Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 5 (3791), 30 марта 2009 года

Выпускники «Истинно русский дворянин, занимающийся истинно дворянским делом…»



Судьбы многих выпускников Санкт-Петербургского университета заслуживают подробного изучения. До недавнего времени была мало известна, например, судьба Николая Николаевича Неплюева, выпускника Юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета (1875 г.), молодого дипломата из древнего боярского рода, давшего России династии Романовых, Шереметевых, Колычевых. Главное дело всей его жизни — Воздвиженское трудовое братство, успешный социальный эксперимент создания принципиально нового типа сообщества — было разрушено и предано забвению в 20-х годах ХХ века… А теперь возрождается, потому что опыт XIX века оказался актуальным сегодня, в веке XXI. В Санкт-Петербургском университете прошла Международная конференция, посвященная 100-летию памяти выдающегося русского философа и общественного деятеля Н.Н.Неплюева. Конференция была организована Факультетом филологии и искусств СПбГУ, Российской академией естественных наук и Международной лигой защиты культуры.

Публикуем рассказ академика РАЕН Георгия Николаевича ФУРСЕЯ — внука Андрея Ивановича Фурсея, ближайшего ученика и сподвижника Н.Н.Неплюева.

 

Н.Н.Неплюев

Н.Н.Неплюев

Николай Николаевич Неплюев получил блестящее дворянское образование. В 1875 г. он окончил Юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета и был направлен на дипломатическую службу. Молодой дипломат Н.Н.Неплюев служил советником при русском посольстве в Мюнхене (Германия), вёл великосветскую жизнь и имел блестящие перспективы для развития своей карьеры. Эта жизнь, однако, совершенно не устраивала Николая, он ею тяготился. И однажды ему приснился сон, в котором он ощутил себя в своём родном имении, среди крестьянских детей, и почувствовал, что его призвание состоит в том, чтобы сделать их счастливыми. Он без колебания оставил блистательную дипломатическую карьеру и посвятил себя этому святому делу. Готовя себя к этой миссии, он — для углубления своего образования — поступает вольнослушателем в Петровскую земледельческую академию и получает фундаментальные экономические знания. Одновременно обстоятельно знакомится с православной литературой.

Начало

Для того чтобы понять, насколько радикально аристократ Н.Н.Неплюев изменил свою жизнь, вспомним, что он происходил из виднейшего рода боярина Андрея Кобылы. Этот род дал России династии Романовых, Шереметевых и Колычевых. Замечательным представителем этого рода по линии Неплюева был святитель Филипп (1507–1569), митрополит Московский и Всея Руси, который самоотверженно порицал деспотизм и жестокости Ивана Грозного, за что был казнён им.

Отец Н.Н.Неплюева, Николай Иванович, был предводителем дворянства Черниговской губернии, мать Александра Николаевна, урождённая баронесса Шлиппенбах, — внучка шведского полководца Вальдемара Антона Шлиппинбаха, ставшего сподвижником Петра I…

В 1877 г. Н.Н.Неплюев возвращается в имение отца — хутор Воздвиженский Черниговской губернии (ныне — Сумская область в Украине) и начинает с того, что в 1881 г. создаёт там детский пансионат (приют) для одарённых крестьянских детей-сирот. Первоначально туда были приняты всего 6 воспитанников. В 1885 г. он открывает в Воздвиженске мужскую сельскохозяйственную школу. В 1889 г. состоялся первый выпуск этой школы, и трое его учеников захотели остаться со своим учителем (среди них был и мой дед — Андрей Иванович Фурсей).

Александра Николаевна Неплюева с детьми Братства (первый слева в верхнем ряду Коля Фурсей).

Александра Николаевна Неплюева с детьми Братства (первый слева в верхнем ряду Коля Фурсей).

Н.Н.Неплюев понимал, что если этих продвинутых детей поместить в обычную, достаточно грубую среду того времени, то они едва ли смогут в ней адаптироваться. Тогда он ставит задачу создать для них особую среду жизни и труда, получившую название «Первое трудовое братство». Он к этому тщательно внутренне готовился и вместе со своим учеником (моим дедом) в 1889 г. ездил для получения благословения к отцу Варнаве, знаменитому старцу Троице-Сергиевой Лавры. Дело Трудового братства было поддержано Иоанном Кронштадтским. Он называл Неплюева «истинно русским дворянином, занимающимся истинно дворянским делом».

В 1891 г. была создана женская школа, получившая название Преображенской. В 1893 г. был утверждён Устав православного Крестовоздвиженского трудового братства. Устав являлся основой юридической и экономической самостоятельности братства. Он определял также его устойчивость по отношению к любым попыткам ликвидировать Братство или исказить принципы его жизни. Именно поэтому Николай Николаевич Неплюев добивался и, в конце концов, добился высочайшего соизволения на утверждение Устава самим Императором. Устав был утвержден Александром III 16 сентября 1894 года. 22 июля 1895 г. состоялось официальное торжественное открытие Трудового братства.

Идеи Неплюева поддерживали Владимир Соловьёв, Алексей Хомяков, Лев Толстой, Иоанн Кронштадтский и другие, а также ряд международных организаций. Братство начало прогрессивно развиваться, и к 1908 году его численность достигла 500 человек.

Но становление Братства встретилось с чрезвычайными трудностями. Если бы не исключительная энергия и настойчивость Н.Н.Неплюева и не его родственные связи с царской фамилией и рядом правящих династических кругов России и Европы, это начинание никогда бы не могло быть реализовано. Его идеи представлялись для многих из его окружения и для высшего духовенства слишком радикальными и поэтому опасными. Особенно жёстко против идей Неплюева выступал оберпрокурор Синода К.П.Победоносцев, обладавший исключительно большой властью при Александре III. Он даже запретил издание сочинений Неплюева в России.

Идеи

В конце XIX века был предпринят целый ряд попыток создать более счастливую форму жизни. Эти попытки были связаны с уходом от реальных пороков общества того времени, обращением к простой жизни, более близкой к природе и т.п. Это было мирное выражение несогласия с существующим, некий социальный протест типа протеста молодёжи — хиппи или клошаров середины ХХ века. Большинство этих попыток не основывались на глубокой духовной, культурной основе, не были продуманы организационно и не имели экономического базиса. Можно вспомнить хотя бы толстовскую школу в Ясной Поляне, которая была выдающимся образовательным экспериментом.

Н.Н.Неплюев с крестным сыном Колей Фурсеем.

Н.Н.Неплюев с крестным сыном Колей Фурсеем.

Практически единственным удачным во всех отношениях социальным опытом был опыт создания Трудового братства Н.Н.Неплюева. Успех этого начинания был предопределён чётким пониманием Неплюевым главных принципов и главных целей создания принципиально новых отношений и принципиально нового сообщества, базирующегося на этих отношениях. Эти отношения опирались на глубокие нравственные корни, заложенные в христианстве, и обширные научные знания.

Определяющей в создании этого сообщества была духовная составляющая, базирующаяся на христианском фундаментальном понимании Любви.

Важнейшими компонентами сообщества являлись воспитание и образование, основывающееся на высоких достижениях культуры, научных знаниях как неотъемлемой части культуры, и передовых формах организации труда и отношения к нему, как к процессу творческому и приносящему радость.

Важна была и мощная экономическая база, основывающаяся на личном богатстве Н.Н.Неплюева и глубочайшем понимании, как использовать его во благо. Не подаяние, не дарение, а создание системы, позволяющей устойчиво создавать и воспроизводить жизненно необходимые материальные и духовные блага.

И конечно же, в основе всего лежала выдающаяся личность самого Н.Н.Неплюева, христианского философа, юриста и непревзойденного организатора, вооружённого глубокими экономическими знаниями того времени.

Организация

Дети принимались в школы с восьми лет и получали там начальное и специальное сельскохозяйственное образование. Школы Братства по общеобразовательному уровню соответствовали среднему образованию того времени, а по профессиональному образованию, культурному уровню и нравственному воспитанию существенно его превосходили. Наиболее одарённые дети могли продолжить своё образование в крупных городах, в том числе получали высшее образование.

Воспитание и развитие детей осуществлялось через высокие образцы культуры. В Братстве устраивались регулярные выставки, литературные и поэтические вечера, театральные представления, существовал свой детский театр, имелась обширная библиотека. Дети приобщались к рисованию, живописи, классической музыке. Погружение в музыкальный мир проходило в непринуждённой, неформальной обстановке.

«Часто Николай Николаевич приглашал учеников к себе на дом, где играл на фортепиано избранные музыкальные произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта, а также свои произведения… Вначале отсутствие музыкального чутья делало эту музыку не только непонятной, но и скучной, так как детский слух, доселе искусившийся только на несложной музыке во время сельских свадеб, не мог вместить в себе это море звуков, и чудная музыка казалась нам просто грохотом, под который многие и засыпали. Но Николая Николаевича это нисколько не смущало, он добродушно смеялся над сонями и продолжал играть…»

(из воспоминаний А.И.Фурсея).

 

В Братстве воспитывалось уважение и радостное отношение детей к труду. Любой труд считался достойным, и в любой трудовой деятельности всячески приветствовалось творчество и поощрялась жажда преодоления. Любой труд в Братстве считался равнозначным, вне зависимости от того, труд ли это учителя, или работа в поле, или даже работа прачки. При этом делалось всё возможное, чтобы облегчить рутинные формы труда машинами, приспособлениями, изобретениями.

Очень важным нравственным принципом был девиз «Ничего лишнего». Всё необходимое для жизни в Братстве существовало и предоставлялось всем членам Братства в равной степени: хорошее здоровое питание, в случае необходимости — лечение, комфортное благоустроенное жилище и так далее. Одежда детей и взрослых членов Братства была опрятной, изящной и удобной, даже в какой-то степени праздничной, но не принимались никакие излишества. Неплюев исповедовал тезис опрятной, здоровой и изящной простоты.

Дети были одеты удобно, чисто и функционально. Это можно видеть на фотографии, где дети окружают свою учительницу, Александру Николаевну Неплюеву, мать Николая Николаевича. Как говорили очевидцы, было удивительно радостно видеть обычно замызганных крестьянских детишек в чистой удобной одежде с карманчиками на перевязи, в которых помещался носовой платок.

Все члены Братства были разбиты по профессиональным склонностям на так называемые «братские семьи», своего рода гильдии — семьи учителей, хлебопашцев, молочников и так далее.

Важнейшим принципом распределения доходов в Братстве было равенство. Все, вне зависимости от занимаемой должности и специализации, получали равную долю дохода на свои личные счета. Это было общеизвестно, и, несмотря на то что некоторым это не совсем нравилось, такой подход исключал зависть и карьеризм. Движущим стимулом являлось гораздо более высокое чувство стремления к процветанию и успеху всего сообщества.

Принципиальным моментом являлась свобода. Каждый свободно, по собственному призванию, вступал в Братство, и так же свободно мог выйти из него. При этом он получал всю свою заработанную долю дохода. Следует отметить, что к моменту становления Братства доходы его были весьма значительны, и каждый член Братства был вполне состоятельным человеком. Но главное — в частности, благодаря равной оплате труда, оказалось возможным реализовать другую, более высокую форму свободы — свободу от корысти, и наметить новые подходы к труду. Формулируя кратко — это позволило осуществить принцип перехода от традиционного труда к творчеству.

Успехи и разрушение Братства

Хозяйственная жизнь Воздвиженского трудового братства была организована на высокой научной и технологической базе, на десятки лет опередившей организацию сельского хозяйства в России. Братство располагало мощной электростанцией, телефонной сетью, имелось 7 тракторов, оно обладало высочайшей по тем временам агрокультурой, использующей последние научные достижения (использовалась, в частности, десятипольная система севооборота по Докучаеву). Такой подход обеспечивал урожайность почти в 2,5 раза более высокую, чем в среднем по Черниговской губернии.

В 1901 году, к моменту, когда Братство по-настоящему встало на ноги, Н.Н.Неплюев передал ему в дар практически всё своё громадное состояние, состоящее из 18 тыс. га земли, с лесом, постройками и заводами на общую сумму 1,8 млн золотых рублей, что по нынешнему курсу составляет несколько миллиардов долларов.

К 1929 г. Братство имело около 1000 га полеводческих земель, 160 га земель под луговодство, 330 га под лесное хозяйство, ряд мощных заводов и производств и так далее.

Международный интерес к Братству до революции был настолько велик, что число визитёров год от года возрастало в геометрической прогрессии, и Н.Н.Неплюев вынужден был специально ограничивать число посетителей. Опыт Трудового братства Неплюева изучали: Краковский университет, Сорбонна, Французская академия моральных и политических наук. Трудовое братство входило в состав международных гуманитарных ассоциаций: в Лигу мира, Союз единения, Англо-русский союз, Детскую лигу. В 1915 году его принял под свою эгиду Международный Красный Крест.

Братство использовало новейшие достижения экономики, что обеспечивало высокую эффективность хозяйства. Использовался грамотный менеджмент, анализ рынка, привлечение дополнительной рабочей силы в период «пиковой» нагрузки. Производственная деятельность тщательно планировалась, анализировался бюджет Братства и наиболее эффективные вложения в будущие производства и т.д.

Воспитанное в школах Братства отношение к труду и умение эффективно трудиться позволяло Братству адаптироваться практически в любых сложных условиях. Это особенно проявилось после 1917 года, когда произошло полное изменение производственных отношений и когда экономика России находилась в удручающем состоянии. Даже в этих условиях Братство продолжало высокопроизводительно трудиться.

Сначала пример Братства импонировал новой власти, в 1919 г. Братство стало называться Первой украинской советской коммуной, о ней писала ранняя советская пресса. Однако очень скоро стало ясно, что Братство является белой вороной, оазисом в море ужасающей бедности, нищеты, голода, в окружении малоспособного к производительному труду, практически «пролетарского» крестьянства, озлобленного и желающего немедленного передела собственности. Посыпались доносы, заработали комиссии, и началось… Коммуна была превращена в сельскохозяйственную артель, затем в колхоз. В период коллективизации члены Братства рассматривались как кулаки. В 1925 году руководители Братства были арестованы с конфискацией имущества. Началось разграбление. В 1929 году все члены Братства были выселены из Воздвиженска, многие из них репрессированы, сосланы, некоторые поплатились жизнью. Крестовоздвиженская церковь была снесена, настоятель убит, на месте Братства «воздвигнута» уголовная колония для особо опасных преступников.

Художник Николай Фурсей

В ряду судеб воспитанников Братства стоит и судьба моего отца Николая Андреевича Фурсея (1897–1942), художника, музыканта и литератора. Крёстным отцом Коли Фурсея был Николай Николаевич Неплюев, который его чрезвычайно любил. Судьба отца была прекрасна, поскольку он прожил свою жизнь творчески, и в то же время чрезвычайно трагична: его убили в ГУЛАГе в расцвете сил. На допросах, когда его спрашивали, какое он имеет образование, он, шутя, отвечал: «домашнее», что было совершенно правильно, так как основы воспитания и образования он получил именно в Братстве.

Художник Николай Фурсей (1897–1942)

Художник Николай Фурсей
(1897–1942)

Первый раз Н.А.Фурсея арестовали в 1927 г. Отца осудили по статье 58, пункт 11. Приговор суда — три года лагерей с последующей трехлетней ссылкой. Срок он отбывал на Соловках — там большевистские власти содержали в заключении интеллектуальную и духовную элиту общества. На Соловках Николай Фурсей и встретил свою будущую жену и мою мать Веру Герман, старшую дочь Петра Андреевича Германа, выдающегося российского педагога. Она была выпускницей историко-филологического факультета Ленинградского университета. После окончания срока их отправили в ссылку в Архангельск. Венчались они в архангельском соборе.

В феврале 1941 года отца по доносу снова арестовали. Архангельский областной суд осудил его «за антисоветские высказывания по поводу союза СССР с гитлеровской Германией и за ложные измышления о бедственном состоянии советской культуры» на 10 лет лагерей. Отправили его на лесоповал в Архангельскую область. Однако Военный трибунал войск НКВД в июле 1942 года изменил ему меру пресечения и приговорил его к расстрелу. В обвинительном заключении этот приговор мотивирован тем, что Николай Фурсей «восхвалял вражескую культуру, немецких композиторов Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями…».

Друзья по Братству спасли нас с бабушкой в период преследований родственников и детей репрессированных. Бабушка строжайшим образом хранила тайну о смерти отца, и я узнал о судьбе родителей только в 90-х годах. Только это позволило мне закончить военную техническую школу и поступить в Ленинградский университет.

Н.Фурсей. На краю тундры. 1940 г.

Н.Фурсей. На краю тундры. 1940 г.

…Опыт Воздвиженского трудового братства вызывал исключительный интерес в конце XIX века. Сейчас он вновь становится востребованным. В настоящее время опыт Братства возвращается из небытия. Появляются публикации трудов Н.Н.Неплюева, создаются кинофильмы. В Воздвиженске создан народный музей Трудового братства.

Межпарламентская ассамблея стран СНГ, Российская академия естественных наук, Международная лига защиты культуры и ряд выдающихся людей России: академик Н.П.Бехтерева, академик Б.В.Раушенбах и другие поддержали идею создания в Воздвиженском национального музея, национального парка, а также идею возрождения сельскохозяйственной школы. Совсем недавно А.Ф.Малышевским опубликован трёхтомник сочинений Н.Н.Неплюева.

На недавней международной конференции в СПбГУ, посвященной 100-летию памяти Н.Н.Неплюева, известный украинский экономист, академик РАЕН Л.Г.Мельник проанализировал социально-экономические основы Неплюевского братства. Было рассказано о судьбах воспитанников Братства, об очагах духовного возрождения в России.  

Г.Н.Фурсей,
профессор, академик РАЕН, вице-президент РАЕН,
председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН
Фото Анны Чижик и из архива автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков