Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3770), 5 марта 2008 года
образование

Процедуры лицензирования,
аттестации и государственной аккредитации в Университете

Основой успешной деятельности любого вуза является обеспечение качества предоставляемых образовательных услуг и подготовка конкурентоспособных специалистов. Высшие учебные заведения, точно так же, как и любые сферы производственной и непроизводственной деятельности, сегодня ощущают на себе давление рынка. В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к квалификации выпускника, авторитету вуза, диплом которого представляет выпускник работодателю. Именно поэтому абитуриент, приняв решение о будущей специальности, избирательно подходит к выбору вуза, определяя для себя, сможет ли он получить в выбранном учебном заведении такие профессиональные знания и образование, которые в дальнейшем позволят ему стать конкурентоспособным в бизнесе или успешно реализовать себя в конкретной должности, на конкретном рабочем месте.

Н.С.Савельев

На сегодняшний день в роли основного контролера качества образовательной деятельности выступает Министерство образования и науки Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Контроль здесь происходит посредством осуществления процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации как образовательного учреждения в целом, так и его отдельных основных и дополнительных образовательных программ.

Что же включают в себя эти процедуры, и что такое лицензирование, аттестация и аккредитация применительно к сфере высшего профессионального образования?

Определяют для нас эти понятия Федеральные законы Российской Федерации от 13 января 1996 г. №12 — ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125 — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По этим законам лицензирование устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса требованиям органов государственной власти Российской Федерации к обеспеченности учебных заведений учебной площадью, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к охране здоровья обучающихся и работников, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов; под целью и содержанием аттестации здесь понимается установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Государственная аккредитация устанавливает или подтверждает на определенный срок статус вуза, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы о высшем образовании государственного образца.

Отвечает за подобного рода отношения с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в СПбГУ Управление образовательных программ.

Процедура лицензирования отдельной, новой для учебного заведения образовательной программы требует от вуза значительных организационных усилий и подготовки нескольких больших пакетов документов. Проходит лицензирование в несколько этапов. Прежде всего следует получить место в «очереди» на лицензирование. Для включения в график лицензирования в течение апреля текущего года Университет направляет в Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора заявку на лицензирование в течение следующего учебного года новых основных или дополнительных образовательных программ за подписью ректора. До апреля все факультеты должны сдать в Управление образовательных программ заявки на те направления подготовки и специальности, которые они хотят лицензировать. До 1 июня Рособрнадзор формирует график лицензирования и извещает Университет письмом о сроках предоставления комплекта документов.

Аттестация и государственная аккредитация в Университете начинается с издания соответствующего приказа ректора, обязывающего деканов факультетов, осуществляющих в текущем учебном году первые выпуски по основным образовательным программам, подготовить к экспертизе рабочие учебные план, предоставить информационные данные об условиях реализации указанных программ и персональные составы ГАК для утверждения на Ученом совете вуза.

Задачами аттестации являются: установление степени соответствия фактического содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС, то есть выпускник должен уметь решать те задачи, которые соответствуют получаемой им квалификации; получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в учебном заведении; выявление положительных и отрицательных тенденций в образовательном процессе образовательного учреждения; и наконец, если это необходимо, установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе аттестации проблем. Аттестация образовательных программ проходит в несколько этапов. Это, во-первых — проведение самообследования содержания и качества подготовки выпускников образовательным учреждением, во-вторых — проведение внешней аттестационной экспертизы, в-третьих — подготовка и утверждение аттестационного заключения. Далее это заключение отправляется на рассмотрение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора, которая и принимает решение об аккредитации образовательной программы.

Однако помимо процедур лицензирования и аккредитации образовательных программ вуза, раз в пять лет проходит так называемая комплексная оценка деятельности вуза. Это самая важная процедура в деятельности любого высшего учебного заведения, поскольку получение лицензии и свидетельства о государственной аккредитации подтверждает статус вуза, соответствие его образовательных программ требованиям ГОС и дает возможность заниматься образовательной деятельностью.

Санкт-Петербургский государственный университет будет проходить комплексную оценку деятельности в 2009 году, но начинать готовиться к ней, планировать то, что необходимо сделать, нужно уже сейчас.

Порядок комплексной оценки деятельности вуза введен в действие с 1 января 2000 года приказом Мин-образования России от 12.11.1999 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения». Порядок основан на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Он предусматривает выдачу вузу лицензии на право осуществления образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на единый срок, сокращение времени принятия необходимых решений и объема делопроизводства, финансовых затрат вуза за счет проведения внешней экспертизы силами единой комплексной комиссии.

Подготовку вуза к проведению комплексной оценки можно условно разделить на 4 этапа.

1. Подготовка и представление документов в Управление лицензирования, аттестации и аккредитации для включения в график проведения комплексной оценки деятельности вуза. На этом этапе Университет должен до 1 декабря 2008 года предоставить в Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании для включения в график заявление на прохождение комплексной оценки в 2009 году.

2. Подготовка вуза к приезду комплексной комиссии. На данном этапе в вузе ведется работа по подготовке к проведению комплексной оценки деятельности: проводится самообследование, для проведения лицензионной экспертизы заполняется «Модуль комплексной оценки», в Центре по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) осуществляется оценка рабочих учебных планов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов, заключается договор с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (Росаккредагентство) на выполнение услуг по информационно-методическому сопровождению комплексной оценки.

При самообследовании, решение о проведении которого должно быть принято на заседании Ученого совета Университета до 1 октября 2008 года, проводится анализ готовности высшего учебного заведения к аттестационной экспертизе. К этому моменту Управлением образовательных программ должны быть разработаны рекомендации для факультетов по проведению самообследования и анализу состояния аттестуемых специальностей и направлений подготовки. Самообследование проводится по решению Ученого совета Университета. Ректор издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе как факультетских комиссий по каждому объекту аттестации, так и общеуниверситетской (в состав комиссий рекомендуется включать внешних экспертов). Комиссия образовательного учреждения рассматривает материалы самообследования и выносит их на обсуждение Ученого Совета, который до 15 марта 2009 г. принимает решение о готовности к аттестации вуза. По результатам самообследования составляется отчет, в котором подводятся итоги и содержатся конкретные выводы по объектам аттестации и образовательному учреждению в целом.

За месяц до проведения в Университете внешней аттестационной экспертизы в Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании направляется сводный отчет о результатах самообследования и решение Ученого совета СПбГУ о готовности к проведению аттестации.

3. Работа комплексной комиссии в вузе. Комплексная комиссия по оценке деятельности вуза состоит из двух подкомиссий: подкомиссия по лицензионной экспертизе и оценке аккредитационных показателей и подкомиссия по аттестации. По окончании работы комиссия готовит три документа: экспертное заключение о лицензировании вуза, которое направляется в Управление для подготовки приказа о лицензировании; итоговая справка об аттестации вуза, которая направляется в Управление лицензирования аккредитации и надзора в образовании для подготовки заключения по аттестации и отчет о деятельности вуза (Модуль комплексной оценки), который направляется в Управление для подготовки материалов по аккредитации.

4. Аккредитация вуза. Государственная аккредитация завершает цикл комплексной оценки деятельности вуза и становится возможной только после положительного завершения предшествующих процедур лицензирования и аттестации. Решение об аккредитации вуза принимается на заседании Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. На основании решения коллегии готовится приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о государственной аккредитации и аттестации образовательных организаций, в котором указывается государственный аккредитационный статус (тип, вид) образовательного учреждения, срок аккредитации и приводится перечень образовательных программ, признанных аттестованными и аккредитованными.

Вот основные ступени, успешно пройдя которые, Министерство образования и науки может судить непосредственно о качестве образовательной деятельности в том или ином вузе. И, конечно, самая важная процедура здесь — это комплексная оценка деятельности Университета. А для прохождения ее и получения очередной лицензии и свидетельства о государственной аккредитации всем структурам СПбГУ необходимо действовать согласованно и без сбоев.  

Н.С.Савельев,
ведущий специалист по методической работе
Управления образовательных программ
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков