№ 28-29 (3653-54), 12 декабря 2003 года
|
|
|
далекое — близкое
|
|
|
Воссоздать Оранэлу!
На трамвае в Петергоф
Многолетнее пребывание естественных факультетов университета в Петергофе показало, что транспортная проблема остается для нас важнейшей и весьма болезненной. Вроде бы недалеко от города – всего тридцать пять километров, а преодолеть этот барьер студентам и преподавателям оказывается непросто.
В период всего этого времени железная дорога постоянно находилась в состоянии ремонта, что вызывало сбой графика движения, а это, в свою очередь, негативно сказывалось на учебном и научном процессах. Особенно заметно это стало в последние годы. В то же время оплата проезда и время в пути постоянно увеличивались. Даже после ремонта путей, который проводился к 300-летию города, ситуация не улучшилась. В сентябре, октябре, ноябре 2003 года последовали многочисленные отмены поездов, а дневной перерыв часто увеличивался с двух до четырех часов.
Хотя в последние годы стало развиваться коммерческое автобусное движение, но и оно не является эффективным из-за дорожных пробок и высокой стоимости проезда. Коммерческий автобус не стал массовым студенческим транспортом.
В связи с транспортной проблемой хотелось бы вспомнить о проекте трамвайного движения от Санкт-Петербурга до Ораниенбаума, который разрабатывался в начале прошлого века и реализация которого была почти завершена к началу Первой мировой войны. Эта трамвайная линия позже была названа Ораниенбаумская электрическая линия, сокращенно ОРАНЭЛ, в народе она именовалась Оранэлой. Часть этой линии от Санкт-Петербурга до Стрельны функционирует до сих пор, другая её часть разобрана, но в районе станции Мартышкино и платформы «Университет» до сих пор можно видеть уцелевшие бетонные сооружения, принадлежавшие этой трамвайной линии.
Проектирование этой линии велось российскими инженерами. Было представлено два проекта. На конкурсе МПС победил проект инженера С.А.Бернатовича. Схема трамвайной линии представлена на рисунке. Строительство линии началось в июне 1913 года. Производителем работ был выдающийся ученый электротехник А.А.Смуров. Активными участниками были профессор Института путей сообщения Г.К.Мерчинг, профессора Политехнического института Г.О.Графтио и А.В.Вульф. Не обошлось и без трудностей. Среди них была и такая. Строительство предписывалось вести только ранней весной и поздней осенью, «а никак не в то время, когда в городе Петергофе пребывает Высочайший двор» (Времена меняются, нравы нет!).
Тем не менее, к началу Первой мировой войны на всем протяжении пути от Петербурга до Ораниенбаума «было готово верхнее строение пути и возведено большинство искусственных сооружений». В связи с Первой мировой войной строительство замедлилось. Однако движение на линии открылось уже в 1915 году. Сначала до Привала (пересечение Петергофского шоссе с теперешней улицей Маршала Жукова), а позже и до Стрельны. Использовались трамвайные вагоны, эвакуированные из г.Риги. В 1919 г. во время наступления Юденича на Петроград по этой дороге вывозили раненых от монастыря Сергиевской лавры. В годы Советской власти часть линии от Ораниенбаума до Стрельны была разобрана. Электрическое оборудование направили на рудники Урала, рельсы – в Баку для строительства пригородной электрической железной дороги.
Во время Великой Отечественной войны трамвайные пути от Стрельны до города были разрушены. Существует легенда, что фашисты, захватившие в 1941 г. Стрельну и увидевшие там трамвай, решили, что они уже вошли в Ленинград. Темп наступления спал, так как необходимо было готовиться к уличным боям. Но до войны Стрельна была дачным пригородом, город в то время начинался только в Автово. Небольшая задержка позволила защитникам города выиграть драгоценное время для укрепления обороны города. Оранэла помогла осажденному городу.
В 1953 г. трамвайная линия до Стрельны была восстановлена, а затем много раз модернизировалась. В последний раз – к 300-летию города.
Сколь актуальна в настоящее время идея возрождения Оранэлы? Думается, что для тысячи сотрудников и студентов СПбГУ это существенно облегчило бы проезд в Петергофский комплекс и обратно. Трамвай маршрута Стрельна-Автово движется по городу вне полосы автомобильного движения и не зависит от пробок, использование скоростных вагонов позволит сократить время в пути от Петергофского комплекса до метро Автово до 40 минут. Проезд в трамвае много дешевле, чем в поезде или автобусе. И наконец, немаловажен психологический фактор (особенно для абитуриентов): «До университета можно доехать на трамвае». Сейчас в городе интенсивно снимают трамвайные пути. Их электрическое оборудование можно было бы использовать на этой линии, длина нового участка которой составит всего 10—12 км.
Надо иметь в виду также то, что после восстановления Константиновского дворца и городское строительство будет, вероятно, развиваться в этом направлении.
При написании статьи использовались материалы публикации Л.Г.Питкянен и Е.Д.Шапилова «Где пролегала Оранела» в журнале «Ленинградская панорама» №1 за 1983 г. Автор признателен С.Ю.Вербину за поиски исторических материалов по проекту Оранэла.
Хочется верить, что в обозримом будущем до Университетского городка в Петергофе можно будет доехать на трамвае.
Б.В.Новиков,
профессор физического факультета
|