Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 1 (3787), 27 января 2009 года
urbi et orbi

Аршин для измерения России

Студенты в зале заседаний Учёного совета факультета журналистики СПбГУ обычно появляются редко. Разве что на занятиях, когда аудиторий не хватает. И вправду, обстановка зала — прямоугольник из столов, разрываемый академической кафедрой, интригующая своей непонятностью картина на стене, — наводит на мысли о солидных научных конференциях, защитах диссертаций, учёных мужах в строгих костюмах и дамах в очках, двигающих вперед отечественную науку о журналистике, рекламе и связях с общественностью. Однако 11 декабря теперь уже прошлого года зал заседаний заполонила молодёжь — тоже, впрочем, интересующаяся наукой. Студенческое научное общество факультета журналистики проводило дискуссионный клуб «Имидж государства: понимание, измерение, управление».

Проект федерального значения

Интерес молодых исследователей к подобной теме не случаен. Уже второй год факультет журналистики работает над научно-исследовательским проектом «Построение интегральной модели имиджа государства в мировом информационном пространстве». Руководит им Дмитрий Петрович Гавра — профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой теории коммуникации факультета.

Президиум в действии. Михаил Петров и Дмитрий Гавра рассуждают о сложности имиджа государства. Слева направо: Михаил Петров, Дмитрий Гавра, ведущая заседания Анастасия Етерскова.

Президиум в действии. Михаил Петров и Дмитрий Гавра рассуждают о сложности имиджа государства. Слева направо: Михаил Петров, Дмитрий Гавра, ведущая заседания Анастасия Етерскова.

— Наше исследование — фундаментальное, в его рамках мы хотим создать обобщённую структурную модель внешнеполитического имиджа государства и обосновать механизмы его мониторинга и изменения, — говорит ученый.

По словам ещё одного участника проекта, кандидата социологических наук, доцента кафедры теории журналистики Игоря Николаевича Блохина, необходимость в подобных разработках возникла уже давно, с начала 90-х годов прошлого века.

Идея исследования естественным образом выросла из персональных научных интересов Дмитрия Петровича Гавры. Профессор давно занимается специальными технологиями формирования общественного мнения, связей с общественностью, политическими коммуникациями. Более того, коммуникативные технологии — прямая сфера интересов кафедры, работой которой руководит Гавра.

Однако до 2007 года заинтересовать Санкт-Петербургский университет исследованиями подобного рода не получалось. Денег на фундаментальные исследования alma mater гуманитарным факультетам не выделяла. «Какая же наука может быть на журфаке?» — пародирует неверующих в научную ценность гуманитарного знания Дмитрий Петрович. Но в 2007 году трансформация системы распределения университетских фондов на научно-исследовательскую работу наделила все факультеты равными правами. После необходимой подготовительной работы проект, рассчитанный на три года, включили в тематический план НИР СПбГУ, что означало как признание его важности и актуальности, так и финансирование из федерального бюджета.

«Нет ничего практичнее хорошей теории»

Поскольку проект «Имидж государства» (так его называют неофициально) — фундаментальное научное исследование, его первичная цель — построить интегральную, учитывающую все возможные показатели теоретическую модель образа страны. По сути, максимально полно понять, какие факторы и с какой силой влияют на имидж государства, каким образом можно этими факторами манипулировать к пользе того или иного участника международных отношений.

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРИСУЖДЕНИЕМ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 2008 ГОДА В ОБЛАСТИ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ М.А. ШИШКИНУ И Д.П.ГАВРУ!
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. 2035-р г. Москва декану Факультета журналистики, профессору Марине Анатольевне Шишкиной и заведующему кафедрой теории коммуникации, профессору Дмитрию Петровичу Гавре присуждена премия Правительства Российской Федерации 2008 года в области печатных средств массовой информации.

Проект рассчитан на три этапа. Первый из них — изучение образа России в зарубежных средствах массовой информации — уже завершён. Вторая фаза будет посвящёна имиджу ведущих мировых держав в российской медиасреде. Кроме того, тщательному анализу подвергнутся компоненты имиджа государства как такового: политический, экономический, культурный и другие. Результатом проекта должны стать теоретическая модель, системные индикаторы, методики измерения, кодовые книги и пилотные программы измерения. Исследования должны также иметь широкое практическое применение. О том, что в Российской Федерации подобные технологии пока не распространены, свидетельствует многое

— Имея подобную модель, мы сможем получить детальное представление об инструментах управления внешнеполитическим имиджем государства, — считает руководитель проекта. — В кризисный момент, когда Грузия напала на Южную Осетию, субъектом управления имиджем России в той ситуации был кто угодно, но не Россия. Часть инвесторов и начала уводить свои капиталы, руководствуясь прочитанным в авторитетных СМИ.

Опасны в этом смысле и русско-украинские взаимоотношения, где каждая из сторон демонизирует оппонента, пытается создать «образ врага», используя, например, исторический факт «голодомора» как манипулятивную технологию формирования негативного отношения.

Проблемы и перспективы

По мнению Игоря Николаевича Блохина, России сейчас необходимо создавать образ миролюбивой, но в то же время сильной страны, ещё одного полюса многополярного мира.

Есть и другая проблема: некоторые субъекты мировой политики совсем не заинтересованы в позитивном имидже России.

— Стереотипы менять сложно, тем более что противостояние России и Запада — стержневая линия исторического развития нашей страны. Даже к положительному образу возможно настороженное отношение, — говорит Игорь Николаевич. При этом учёный надеется, что проект «Имидж государства» поможет нам поумерить не только чужую, но и свою ксенофобию.

Конечно, медиаимидж, то есть имидж, создаваемый СМИ, — это еще не все. Существует ряд географических, исторических, культурных факторов, которые тоже необходимо учитывать.

— Иногда на первый план выходят очень узкие сегменты. Например, в отношении Японии мы можем говорить о мировой экспансии суши как национальной кухни или аниме как особого вида искусства. Эти явления тоже формируют имидж государства, — рассуждает Дмитрий Петрович Гавра. — Наша задача — дать инструмент и обучить практиков работе с материалом.

Он уверен, что у проекта хорошие перспективы, исследование может быть интересно не только российским властям, но и представителям зарубежных держав — им можно оказывать консалтинговые услуги, чтобы улучшить имидж их государств как в России, так и в отдельных регионах или даже по всему свету.

Командная игра

Как же функционирует проект «Имидж государства»?

— По проектному принципу, конечно. Как руководитель проекта, я решаю, кого приглашать, — отвечает Дмитрий Петрович Гавра.

Когда проект только задумывался, был проведён анализ потенциала профессоров и преподавателей факультета журналистики. Исходя из этого и принималось решение, стоит ли приглашать того или иного научного сотрудника в команду. Факультет не обошёлся собственными силами — к участию в проекте были привлечены специалисты из СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Невского института языка и культуры. Тем не менее, руководителю проекта удалось вовлечь в работу над «Имиджем государства» почти весь факультет, начиная от кафедры периодической печати и заканчивая кафедрой истории журналистики.

Молодые исследователи не на шутку заинтересовались проблемой управления образом страны.

Молодые исследователи не на шутку заинтересовались проблемой управления образом страны.

— Мы выступили как эксперты по данной программе. Нашей задачей стал отбор наиболее авторитетных иностранных СМИ, формирующих имидж России в глазах читателей за рубежом, — говорит заведующий кафедрой международной журналистики факультета, профессор, доктор социологических наук Анатолий Степанович Пую.

Студенты в проекте «Имидж государства» задействованы весьма активно. Конечно, большая часть молодых исследователей занимается анализом эмпирической информации. Есть и исключения: так, студентка 5-го курса отделения «Связи с общественностью» Анна Чижова предложила «орбитальную модель» имиджа государства, которая и вошла в проект. Несмотря на возраст и статус, начинающая PR-специалист отлично влилась в команду:

— Мы вместе обсуждаем тему, основные идеи какого-либо замысла, а потом я самостоятельно работаю. Обратная связь всегда присутствует, периодически мы обсуждаем достоинства и недостатки, что-то исправляем. Интересно и продуктивно работать с руководителем, который заинтересован в проекте и помогает находить нужные решения, — говорит она.

Был ли грозен Иван Грозный?

Очевидно, что при такой вовлечённости факультета журналистики в проект Студенческое научное общество не могло остаться в стороне.

— Имидж государства — это актуально во все времена, но ведь важно еще и понять, что он значит в современном информационно-сетевом обществе. Как показывает опыт предыдущих дискуссионных клубов, а мы регулярно проводим их с 2006 года, тема имиджа государства в целом и России в частности студентам интересна, — говорит кандидат филологических наук, ученый секретарь СНО факультета журналистики СПбГУ Ольга Александровна Никитина.

Ким Киренс (Kim Kierans), директор Школы журналистики университета Кингс Колледж, Галифакс (Канада):
— Я никогда не слышала о каком-либо проекте, аналогичном «Имиджу государства», в Канаде или США. Я думаю, влияние масс-медиа на имидж стран исключительно велико, ведь СМИ могут как увековечивать стереотипы, так и развенчивать их. Имидж страны часто зависит от информации, которую государство не в силах контролировать. Важно быть уверенным в том, что у иностранных журналистов есть необходимый опыт и фоновые знания, что они понимают культуру и те затруднительные обстоятельства, в которых находится страна.

Зал заседаний Учёного Совета факультета, где проходил дискуссионный клуб, действительно оказался полон. Пришлось даже искать дополнительные стулья. Однако началось всё далеко не с дискуссии. Молодым исследователям продемонстрировали документальный фильм об историческом имидже России, неразрывно связанном, в частности, с именем Ивана IV Грозного. Создатели фильма утверждали, что западные правители специально культивировали образ русского монарха как жестокого и кровавого тирана с целью отвести взгляд современников и потомков от собственных злодеяний и досадить ненавистной России. Дмитрий Петрович Гавра выступал в этом фильме как эксперт, говорящий о могучей силе манипулирования историческими фактами. С этим сложно поспорить, но общая тенденциозность фильма породила у аудитории немало скептических усмешек, возражений и комментариев. Впрочем, на то клуб и дискуссионный.

Согласно регламенту, первым оратором вечера должен был стать автор проекта, однако он галантно уступил кафедру студентке 5-го курса отделения «Журналистика» Александре Фёдоровой, выступившей с докладом «Визуальный имидж России: лидеры государства глазами иностранных фотографов».

Александра уверена, что фотография играет важную роль в формировании имиджа государства в печатных СМИ, поскольку всегда занимает на полосе активную позицию. «Если фотография сопровождается хотя бы десятью словами, она может рассказать больше, чем десять тысяч слов», — цитирует оратор слова знаменитого фотографа Эдварда Стейхена. Фотография воздействует на эмоциональную сферу, с её помощью можно легко играть на стереотипах, подавая лидеров государств или их значимые символы (Кремль, Белый дом, Рейхстаг) в том или ином свете. В том, что фотография чаще всего подчинена тем или иным манипулятивным целям, слушатели убедилась на примере анализа изображения Владимира Путина на обложке журнала Time.

Доклад Александры Фёдоровой вызвал бурную дискуссию среди собравшихся. Доцент кафедры связей с общественностью, кандидат экономических наук Михаил Кириллович Петров даже предложил проголосовать, кому вышеупомянутая фотография нравится, а кому нет, и можно ли её обратить на пользу имиджу России.

— Такие мероприятия стимулируют интеллектуальную и научную деятельность учащихся. Студенты учатся корректно дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко задавать вопросы. А в результате происходит обмен научными и творческими идеями, — говорит Ольга Александровна Никитина. Над «Имиджем России» студенты будут «работать» еще не раз — в рамках дискуссионных клубов студенческого научного общества факультета журналистики СПбГУ и традиционной научно-практической конференции студентов и аспирантов «СМИ в современном мире. Молодые исследователи», которая состоится на журфаке 4–6 марта 2009 года.

Сайт проекта «Имидж России» — www.statebrand.ru.  

Павел Румянцев,
студент
Фото О.А.Никитиной

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков