-) культура и современное общественное сознание», проходившей на Факультете филологии и искусств. Тогда же музыкант выразил желание дать в нашем Университете концерт. И наконец 20 февраля наступило это долгожданное событие. Борис Гребенщиков дал полуторачасовой бесплатный концерт для студентов в Актовом зале Главного здания Университета.

Борис Гребенщиков

Борис Гребенщиков

Во время концерта Гребенщиков почти не общался с залом, на что самоиронично заметил: «После моего выступления в Интернете появятся суровые сообщения, что Гребенщиков говорил только одну фразу: «Спасибо, любимые». Но я вас, правда, люблю». После концерта нам удалось пообщаться с Борисом Гребенщиковым.

— Каковы Ваши впечатления от концерта в Университете?

— Я вообще люблю петь песни, а петь перед такой внимательной и благодарной публикой — просто исключительное удовольствие.

— Ваше позитивное, неконфликтное мировосприятие — это благоприобретенное свойство, или это было заложено в Вас с рождения?

— Многие люди рождаются с этим. Просто потом, из-за невежества и шаблонности воспитания, это свойство теряется. Терял его когда-то и я — но постепенно вернул. Люди конфликтуют не из желания что-то сделать, а из желания покрасоваться. Если хочешь что-то сделать – сделать возможно только в обход любого конфликта… А мне нравится что-то делать.

— По моим ощущениям, у Ваших песен позитивная энергетика. Мне хотелось бы узнать, как Вы сочиняете песни. Иконописец, прежде чем взяться писать икону, долгое время постится, молится, ограждает себя от искусов внешнего мира и прочее. А как творческий процесс происходит у Вас? Пользуетесь ли Вы какой-нибудь методикой, подобно иконописцам, или песни являются Вам как откровение, рождаются в результате вдохновения?

— Скажем, то, как делает иконописец, — так должно быть. Как получается — это не важно. Но это хороший прием. И не только в творчестве, вообще в жизни.

— Шемякин по-своему объяснил древнее пророчество относительно нашего города, гласившее: «Быть городу пусту». Это произойдет не из-за того, что люди перестанут селиться в Петербурге, а те, кто уже живет здесь, его покинут. По мнению Михаила Михайловича, с каждым новым домом в центре нашего города исчезает частичка души Петербурга.

— Город становится лучше, чем он был. Сейчас всецело в руках городских властей сделать его еще лучше. И право горожан — поддерживать власти или противиться тому, что происходит. Скажем, рубить деревья в центре города, что сейчас нередко можно увидеть, — преступление. Очень надеюсь, что эту ситуацию можно исправить, хотя бы отчасти, поскольку деревья — это не только «легкие» города. Вырубая деревья, мы вырубаем душу города. И если «городу быть пусту» — это произойдет только по нашей вине. И вообще — город можно сделать значительно краше. Начать с того, чтобы перенести ВСЕ факультеты Университета обратно в центр города. А то получается нелепость — студентов Университа, будущую интеллектуальную элиту города, «прячут» в пригороды, а в центре города — склады и неработающие заводы (посмотрите на Обводный канал между Московским проспектом и Лиговкой). Не говоря уже о трех сотнях изваяний кошек разного размера, которые — будучи расставлены в неожиданных местах города — якобы, улучшат атмосферу для горожан и привлекут вдвое больше туристов. Так, во всяком случае, считают специалисты. А памятник «Одинокому выпивающему»? А мемориал Рамакришне, упавшему от красоты созерцания летящих в небе журавлей? А новопостроенные «церкви XII века»? Проектов очень много — и их нужно претворять в жизнь.

В Актовом зале Университета.

В Актовом зале Университета.

— Вы сказали, что город становится лучше. Вы считаете, что и архитектура улучшается по сравнению с архитектурой домов-«коробок», которые строили в центре в советские времена?

— «Коробки» в центре нужно постепенно уничтожать, строить дома, которые соответствуют историческому облику города. Если есть стиль города — вряд ли стоит его портить. Я думаю, новые здания должны выглядеть, как будто они построены в XIX веке.

— Полагаете, это получится?

— Я думаю, что когда человек платит деньги, ему смогут все построить, хоть XIX, хоть XII век. Просто надо не жалеть денег на великий город.

— Ну а как Вы относитесь к проекту Газпрома «Охта-центр»?

— Я уже говорил и сейчас говорю — это будущее, которое мне не очень нравится. Вряд ли кто в состоянии противостоять Газпрому, потому как сейчас в нашей стране деньги являются мастером номер один — печально, но факт. И если Газпром решил поставить там башню, никто противостоять ему не сможет. Но это будущее мне не слишком нравится. Хотя многие парижане тоже сопротивлялись Эйфелевой башне. Я не могу тут ничего больше сказать, просто это не в моих руках. А в одной замечательной старинной книжке было написано: «Не нужно быть там, где ты ничего не можешь сделать».

— Вы сказали: «К сожалению, деньги сейчас в нашей стране — мастер номер один». На Ваш взгляд, на каком месте должны быть деньги, и что должно быть мастером номер один?

— Руководить должна душа. То есть в органах управления должны быть люди, которые руководствуются не выгодой — своей личной или своей корпорации, — а в первую очередь думают, как накормить страну, дать ей возможность развиваться. Страна — не овца, с нее не нужно постоянно «состригать» деньги. Хватит. Уже пора дать овце немножко нарастить шерсть. А чтобы такие руководители появились, их нужно выращивать и воспитывать с детства.

— Как Вы считаете, есть в мире такая страна, которой управляют, не руководствуясь своей выгодой?

— Таких стран много, но называть их было бы политически некорректно.

— Когда у Вас появился интерес к Индии?

— Году в 1967 я услышал новые песни «Биттлз», вдохновленные индийской музыкой, и был ими совершенно зачарован. И мне стало интересно: начал искать книги и собирать индийскую музыку. И чем больше я узнавал, тем больше ощущал, как это все мне близко. В начале 90-х, когда стало возможно свободное передвижение по миру, я попал туда и сам. С тех пор я езжу туда практически каждый год и испытываю к Индии огромную симпатию и уважение. За 5 тысяч лет они научились не вредить друг другу, чему было бы неплохо научиться и нам.

***

…На днях Борис Гребенщиков в очередной раз уехал в Индию. Но успел все-таки прочитать — в электронном виде — это интервью. Он спешил, и поэтому многие вопросы остались без ответов… Надеемся на продолжение разговора — после возвращения Гребенщикова в Петербург.  

Андрей Дубровский
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков