Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3768) 25 января 2008 года

Прелюдия для органа В конце декабря в церкви Св. Екатерины прошел концерт магистрантов органного класса Института искусств СПбГУ. Открытый концерт – это особая форма проведения практического зачета для учащихся по программе «Музыкальное искусство».

В первый момент сложно понять, откуда доносится музыка — она вокруг вас и внутри вас. Звуки органа не бьют по ушам, а сразу проникают внутрь и захватывают целиком. Возможно, все дело в тембре звучания самого инструмента: вы слышите музыку, но это больше, чем просто аудиальное восприятие — звук настолько мощный, что музыку буквально чувствуете, ощущаете кожей. До мурашек и покалывания в кончиках пальцев.

За клавиатурой карильона студенты программы «Музыкальное искусство»

За клавиатурой карильона студенты программы «Музыкальное искусство»

Это музыка, к которой невозможно быть готовым, она всегда застигает вас врасплох. Представьте: обычный человек заходит в церковь прямо из повседневного мира, садится, ждет начала концерта, думает о разном, но, в любом случае, о слишком человеческом — и вдруг! — раздается музыка, которая тотчас заполняет все вокруг. Это не просто торжественная музыка — она божественна, потому что эти звуки не могут быть земными. Она объемнее, больше, мощнее, гармоничнее, чем человек может вообразить; она о том, чего нельзя и помыслить. Эта музыка просто не помещается в маленькую человеческую душу, переливается через край, и у человека захватывает дух.

Не человек слушает, впитывает в себя музыку, а сами звуки захватывают его, и он растворяется в них, становится частичкой чего-то великого и невозможного и возвышается сам. Слушая ее, невозможно не стать лучше. Лучше самого себя.

 

Таковы впечатления человека, впервые оказавшегося на концерте органной музыки в церкви Св. Екатерины, где выступали магистранты органного класса Института искусств. Органный концерт не случайно проходил именно в конце декабря, во время зачетной недели: открытые концерты – это особая форма проведения практических зачетов и экзаменов по специальности для студентов, обучающихся в Институте искусств по программе «Музыкальное искусство».

Под впечатлением от концерта я отправилась в Институт искусств, желая узнать об особенностях преподавания игры на старинных клавишных инструментах в нашем Университете. Увлекательную экскурсию по классам со старинными инструментами для меня провел Алексей Анатольевич Панов, доктор искусствоведения, директор образовательной программы «Музыкальное искусство».

«Музыкальное искусство» в Университете

Уже пять лет в структуре Факультета филологии и искусств СПбГУ функционирует Институт искусств, где среди различных направлений подготовки и специальностей в рамках основной образовательной программы «Музыкальное искусство» осуществляется обучение музыкантов-исполнителей на старинных клавишных инструментах. Университет, как известно, имеет обширную географию. Обучение по образовательной программе «Музыкальное искусство» осуществляется в здании на улице Камской, рядом со Смоленским кладбищем. Факт такого несколько необычного соседства поначалу обескураживает, но при ближайшем рассмотрении становятся очевидны его преимущества: несмотря на близость к шумным проспектам Васильевского острова, здесь стоит особенная тишина — не глухая, но прозрачная, почти кристальная, даже в пасмурную погоду. Именно такая тишина наилучшим образом подходит для спокойной и вдумчивой игры на старинных музыкальных инструментах — органе, клавесине и карильоне.

«Кто мы, зачем и почему?»

Образовательная программа «Музыкальное искусство» Института искусств была открыта в 2006 году по инициативе декана Факультета филологии и искусств СПбГУ профессора С.И.Богданова и директора Института искусств профессора И.Г.Уралова. В настоящее время она осуществляет подготовку студентов по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство (орган, клавесин, карильон)» (в настоящее время реорганизуется в бакалавриат) и по направлению 031600 «Искусства и гуманитарные науки» (программы подготовки магистров «Историческое исполнительство на клавишных музыкальных инструментах» и «История и теория музыкального исполнительского искусства»).

Возникает каверзный вопрос: каким образом программа, существующая только второй года, сумела подготовить за это время магистрантов органного класса, чей концерт прошел в конце декабря в церкви Св. Екатерины? Ответ предельно прост: вначале осуществлялся набор студентов только на магистерскую программу обучения по классам органа, клавесина и карильона. То есть отбор производился только среди кандидатов с высшим музыкальным образованием, окончивших другие высшие музыкальные учебные заведения. Два состоявшихся набора оказались очень сильными благодаря жесткому отбору абитуриентов из большого числа претендентов. Высокий конкурс обусловлен тем, что и в Петербурге, и в России в целом не так много высших учебных заведений, осуществляющих качественную профессиональную подготовку исполнителей на старинных клавишных инструментах.

Клавесин, изготовленный в Голландии

Клавесин, изготовленный в Голландии

В настоящее время в Санкт-Петербурге профессиональное обучение по классу органа производится только в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова и в Институте искусств СПбГУ. При этом, несмотря на краткий срок существования, инновационные образовательные модули, разработанные специалистами Института искусств, не только конкурентоспособны, но и имеют ряд бесспорных преимуществ. В основу этих модулей положена концепция «музыкант–исполнитель старинной музыки и исследователь старинной музыки». Характерному для традиционного музыкального образования (не только российского) разделению «исполнителей» и «музыковедов» противопоставляется синтез этих понятий, дополненный и обогащенный воистину безграничными возможностями классического университета в целом и филологических кафедр в частности. Вовсе необычным для традиционной практики является и присутствие в штате программы (казалось бы — сугубо практической, исполнительской) пяти докторов наук. Таким количеством докторов искусствоведения может похвастаться далеко не каждый российский музыкальный вуз!

Тяжело в учении — легко в бою!

Благодаря обширной и углубленной учебной программе учиться в Институте искусств нелегко. Нелегко, но интересно!

Основная трудность (и необходимое условие, обязательное для всех учащихся) состоит в том, что все студенты, независимо от выбранной ими специализации, обучаются игре на всех трех инструментах — органе, клавесине и карильоне — и по каждому из них сдают зачеты или экзамены. Директор объясняет необходимость такой нагрузки стремлением гарантировать каждому выпускнику профессиональную пригодность и возможность трудоустройства: «Если вы умеете играть на трех инструментах, и при этом играть хорошо, — то у вас всегда больше шансов найти место для успешного применения ваших способностей!»

Наши лауреаты
Лучшим доказательством эффективности системы преподавания и следствием труда талантливых преподавателей являются успехи наших студентов на многочисленных международных и всероссийских конкурсах исполнителей. За весьма короткий срок действия программы наши студенты уже успели принять участие в девяти престижных конкурсах, где весьма достойно представили наш Университет: конкурс в Гданьске (Польша), октябрь 2006 г. (Юлия Юферева — 1 премия и два специальных приза); конкурс им. В.Кикты в Архангельске, ноябрь 2006 г. (Мария Блажевич — 3 премия); конкурс в Санкт-Петербурге, апрель 2007 г. (Татьяна Лукьянова — 1 премия, Мария Блажевич — 2 премия); конкурс им. Бидлоо в Москве, июнь 2007 г. (Татьяна Лукьянова — 1 премия); Фестиваль духовной музыки Soli Deo Gloria, июль 2007 г. (Анна Калинкина — победитель (лауреат)); конкурс им. М.Таривердиева в Калининграде, сентябрь 2007 г. (Юлия Юферева — 2 премия и специальная премия, Анна Калинкина — специальная премия, Тарас Багинец — диплом и специальная премия); в Люксембурге, сентябрь 2007 (Анна Калинкина — диплом); в Римини (Италия), октябрь 2007 г. (Юлия Юферева — 1 премия и специальная премия, Татьяна Лукьянова — 2 премия); Открытый Всероссийский конкурс — ноябрь 2007 г. (Тарас Багинец — 1 премия, Юлия Юферева — 2 премия).

Занятия на каждом инструменте требуют больших затрат времени (не говоря уже о терпении), поэтому очевидно, что здесь каждому студенту необходимо не просто желание учиться, а сильная внутренняя мотивация. Именно поэтому так высоки критерии отбора студентов — руководство и преподаватели кафедры хотят быть уверенными в том, что студенты, набираемые на курс, относятся к своей будущей учебе не менее серьезно, чем преподаватели к работе. Тем не менее выдерживают не все. Некоторые, проявив себя на вступительных экзаменах с лучшей стороны, в процессе учебы все-таки «сдают позиции». Таких, конечно, немного, но как бы там ни было, их приходится отчислять. Это и правильно — зачем удерживать тех, кто может жить без этой музыки и, возможно, сможет лучше проявить себя в других сферах. Остаются самые сильные и заинтересованные — те, у кого «музыка течет по жилам», кому уже никуда не деться от собственного «музыкального предназначения».

Следует заметить, что руководство и преподавательский состав программы, в свою очередь, обеспечивают для студентов возможности повышения профессиональных навыков. Каждый преподаватель готов (и обязан) предоставить студенту дополнительные занятия помимо входящих в основной курс, если учащийся в них нуждается или просто изъявляет желание получить дополнительный урок.

Примечательна также форма сдачи практических зачетов и экзаменов в институте: ввиду того, что программа направлена главным образом на подготовку профессиональных исполнителей, контроль исполнительских навыков учащихся проходит в виде открытых концертов (например, в Петропавловской крепости), которые могут посетить все желающие. По окончании концерта преподавательский состав приступает к обсуждению и выставляет оценки выступавшим.

Сотрудничество со многими европейским университетами и музыкальными учреждениями дает возможность осуществлять обмен опытом и реализовывать временные программы обучения наших студентов за рубежом. Возможность студенческого обмена — это один из плюсов магистерской программы, в рамках которой осуществляется обучение. Диплом специалиста, который выдается в настоящее время, не котируется в европейских странах, что снижает интерес и желание иностранных студентов обучаться в России. Переход на магистерскую программу обучения открывает возможность культурного обмена среди исполнителей музыки на старинных инструментах, что способствует сохранению и передаче исполнительского опыта.

В Институте регулярно проводятся различные мастер-классы, кроме того, организуются ознакомительные экскурсии по городам Европы. Например, планируется экскурсия по городам Северной Германии с целью ознакомления с историческими органами.

Необычные инструменты
и особенные преподаватели

Орган, клавесин, карильон — инструменты старинные, редкие и необычные. Сегодня, в начале XXI века, в мире не так много людей, хорошо владеющих этими инструментами; но еще меньше квалифицированных опытных преподавателей, способных обучить студентов игре на этих инструментах в соответствии с классической традицией.

Институт искусств гордится тем, что в числе преподавателей программы «Музыкальное искусство» есть такие, как заслуженный артист России, профессор Даниэль Зарецкий, органист, давно получивший международное признание и известность, а также Йо Хаазен — профессор, почетный сенатор Совета Европы, ректор Королевской школы карильонов в Мехелене (Бельгия). Несколько лет назад президент Российской Федерации В.В.Путин «благословил» усилия профессора Хаазена по возрождению искусства карильонной игры в России, вручив последнему в Брюсселе Орден Дружбы и паспорт российского гражданина. По инициативе профессора Хаазена были построены большие концертные карильоны в Петропавловской крепости и в Петергофе. На этих карильонах сейчас занимаются и сдают экзамены студенты Института искусств СПбГУ. Есть в институте и учебный карильон, построенный на личные средства Й.Хаазена и российского общественного деятеля и благотворителя Б.Р.Ротенберга. Сегодня СПбГУ — единственное учебное заведение в Восточной Европе, где обучают игре на карильоне.

Любопытна также история появления в Санкт-Петербурге и других старинных инструментов, на которых теперь имеют возможность ежедневно играть студенты Института искусств. Учебный орган в здании СПбГУ на ул. Камской — дар руководства Университета Эрлангена (Германия). Орган же в здании Института искусств на 6–й линии Васильевского острова, 15, был подарен руководством Высшей музыкальной школы г. Штутгарта. В здании на ул. Камской находится и клавесин, по оценке специалистов — лучший в городе, изготовленный в Голландии в стиле фламандской школы 1680–х?гг. Важно, что процесс строительства клавесина в Голландии на всех этапах курировал выдающийся клавесинист профессор Густав Леонхардт, он же сыграл на нем концерт перед отправкой инструмента в Россию.

«Что день грядущий нам готовит?»

В завершение нашего «путешествия в мир музыки» директор программы «Музыкальное искусство» А.А.Панов рассказал о планах на будущее: «Прошедший год был в высшей степени трудным как для преподавателей и сотрудников Института, так и для студентов. Всякая новая, молодая структура на этапе становления сталкивается с множеством проблем, а так хочется получить все и сразу… Сделано немало, но следующий год мы видим еще более интенсивным и динамичным. Формируется уникальная, не имеющая аналогов в России библиотека по старинной музыке, в ее фонды постоянно поступают книги и ноты, в том числе и из-за рубежа. Ведется работа по привлечению средств для приобретения музыкальных инструментов, которых, как всегда, не хватает. Студенты и преподаватели мечтают получить возможность работать на педальном клавикорде, хаммерклавире, спинете. Двух учебных органов, бесспорно, мало. Главное же событие следующего семестра, к которому мы уже начали готовиться — государственный экзамен по органу первого выпуска магистратуры в форме открытого концерта, который состоится 28 апреля в Большом зале Филармонии.

Информацию о концертах магистрантов органного класса Института искусств вы можете найти на сайте СПбГУ в разделе «новости».  

Дарья Мельникова
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков