Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года
культура

Подлинное лицо императора

Первый день весны является и годовщиной трагического события последних десятилетий жизни императорской России. 1 марта 1881 года на Екатерининском канале, по пути из Михайловского дворца в Зимний, был смертельно ранен «бомбой» народовольца И.Гриневицкого российский император Александр II. На месте «смертельного поранения» императора выстроен храм Спаса-на-Крови.

И не случайно спустя более века с момента тех трагических событий именно в этот день, 1 марта, состоялось торжественное открытие скульптуры, в качестве основного композиционного центра которой использована посмертная маска государя-императора из собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

На церемонии открытия выступили Президент СПбГУ Л.А.Вербицкая, исполняющий обязаности Ректора И.А.Дементьев и декан Факультета филологии и искусств С.И.Богданов. В своём выступлении Людмила Алексеевна поприветствовала всех пришедших — филологов, друзей Факультета филологии и искусств и представителей других факультетов СПбГУ.

— Во дворе филфака часто происходили события, важные для жизни Университета, нашего города, страны, да и всего мира, — заметила Л.А.Вербицкая. — Одним из таких событий и стало открытие памятника российскому императору, с которым связаны важные изменения в государстве: прежде всего отмена крепостного права, а также земская, судебная и военная реформы.

Именно Александр II впервые принял меры к ослаблению цензуры. А 1 марта 1881 года царь собирался подписать документ, ещё не являвшийся конституцией, но приближавший Россию к её введению. Во время правления Александра II был принят и утверждён первый Устав нашего Университета и впервые был опубликован его бюджет.

Место для скульптуры выбрано не случайно: она установлена рядом со зданием Александровской коллегии (сегодня это административный корпус СПбГУ). В расположенном рядом здании Факультета филологии и искусств и Восточного факультета размещался Историко-филологический институт, созданный указом того же государя, и, как заметила Л.А.Вербицкая, возле одного из входов на филфак и сейчас можно увидеть монограмму «ИФИ».

С.И.Богданов назвал Александра II одним из лучших российских монархов. По словам Сергея Игоревича, этот император стал удивительным продуктом воспитания, причём воспитывали его лучшие умы того времени. Именно поэтому, не имея, по свидетельству современников, особых способностей от рождения, этот человек всю жизнь принимал самые нравственные и правильные решения. И не удивительно, что существовало такое огромное количество скульптурных изображений Александра II в России и в мире: до революции их число приближалось к 14000 (сегодня осталось всего несколько, в том числе в Киеве и в Хельсинки). Универсанты теперь могут увидеть наиболее достоверное изображение лица императора, созданное на основе его посмертного слепка, — поэтому момент открытия композиции, как отметил С.И.Богданов, стал по-нестоящему историческим.

Автор композиции скульптор Павел Шевченко Президент Университета Л.А.Вербицкая и декан Факультета филологии и искусств С.И.Богданов открывают скульптурную композицию

Автор композиции скульптор Павел Шевченко

Президент Университета Л.А.Вербицкая и декан Факультета филологии и искусств С.И.Богданов открывают скульптурную композицию

— Мы — свидетели проявления связи времён! — отметил И.А.Дементьев. — Устав, утверждённый Александром II, давал Университету огромное количество прав и свобод, какого сейчас уже нет. Возможно, именно эта связь как-то повлияет на будущее нашего Университета.

Затем наступил долгожданный момент: со скульптуры сняли золотистое покрывало, ее подножие украсили красные розы. Тут же грянул оркестр Военной академии тыла и транспорта им. А.В.Хрулёва, — да так оглушительно, что с соседних зданий посыпались маленькие сосульки, подтверждающие наступление первого дня весны. А после этого сводный хор студентов и выпускников СПбГУ под руководством Эдуарда Кротмана исполнил «Боже, царя храни».

По словам автора композиции скульптора Павла Шевченко, эта работа в его жизни стала самой трудной — именно из-за осознания её «высоты», уровня трагизма и противоречивости образа императора.

После речей и возложения цветов каждый смог подойти к скульптуре и увидеть, наверное, что-то свое...  

Лидия Снарская
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков