Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 28-29 (3653-54), 12 декабря 2003 года
мир и мы

Крестоносец высоких технологий



Интервью с консультантом компании IBM
по вопросам программного обеспечения
господином Удо

– Вы провели в России неделю и что вы можете сказать?

– О России я могу сказать, что это страна, которая очень быстро проносилась за окнами автомобиля, каждое утро доставлявшего меня из гостиницы «Астория» в Петергоф. Если же говорить серьезно, цель моего визита чисто рабочая, и я не могу выделить себе много времени на осмотр достопримечательностей вашего великолепного города. Хотя я живу напротив фантастического собора св.Исаакия, я понимаю, что большая часть города так и останется для меня загадкой. Также я понимаю, что увидев один город, особенно такой, как Санкт-Петербург, невозможно составить правильное представление о стране в целом. Я полагаю, что в России, как и во всех странах, есть масса хорошего и масса плохого. Что я действительно увидел и что действительно поразило меня – это были ветхие деревянные домики по дороге в Петергоф. Особенно сильно я был удивлен, узнав, что там еще живут люди. «Господи – это великие люди», – подумал я. В этих неимоверных условиях не неимоверных условиях невозможно выжить, а они живут там уже многие годы. Сейчас я действительно начал понимать, какие люди населяют вашу страну.

– В Россию вас привела только работа, или вы испытывали и личный интерес?

– И то, и другое. Как вы знаете, я нахожусь в России, точнее, в Санкт-Петербурге, еще точнее, в Санкт-Петербургском университете в качестве представителя фирмы IBM. Моя основная специализация – это консалтинг по вопросам программного обеспечения и новейшим технологиям, также важной задачей является проведение тренингов и лекций для сотрудников различных организаций. В настоящий момент я нахожусь здесь в рамках программы взаимопомощи и партнерства между IBM и СПбГУ. Моя цель – прочесть пятидневный курс лекций профессорам и лекторам физического факультета. После окончания лекций их ожидает экзамен. Хотя экзамен и является вещью необязательной, всем удачно прошедшим его будет выдан специальный сертификат, намного повышающий их шансы получить высокооплачиваемую работу. Вот так вкратце выглядят мои рабочие планы. С другой же стороны, Россия – это родина Толстого, Достоевского, Чехова и Горького. Может, вам будет странно слышать это, но на меня, немца по национальности, наиболее сильное влияние оказал этот коммунистический писатель. Хотя, когда я зачитывался им, а это было больше чем 25 лет тому назад, я и не мог себе представить, что человек, автор таких жизнеутверждающих и ярких вещей, как «Песня о Соколе», «Данко» или «На дне», активно сотрудничал с партией. Его книги всегда были и остаются для меня источником вдохновения и мудрости. В общем, как вы уже наверняка поняли, заочно я был влюблен в Россию. И когда IBM предложила мне провести курс недельных лекций в СПбГУ, я не колебался ни минуты.

– Что вы думаете об уровне российской науки на сегодняшний момент?

– В целом, я, конечно, не могу дать ему оценку за столь короткий период, но есть кое-что, показавшееся мне интересным. Пожалуй, никто в мире не сможет оспорить аксиому о том, что российское образование в области точных наук является одним из лидирующих в мире. Здесь, в России, умеют закладывать удивительно крепкий теоретический фундамент для последующей научной работы, и я преклоняюсь перед русскими учеными. С другой стороны, налицо недостаток финансирования. Но этот недостаток финансирования помогает российским специалистам работать компактнее и более продуктивно. Мне показали одну компьютерную лабораторию, сказав, что это самая новейшая и крупная из всех, на сегодняшний момент имеющихся в университете. В Германии, к примеру, подобная лаборатория считалась бы лабораторией малого размера. Но здесь и кроется отличие. Немцы в своих просторных лабораториях не успевают сделать всего того, что русские успевают сделать в своих условиях. Российские лаборатории более компактны, и это непосредственно отражается на собранности и компактности выдаваемой продукции. За краткий отрезок времени, проведенный мной здесь, я также понял, что одним из основных проблемных моментов в вашей фундаментальной науке является отток молодежи. Я думаю, что, решив этот вопрос, Россия вскоре может стать лидером на рынке высоких технологий. А еще я был удивлен, узнав, что в России не производят мобильных телефонов.

– Как вы можете оценить уровень тех профессоров, с которыми вы общались во время курса лекций?

– Их уровень очень высок, я могу легко назвать их интеллектуалами, они этого заслуживают. Они очень разносторонние люди, интересующиеся многими аспектами науки и жизни. Я могу отметить лишь один довольно легко исправимый недостаток – это подчас недостаточное владение английским языком, особенно современными его формами и специфическими понятиями. Трудность здесь заключается в том, что IBM – американская компания и, естественно, язык IBM – современный американский английский, что создает проблемы для ученых и специалистов не только в России, но и по всему миру. В частности, пакет с вопросами для предстоящего экзамена будет прислан прямиком из Канады, и я не имею права открывать его до часа начала теста. Признаюсь, что мне самому иногда бывает довольно затруднительно с первого раза понять смысл вопроса!

– И последний вопрос, вы собираетесь вернуться в России по работе или с частным визитом?

– С удовольствием, но все зависит от работодателя. В том случае, если IBM или какая нибудь другая компания предложат мне еще один курс лекций для какого-нибудь университета, фирмы или организации, я с радостью приму их предложение, но частный визит для меня затруднителен. Видите ли, мое время имеет две особенности: оно очень дорого стоит и оно мне не принадлежит, поэтому я не могу планировать частные визиты на определенное время, даже в будущем. Вот уже 15 лет как я работаю в сфере высоких компьютерных технологий, и за все это время я едва ли отдыхал месяц. Но я не могу пожаловаться, к счастью, моя работа и есть большой отпуск. К примеру, за неделю до моего прибытия в Санкт-Петербург я читал лекции в Венгрии, за неделю до Венгрии я консультировал одну португальскую фирму в Лиссабоне. После окончания моей работы в России я лечу в Австрию, оттуда – в Америку. Я своего рода крестоносец высоких технологий! Но так будет не всегда – вот после выхода на пенсию я попутешествую вдоволь, как нормальный человек. И в этом случае Россия будет первым местом, куда я захочу вернуться. 

Дмитрий Фадеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков