Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3770), 5 марта 2008 года
наука

О научной работе
на Физическом факультете

Накануне 2008 года Президент России В.Путин одобрил программу фундаментальных научных исследований на 2008–2012 годы с бюджетом 254,5 млрд рублей (в том числе доля РАН — 206 млрд руб.). Приоритетами программы пятилетних фундаментальных исследований, по утверждению главы государства, станут перспективные направления: нанотехнологии и ядерная энергетика, оптоэлектроника, биоинформатика и биоинженерия, некоторые другие направления.

В.А.Фомичев

В.А.Фомичев

Немногим ранее, в сентябре 2007 года, на совещании в Министерстве образования и науки “Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития” было убедительно показано, что качество научного продукта в вузах на данный момент существенно выше, чем в академических институтах. Тем не менее, до сих пор сохраняется серьезный дисбаланс в бюджетном финансировании науки: вузовский сектор получает почти в 10 раз меньше академического.

Президент В.В.Путин обозначил на этом совещании свою позицию по данному вопросу: «Считаю перспективным и правильным самое тесное сотрудничество академий с вузовской наукой. Она, безусловно, способна и должна стать весомой частью фундаментальной науки страны». Отсюда следует, что у нас есть перспектива участия в очень серьезной отечественной программе фундаментальных исследований. Сейчас самое время тем нашим кафедрам, которые имеют рабочие, партнерские контакты с институтами РАН, заранее побеспокоиться о возможном соисполнительском участии в упомянутой программе фундаментальных исследований.

Проблема старения научно-педагогических кадров

Средний возраст российского ученого — 55 лет. Скоро окажется, что передавать накопленный опыт будет некому (да и собственно проводить сложные эксперименты тоже будет некому!). Какие же шаги можно предпринять?

а) Положением о тематическом плане в Университете предусмотрено в сметах на финансирование работ выделение до 20% средств оплаты труда для материальной поддержки молодых сотрудников;

б) Необходимо помогать кандидатам наук (до 35 лет) и докторам наук (до 40 лет) подавать заявки на:

конкурсы грантов Президента Российской Федерации;

конкурсы Санкт-Петербурга по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи;

конкурсы по поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

конкурсы в рамках грантовых программ бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов;

другие конкурсы такого рода.

в) Министерство образования и науки разработало Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» рассчитанную на 2009–2013 годы. Ядро этой программы — ведущие научно-образовательные центры (ВНОЦ), которые будут сформированы в вузах и академических институтах. Будет профинансировано 1000 проектов, из которых 400 — в области естественных наук. Каждый проект рассчитан на 2-3 года и на 5 млн. рублей в год. У Университета в рамках этой программы есть явное преимущество перед институтами РАН, поскольку заявлено принципиальное требование: в таком центре должно быть 2 профессора или доктора наук, 3 кандидата наук, 3 аспиранта и 4 студента.

Другими мероприятиями этой программы предусматривается проведение научных исследований «ведущими профессорами» и «ведущими доцентами», выбираемыми по конкурсу; организация и проведение молодежных научных школ; поддержка очно-заочных олимпиад; отбор молодых ученых, работающих за рубежом; развитие внутрироссийской мобильности ученых и другие проекты. И нам следует в полной мере использовать возможности, предоставляемые этой ФЦП.

г) Для появления в штате факультета успешно защитивших диссертацию аспирантов необходимо прилагать усилия по закреплению и развитию системы постдоков, которая позволяет молодому ученому продолжать работать в коллективе еще в течение нескольких лет.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «в верхах» всерьез озаботились вопросами воспроизводства научных кадров, и в наших интересах, в интересах Университета активно включиться в этот процесс.

Суперкомпьютерные центры для всех

Высокопроизводительные вычисления нужны для проведения компьютерного моделирования физических процессов и экспериментов, для создания новых материалов с прогнозируемыми свойствами, для обработки результатов научных экспериментов (в этом на Физическом факультете нуждаются кафедры физики Земли, ядерной физики, квантовых магнитных явлений, физики твердого тела, фотоники, физики атмосферы, молекулярной спектроскопии. На данный момент существуют элементы интеграции с высокопроизводительными вычислительными комплексами других факультетов (ПМ-ПУ, Филологии и искусств, в перспективе — Химическим факультетом, потребности которых в высокопроизводительных вычислениях аналогичны). Все это приводит к мысли о создании в перспективе суперкомпьютерного центра (комплекса) СПбГУ. В качестве первого этапа разрешения данной проблемы можно было бы создать на Физическом факультете центр (узел, кластер) высокопроизводительных вычислений. В дальнейшем использование грид-технологий позволит создать распределенную вычислительную инфраструктуру, объединяющую ресурсы самых различных типов (вычислительные, программные, хранилища данных и др.) и позволит обеспечить коллективный доступ к ним на уровне факультета, а затем и на уровне СПбГУ.

В конце прошлого года состоялись два совещание, обсуждавшие эту тему. Первое, с участием представителей практически всех вышеперечисленных кафедр и Петродворцового телекоммуникационного центра СПбГУ, единодушно поддержало идею создания Центра на Физическом факультете.

В совещании у начальника Управления информационных технологий СПбГУ И.Г.Горбунова по вопросу создания подобного Центра на уровне Университета приняли участие профессора В.А.Фомичев, С.Л.Яковлев (Физический факультет), Р.А.Эварестов — советник первого проректора СПбГУ(Химический факультет), Н.В.Борисов (Факультет филологии и искусств), Г.Ф.Дейкало (Математико-механический факультет), а также директор Петергофского телекоммуникационного центра В.И.Золотарев и директор Василеостровского телекоммуникационного центра В.А.Ловчиков. Участники совещания обсудили и приняли решение по начальным шагам в этом направлении.

О центрах коллективного пользования

В последнее время Университет получил по «Инновационному проекту» довольно много единиц современнейшего оборудования. Они объединены на Физическом факультете в различные (во многом — виртуальные) центры: аналитический центр электронной спектроскопии нанообъектов, центры молекулярной спектроскопии, нанолитографии и так далее. Есть несколько научно-образовательных центров. Новое оборудование есть у химиков, биологов, на Факультете ПМ-ПУ и на других факультетах.

Молодой ученый хочет работать на современном оборудовании, для него это и есть карьера. Задачи, которые ставят сегодня перед собой ученые, все чаще имеют междисциплинарный характер. Эти два обстоятельства наводят на мысль о создании распределенного по факультетам центра коллективного пользования (ЦКП).

На состоявшейся в декабре 2007 года в Министерстве образования и науки конференции по перспективам развития ЦКП отмечалось совершенствование сети таких центров в России и тенденция к объединению отдельных ЦКП с соответствующим расширением зоны их деятельности. Всего финансировалось

56 организаций и вузов, представляющих ЦКП. Количество пользователей научного оборудования этих центров составило около 700 организаций. Заместитель начальника Управления программ и проектов Роснауки В.В.Качак сообщил, что по контракту с Агентством по науке и инновациям эти центры обязаны предоставлять вузам свои услуги бесплатно (по заявке). Думается, что эту информацию надо взять на вооружение.

Для современной мировой науки характерна жестокая конкуренция. Наши учебники перестали переводить на иностранные языки. Российских ученых практически не цитируют на Западе. Значит, нам следует подумать о переводе учебников и монографий наших коллег на иностранные языки, это должно заметно повысить рейтинг наших ученых и цитируемость в иностранных публикациях.

В СПбГУ по инициативе проректора по научной работе И.А.Горлинского начало такой работе положено: издана книга декана Математико-механического факультета, члена-корреспондента РАН, профессора Г.А.Леонова о связи классической теории устойчивости движения с современной теорией хаоса (на английском языке).

Новый элемент в организации научно-исследовательской деятельности

В 2007 году мы провели конкурс научных работ по тематическому плану. Конкурс впервые проводился внутри Университета и впервые проводился как по фундаментальным НИР, так и по прикладным НИР (в сфере образования). Во-первых, мы сохранили (путем проведения рейтингового конкурса) в 2008 г. на кафедрах те заказ-наряды, которые соответствуют утвержденному министерством пятилетнему тематическому плану НИР и которые по финансам составили прошлогоднюю сумму 25 млн. рублей. Во-вторых, мы провели конкурс новых фундаментальных НИР (5 млн. рублей) и прикладных НИР (3 млн. рублей). Созданная на факультете экспертная комиссия из ведущих профессоров различных кафедр разработала систему экспертных оценок и выделила 10 новых работ по конкурсу фундаментальных НИР и 7 работ по конкурсу прикладных НИР. В итоге мы имеем по тематическому плану Физического факультета на 2008 год 42 научные работы на сумму почти 33 млн рублей, что составляет 19% от всего тематического плана СПбГУ.

Вузовская наука уже давно живет на программных методах финансирования, которые основаны на учете эффективности работы. В Российской Академии наук последние несколько лет действует система показателей результативности научной деятельности (ПРНД), которая оказывает влияние на финансирование и на выплату надбавок к зарплате. Идея признается полезной, потому что она задает международные критерии в оценке труда ученых.

Институт, факультет и даже кафедра – достаточно большое образование. С другой стороны, время гениальных одиночек прошло: наука стала очень дорогой, требует использования сложных приборов, обслуживаемых профессионалами. Эффективность научной работы сегодня разумно определять только по совокупному результату деятельности минимальной научной единицы — лаборатории, сектора или научной группы, в которых и достигаются новые интересные научные результаты — проекты, разработки, прикладные, фундаментальные, любые. При этом нельзя забывать, что мы работаем в Университете, и поэтому правильнее говорить об оценке результатов научно-педагогической деятельности групп преподавателей и научных сотрудников. Разработать систему учета различных показателей мы должны в ближайшее время.

По материалам отчета заместителя декана по научной работе Физического факультета В.А. ФОМИЧЕВА на заседании ученого совета Физического факультета 15 января 2008г.  


Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков