Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года
событие

Три часа из жизни Президента

Первый раз Людмила Алексеевна предстала перед студентами и сотрудниками не в качестве Ректора Университета, а в новой должности Президента СПбГУ. Расстановка политических сил в государстве, оформившаяся двумя днями позже, в миниатюре повторилась в alma mater двух президентов России: новый глава государства будет работать вместе со старым, будущий Ректор — бок о бок с Ректором ушедшим. И все четверо — на благо России и СПбГУ. «Мы хотим заложить такую традицию, чтобы все президенты России были нашими универсантами», — с улыбкой заметила Л.А.Вербицкая.

О Новом ректоре и новом статусе университета

Ровно в назначенный час на сцену Актового зала Дома культуры и науки СПбГУ вышли Президент Университета Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ, начальник Управления по работе с молодежью, председатель профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ Игорь Иванович ТЕМНЫЙ и директор Студгородка Магомед Османович МУХУДАДАЕВ. Среди сидящих в зале можно было видеть директора наукограда «Петергоф» Анатолия Станиславовича ЕРКУЛОВА.

В зале работал открытый микрофон.

В зале работал открытый микрофон.

Естественно, главный вопрос, который интересовал слушателей: кто будет новым Ректором? Всем было важно, какую позицию займёт Президент Университета. Поэтому Л.А.Вербицкая начала с внутриуниверситетской избирательной кампании. «Я поддерживаю Николая Михайловича Кропачева», — заявила Л.А.Вербицкая, напомнив, что почти всю жизнь отдала Университету и поэтому может оценивать кандидатов. Среди достоинств Н.М.Кропачева Людмила Алексеевна отметила его достаточно молодой возраст (ему нет и пятидесяти), а также преданность в служении Университету.

Затем Л.А.Вербицкая рассказала студентам и преподавателям об изменениях, связанных со статусом нашего Университета. «Владимир Владимирович Путин уже больше года назад дал поручение Правительству подготовить закон об особом статусе двух университетов — Петербургского и Московского», — сказала она. Новый статус подразумевает, прежде всего, изменение схемы финансирования Университета. СПбГУ сможет самостоятельно распоряжаться средствами, выделяемыми из бюджета. Это позволит избежать бюрократических проволочек и более качественно реализовывать новую стратегию развития вуза. «В марте Стратегия развития Университета будет рассмотрена на заседании Правительства», — добавила Людмила Алексеевна.

Не обошла она вниманием и актуальную тему приоритетных национальных проектов. «Состоялось заседание совета по национальным проектам. Я там говорила, что проект «Образование» действительно работает неплохо. Но многое ещё нужно сделать, и, конечно, в первую очередь нужна поддержка вузовской науки. Также государству нужно вкладывать деньги в строительство общежитий. А чтобы студентам было комфортно жить — в строительство отдельного жилья. Будем надеться, что проект и дальше будет развиваться», — сказала Л.А.Вербицкая.

Что будет с «Шайбой»?

Далее заработал открытый микрофон. Многих собравшихся волновала судьба здания, в котором проходила встреча. Некогда один из важнейших культурных центров Петергофа — Дом культуры и науки, в просторечии «Шайба» — в 90-е годы пришел в упадок. Теперь ДКН используется как танцевальная площадка. Само здание давно находится в аварийном состоянии. Какая участь ждёт «Шайбу»?

«Есть проект, каким образом можно привести здание в порядок. Сумма — от 120 до 200 миллионов рублей. Университет отправил в Федеральное агентство по образованию необходимые документы. К сожалению, ответа пока нет», — рассказывал директор «кампуса» СПбГУ М.О.Мухудадаев. По его словам, вкладывать в проект меньше средств не имеет смысла, потому что мелкий ремонт отдельных помещений не снимет аварийности здания, следовательно, устраивать там досуг студентов все равно будет невозможно. Деньги уйдут в никуда…

Но проблеск надежды всё-таки есть. «В Университете начал действовать Попечительский совет, возглавляемый Дмитрием Анатольевичем Медведевым, — рассказала Л.А. Вербицкая. — И, кроме чиновников, в Совет входят крупные российские бизнесмены — Лисин, Потанин. Мы посылаем им все материалы и все проекты. Уже в конце марта мы получим от них ответ, что именно они готовы взять на себя. Надеемся, что у нас что-нибудь получится и с «Шайбой»…».

О пиве и студентах

Появление на сцене Исполняющего обязанности проректора по учебной работе Ильи Александровича ДЕМЕНТЬЕВА вызвало оживление в зале. Тут же к микрофону вышел студент Физического факультета и сообщил, что у него есть два вопроса. Первый вопрос оказался традиционным: почему у студентов такие низкие стипендии? В этом отношении положение в СПбГУ, по его словам, даже хуже, чем в других вузах России: в Архангельске студент получает 3 тысячи рублей, а в главном университете северной столицы — всего 900. «Меньше нет ни у кого, — подытожил подсчёты говоривший. — Второй вопрос более частный. По городку ходят слухи, что ведётся борьба с алкоголем: пиво станет под запретом. Останется запретить продавать презервативы. Будет просто шариат…». Зал взорвался аплодисментами. «Вы вот говорите, у нас нет денег на ремонт «Шайбы». Откройте бар! Я понимаю, что 150 миллионов за один день не заработаешь. Но будет хоть какая-то прибыль!..». Тут Людмила Алексеевна смогла парировать оратора: «А деньги-то у вас на бар откуда? Из тех 900 рублей?..». Зал ответил на реплику аплодисментами.

«Я готов поддержать предложения студентов, — взял слово И.А.Дементьев. — В университетах Англии и Ирландии домашние работы студентов, которые выдаются на всю группу, не принимаются, если на них нет отметин от донышек пивных кружек. Только тогда, когда группа работала в баре, считается, что студенты проработали задание хорошо. Но нам ещё надо расти до той ситуации, когда в баре будут делать домашние задания, а не напиваться «в хлам»…

Теперь вопрос о стипендии. Если вы хорошо успеваете, то автоматически получаете стипендию по успеваемости. Она составляет 900 рублей. Если вы проживаете в общежитии, то у вас есть право на социальную стипендию. Она составляет 1350 рублей. Таким образом, можно говорить о 2250 рублях. Далее, у вас есть возможность получать одну из 12 видов специальных стипендий, которые есть в Университете. Такие стипендии присуждаются 700 студентам. Минимальная из них — примерно 1500 рублей. Для этого нужно, естественно, пройти конкурс, но тем не менее, это возможно. Деньги можно зарабатывать и, что называется, собственным умом: например, если вы работаете на кафедре или если у вашего научного руководителя есть грант. Всё зависит от инициативы студентов…»

Петергоф —
наукоград, до которого дорого добираться

Целый ряд вопросов был связан с ценами на маршрутное такси от Петербурга до Студгородка. Рейсовый автобус от метро «Автово» ходит редко, поэтому все пользуются коммерческими маршрутами. В оба конца проезд стоит 80 рублей. А в Университет нужно ездить почти каждый день. Отвечая на вопрос о высоких ценах, И.А.Дементьев нарисовал целую цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей. Дело в том, что цену на проезд устанавливает частный перевозчик. Ни город, ни Университет не могут вмешиваться в политику ценообразования. Городские власти устанавливают только маршрут перевозчика. Перевозчик обслуживает не только студентов СПбГУ, но и горожан. Пускать отдельный автобус для студентов — нерентабельно. А чтобы доплатить перевозчику недостающую сумму — у города нет денег. К тому же, если цена будет снижена, это ударит по другим перевозчикам. Нарушится здоровая конкуренция на рынке. Однако переговоры по снижению цен всё-таки ведутся: возможно, уже в скором времени перевозки по маршруту для студентов и сотрудников СПбГУ станут дешевле.

Слева направо: И.И.Темный, М.О.Мухудадаев, Л.А.Вербицкая, И.А.Дементьев

Слева направо: И.И.Темный, М.О.Мухудадаев, Л.А.Вербицкая, И.А.Дементьев

На вопрос об особом статусе Петергофа как наукограда ответил его директор А.С.Еркулов. Новый статус города — это не только инвестиции, но и новая инфраструктура. Основная идея заключается в том, что в наукоград переносятся наукоёмкие производства. Строятся площадки, которые будут отданы под льготную аренду фирмам, занимающимся инновациями и высокими технологиями. Плоды этой деятельности уже в следующем году ощутят на себе студенты факультетов СПбГУ, расположенных в Петергофе: для того, чтобы устроиться на работу, достаточно будет обратиться в одну из фирм, которые переедут в Петергоф. Таким образом, наука, образование и производство будут объединены «под одной крышей». Проблема работодателей — где найти необходимые кадры? — и головная боль выпускников Университета — куда идти работать? — отпадут сами собой.

Профсоюзы бездействуют?

Игорь Иванович Тёмный ответил на вопросы, касавшиеся деятельности студенческих профсоюзов. Стоит ли расширить их права? Как профсоюзы могут реально влиять на принятие решений в Университете? И не пора ли вводить студенческое самоуправление? По мнению И.И.Тёмного, деятельность профсоюзов и студенческих организаций стоит только приветствовать. Но зачастую они существуют разве что на бумаге. Представители студенчества редко появляются на заседаниях Учёного совета. Зачастую приходит один Игорь Иванович. На уровне факультетов сотрудничество между студсоветами и администрацией налажено слабо. Студенты пассивны — и о каком самоуправлении или расширении свобод может идти речь, когда имеющимися свободами никто не пользуется? Подытожил выступление Тёмного И.А.Дементьев, сказавший, что многие претензии студентов к руководству Университета могли бы быть сняты, если бы студенты потрудились написать бумагу или поговорить с начальством на факультете. Им бы пошли навстречу, нашли выход из сложной ситуации. Поэтому студент должен занимать активную жизненную позицию.

Слова Исполняющего обязанности Проректора по учебной работе незамедлительно нашли отклик в сердцах универсантов. Когда встреча закончилась, один из участников, выходя из зала, уже бойко кричал в мобильный телефон: «Если мы хотим заполучить «Шайбу» под мероприятие, нужно писать бумагу! Срочно! В течение двух-трёх дней…»

«В работу ректора я точно вклиниваться не буду»

Несмотря на поздний час, сразу же после встречи Людмила Алексеевна Вербицкая ответила на несколько вопросов корреспондента журнала «Санкт-Петербургский университет».

—- За кого Вы лично будете голосовать на выборах?

— Конечно, за Дмитрия Анатольевича Медведева. Я с ним работала, поэтому хорошо его знаю. Я знаю, что он достойный человек и интересы России для него — превыше всего.

— Сегодня Вы призывали студентов прийти на избирательные участки, но ведь по закону о выборах явка уже ничего не значит…

— Речь идёт о выборах главы государства. Ну как можно не прийти? Как взрослый человек может не захотеть выразить своё отношение к происходящим в стране событиям, свою волю?

— Скажите, как Вы относитесь к проекту строительства небоскрёба на Охте?

М.О.Мухудадаев

М.О.Мухудадаев

— Вы знаете, положительно. Это ведь не на Исаакиевской площади строиться будет, правда? Есть два обстоятельства, которые дают мне основание считать, что небоскрёб — это хорошо для города. Первое — в город придут дополнительные деньги в виде налогов. Второе — иначе заживёт район Охты, потому что там будут не только офисы Газпрома, но и культурные центры, которых не хватает, кинотеатры и концертные залы…

— Вы до сих пор состоите в партии «Единая Россия»?

— Я по-прежнему беспартийная, потому что как Ректор Университета я не могла состоять ни в какой партии. Я сочувствую, конечно, «Единой России», и когда были выборы в Законодательное собрание Петербурга, я входила в первую тройку этой партии. За долгие годы существования «Единой России» я решала с ее помощью ряд вопросов, связанных с жизнью и судьбой Университета. С моей точки зрения, это партия реальных дел.

— Почему Вы не остались в Законодательном собрании?

— Мне тогда надо было бы уйти из Университета. По уставу Законодательного собрания, я должна была бы оставить пост Ректора. 11 марта 2007 года я ещё была не готова к такому шагу: нужно было подготовить себе смену.

— Вы покинули пост Ректора и стали Президентом СПбГУ. Не создаст ли это «двоевластия» в Университете?

— Нет. Я же понимаю, на что я иду. Главным руководителем вуза является Ректор. И я сделаю всё для того, чтобы таким руководителем стал Николай Михайлович Кропачев. Я никак не буду вклиниваться в дела Ректора. Я только буду давать советы — в том случае, когда они потребуются. И безусловно, за мной останутся все проекты, связанные с русским языком.

— Будут ли у Президента какие-нибудь атрибуты — например, мантия?

— Президентство возникло в вузах России только полтора года назад. Однако уже сейчас создана Ассоциация президентов вузов. Когда я приму участие в работе Ассоциации, нам всем нужно будет подумать и о президентской мантии.

— Чему Вы собираетесь посвятить освободившееся время?

— Я никогда не оставляла преподавания на Факультете филологии и искусств. Студентам первого курса русского отделения я читаю фонетику, студентам третьего курса математической лингвистики — уровни лингвистического анализа текста. Читаю теорию преподавания русского языка как иностранного и теоретическую фонетику. Помимо этого, я руковожу аспирантами и докторантами, и надеюсь, что смогу больше времени уделять жизни кафедры общего языкознания, которую возглавляю.  

Владимир Иванов
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков