Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3768) 25 января 2008 года
от первого лица

М.Н.Кудилинский:
«Наша задача — решать проблемы,
а не создавать их…»

Что было сделано юридической службой Университета за год? Как будет развиваться правовая поддержка факультетов? Об этом рассказывает кандидат юридических наук Михаил Николаевич КУДИЛИНСКИЙ, проректор по правовым вопросам:

— Юридическая деятельность — в известном смысле деятельность обслуживающая. Наша задача — не разрабатывать проекты, а сделать всё необходимое, чтобы университетские проекты реализовывались законно и эффективно. Поэтому для каждого случая из всего спектра возможных решений мы ищем самый эффективный механизм реализации.

Михаил Николаевич Кудилинский

Михаил Николаевич Кудилинский

— Давайте начнем с самого начала, с младых ногтей. Почему вы пошли на юридический факультет? Кем хотели стать? Только юристом? Или экономистом? А может, математиком?

— Нет, математиком не хотел стать. Меня больше привлекали гуманитарные дисциплины: в школе нравились литература, история, география — особенно экономическая география. А к естественным или точным наукам я склонности не имел. Юристов в семье нет, но выбор я делал между юридическим и экономическим образованием. Интерес я испытывал и к той, и к другой сфере знания. Что впоследствии, в профессиональной биографии, и подтвердилось — я имею отношение не только к юриспруденции, но и к бюджетной, налоговой сфере.

Но я не любил математику, поэтому высшее экономическое образование для меня фактически было закрыто. И в 1994 году я поступил на Юридический факультет. Окончил его в 1999–м с красным дипломом, дипломную работу писал на кафедре государственного и административного права.

Учиться мне нравилось, со второго курса стал старостой кружка административного права, принимал участие в работе СНО Юридического факультета. Там и тогда были мои первые опыты научной работы. Учителем своим я считаю профессора Наталью Александровну Шевелеву — сейчас она заведующая кафедрой государственного и административного права и заместитель декана. Она много сделала для становления меня как ученого и преподавателя.

Окончив Юридический факультет, я поступил в аспирантуру на кафедре государственного и административного права, а в 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 2001 года — на преподавательской работе: ассистент, затем старший преподаватель и доцент.

Работать по специальности начал рано, со второго-третьего курса, успешно сочетая работу с учебой. Эпизодически принимал участие в конкретных проектах. С пятого курса работал в Юридическом комитете администрации Санкт-Петербурга на должности главного юрисконсульта. Трудился в аппарате Федерального Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа, потом на руководящей работе в Комитете финансового контроля Санкт-Петербурга. Практическая деятельность существенно помогала в моей преподавательской работе. Отмечу, что все время был на должностях юридических, но связанных с экономикой и финансами. Моя работа всегда была на стыке экономики и юриспруденции.

— Проректором по правовым вопросам СПбГУ вы стали в ноябре 2006 года. Какими были первые трудности в новом коллективе, на новой должности?

— В любой организации — свои управленческие традиции, свои особенности взаимоотношений. Когда приходишь в новый коллектив, то вначале надо понять, как здесь всё устроено. Даже если захочешь что-то изменить, сначала надо получить полную картину… Но в Университете я с 1994 года без перерывов, это для меня родная организация — поэтому особых трудностей, пожалуй, не было.

Задача юристов — не запрещать, а искать возможные формы решения проблемы. Просто сказать: «Так делать нельзя!..» и на этом остановиться — неверный ход. Надо обязательно найти решение поставленной задачи в рамках действующего законодательства.

В моем подчинении также находится недавно созданное Контрольно-ревизионное управление. Оно следит за законностью и эффективности расходования средств Университета. Основная задача КРУ — не столько выявлять нарушения, сколько их предотвращать.

— Можно ли на каком-то конкретном примере увидеть деятельность юридических служб Университета?

— Возьмем для примера актуальные вопросы интеграции науки и образования. Произошли известные изменения структуры подразделений Университета — институты вошли в состав факультетов — для того чтобы нам существовать в рамках действующего законодательства. Эту реорганизацию надо было провести законно, и так, чтобы не ущемить интересы научных сотрудников. Результат налицо: в работе подразделений не было срывов — ни по оплате труда, ни по вопросам организации научных исследований, а это свидетельствует о том, что механизмы реорганизации, разработанные с участием юридической службы, были верными.

За это время дважды вносились изменения в Устав Университета. Меняется законодательство, совершенствуется организационная структура — всё это требует закрепления в Уставе. В результате заметно повышается самостоятельность факультетов, что требует новых механизмов взаимодействия. Факультеты теперь сами решают значительный круг вопросов, а это требует изменений в работе юридических служб, всей системы правового обеспечения.

— Многих волнуют сложности закупки оборудования через тендеры. Рассказывают, что даже авиабилет для полета в командировку нужно покупать через тендер авиакомпаний… Эти вопросы тоже проходят через юридические службы?

— Да, мы решаем и эти вопросы, действительно трудные. Требования действующего законодательства зачастую являются чрезмерными, надо это признать. Но все равно мы должны сделать так, чтобы не остановилась деятельность Университета. Всегда ищем в рамках закона возможность удовлетворить потребности образования и науки. Закон все же дает такие возможности, пути решения есть. Нельзя сказать, что закон мешает работать.

Сложности, однако, есть. Размещение государственного заказа требует определенной квалификации, специальных знаний, но если подходить системно, видеть проблемы заранее, планировать закупки, то многое можно сделать.

До 2006 года не обращали должного внимания на решение подобных вопросов. И поэтому в 2007 году нам многое приходилось делать «с колес». Сегодня уже можно сказать, что ни один из проектов не провалился, ни одна из командировок не была сорвана. В следующем году, я уверен, будет гораздо легче. Мы будем искать системные решения, чтобы максимально облегчить для университетских служб и, что самое главное, для рядовых сотрудников разного рода формальности, соблюдая при этом все необходимые процедуры. Сотрудник вообще не должен об этих сложностях знать. Его задача — отправиться в командировку, а остальное обеспечивают соответствующие службы.

Есть определенная инерция: инерция мышления, инерция управленческих решений. Иногда хочется действовать так, как действовали раньше, многие годы — хотя законодательство кардинально изменилось. Надо менять мышление и восприятие ситуации.

Со своей стороны, администрация Университета делает все возможное для того, чтобы этот переход был максимально плавным, незаметным для рядовых сотрудников.

Юридической службой делается все необходимое, чтобы преподавательский состав мог спокойно вести свои занятия со студентами, ученые занимались научными исследованиями и не забивали себе голову правовыми проблемами.

— Вы работаете как с внешними службами — городскими, федеральными,— так и с внутриуниверситетскими. Можно ли сформулировать какие-то требования юридической службы к подразделениям? Или пожелания?..

— С расширением самостоятельности факультетов встает вопрос о правовом обеспечении их деятельности. Юридическое управление не в состоянии обеспечить все факультеты и оказать надлежащую правовую поддержку — их достаточно много, они расположены в разных концах города. Юридическая служба будет перестраиваться. Вопрос юридического обеспечения деятельности факультетов будет решаться в зависимости от возможностей и потребностей каждого факультета. Факультет может создать свою юридическую службу или нанять юриста. Если у факультета есть потребность в регулярной юридической помощи, но нет необходимых финансовых возможностей, будем искать способы помощи факультету. Юридическая служба Университета будет подстраховывать факультеты в переходный период. Возможна организация юридического сопровождения конкретных проектов или правовая экспертиза всех документов факультета. Но необходимо понимать, что расширение самостоятельности факультетов в экономических и кадровых вопросах не может не привести к расширению самостоятельности в сфере правового обеспечения. Ведь трудно себе представить, что, скажем, с Экономического факультета будут возить все документы в Административный корпус на визирование.

Необходимая помощь оказывается всем. Если возникает типовая проблема, рассылаются письма с обобщением практики. Но бывают и более сложные ситуации. Например, летом этого года в связи с включением НИИ в состав факультетов возникала масса текущих проблем, вызванных отсутствием на факультетах опыта финансово-хозяйственной деятельности. Мы с Игорем Алексеевичем Горлинским непрерывно, в режиме пожарной команды, решали возникающие вопросы. По существу, факультеты, расположенные в Петергофе, за несколько месяцев прошли путь к организационной и экономической самостоятельности, который другие факультеты проходили годами. Мы понимали проблемы факультетов, помогали их решать. В короткие сроки факультетами и централизованными службами была проделана колоссальная работа.

Остались вопросы, связанные с отчетностью, с завершением финансовых операций по старым счетам, отдельные организационно-технические вопросы, но в целом проблема решена, реорганизация завершена успешно. Открылись новые перспективы для интеграции науки и образования. Появились мощные факультеты, у деканов появился ресурс, который можно использовать и на образование, и на науку. Юридическая служба Университета внесла в эти процессы свой посильный вклад.

— Институты вошли в состав факультетов. Схема перехода из старого состояния в новое у всех одна и та же, или везде по-своему?

— Суть в том, что самостоятельность факультетов в Университете — не декларативная, а реальная. Каждый факультет сам решает, как интегрировать образовательную и научную деятельность. Естественно, на каждом факультете есть своя специфика, разное видение собственного развития, а значит, и переход к новой схеме учебно-научной деятельности не может быть одинаковым. У декана и ученого совета факультета достаточно большое поле для решений. Юридическая служба оказывает необходимую помощь факультетам и службам проректора по учебной работе.

— Каковы ближайшие перспективы деятельности ваших двух служб — юридической и контрольно-ревизионной? Над чем вы будете работать в 2008 году?

— Приспосабливаться к работе в новых условиях самостоятельности факультетов. Это требует определенных организационных усилий. Будет новая картина взаимоотношений между факультетами и юридической службой Университета. Для Контрольно-ревизионного управления стоит задача — перейти от контроля к профилактике возможных нарушений. Для этого, в частности, будут внедрены электронные системы учета закупок и платежей. Надо, чтобы каждая ошибка оперативно выявлялась и сразу же исправлялась. Будет укрепляться кадровый состав Юридического и Контрольно-ревизионного управления, привлечем квалифицированных сотрудников.

Мы работаем над тем, чтобы организационные проблемы оставались именно проблемами ректората. И один из показателей нашей работы — то, что рядовые сотрудники даже не догадываются о том, что есть какие-то трудности. Проблемы есть всегда, и наша задача — их решать, а не создавать. Если мы решаем проблемы, и при этом основную массу сотрудников Университета они не затрагивают, — значит, мы работаем хорошо. Проблемы не должны замалчиваться, но также неправильно было бы перекладывать ответственность за их решение на плечи преподавателей или научных работников.

В начале следующего года будет запущена электронная база данных по локальным актам Университета. Приказы, которые касаются всех сотрудников и студентов, должны находиться в свободном доступе с любого компьютера, подключенного к сети Университета. Такая электронная система создается на операционной базе, любезно предоставленной консорциумом «Кодекс». Кстати, консорциум «Кодекс» является нашим давним партнером. Уже не первый год мы имеем возможность бесплатно использовать системы «Кодекс», и наше сотрудничество продолжает расширяться.

Сейчас на поиск нужных приказов с изменениями и дополнениями уходят часы, а иногда и дни! Когда будет сделана единая база документов, каждый сотрудник или студент сможет легко найти нужный приказ, касающийся его прав.  

Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков