|
№ 27 (3652), 28 ноября 2003 года
|
|
|
конференц-зал
|
|
|
Могущество России будет прирастать Сибирью…
Двадцать второго октября на факультете социологии Санкт-Петербургского университета открылась международная научно-практическая конференция «Культура и менталитет сибиряков». Инициатором мероприятия, приуроченного к 75-летию со дня рождения профессора Рудольфа Фердинандовича Итса, выдающегося ученого, организатора науки, писателя и исследователя Сибири, выступил профессор, академик РАЕН А.О.Бороноев.
|
|
А.О.Бороноев |
|
Асалхан Ользонович Бороноев долгое время занимался изучением социокультурных особенностей многонационального сибирского региона, составляющего почти половину территории России. Результаты его научных исканий нашли отражение в вышедшей в этом году книге «Сибирь. Проблемы сибирской идентичности», подготовившей почву для открытой дискуссии на конференции. Соавторами Бороноева выступили профессора Санкт-Петербургского университета, вузов Сибири, социологи, антропологи, культурологи. Книга посвящена исследованию этапов формирования сибирского населения – сибиряков, их основных ценностей, черт характера, верований, представлений и идентичности.
Екатерина Ольхович: Какой смысл вы вкладываете в понятие «идентичность»?
А.О.Бороноев: Проблема идентичности как проявление механизма социализации личности занимает определенное место в современной социологии. Идентичность понимается как отношения социальных субъектов с более широкими институтами. Эти отношения могут иметь культурный, региональный, этнический или территориальный характер. Человек определяет свою жизненную позицию на основе определенной структуры представлений, образов, мифов, то есть того, что называется ментальностью.
Е.О.: Что формирует территориальную идентичность?
А.Б.: Территориальная идентичность связана с ареалом обитания человека, который определяет его стиль жизни, представление о мире, символические образы. Такую идентичность нельзя отождествлять с административными единицами, такими как область, край, город, или их национальным составом. Территориальная идентичность, в первую очередь, связана с географией, образом территории – например, Сибирь, благодаря присущим только ей природным богатствам, климату, типу хозяйства, формирует специфический тип населения.
Е.О.: Зачем человеку нужна подобного рода идентичность?
А.Б.: Территориальная идентичность очень важна. Она объединяет население, определяет настрой единства, чувство «малой родины», углубляет интерес к истории края, поддерживает генетическую память и патриотизм. Она также способствует формированию людьми перспектив жизненного планирования. Это важный фактор изживания территориальной маргинальности части населения. Например, в период перестроечных трудностей большая часть маргиналов, которых Сибирь интересовала только с точки зрения высоких заработков, покинула этот край. Думаю, что часть из них уехала по экономическим причинам, но в большинстве случаев у людей в жизненных планах не были представлены ценности сибирского менталитета.
Е.О.: Каковы истоки возникновения понятия «сибиряк»?
А.Б.: Впервые о характерных чертах населения Сибири стали говорить не сами сибиряки, а путешественники, ученые, публицисты-писатели. Возникший образ и миф о сибиряке, в частности, в Европейской России, стал с XVIII века основой рефлексии и самих жителей Сибири, что позволило заговорить о таких понятиях, как «сибиряк», «сибирство».
Е.О.: Откуда происходят местные жители?
А.Б.: Колонизация Сибири началась в конце XVI века. Заселение Сибири европейцами проходило в несколько этапов. На первом этапе осуществлялась народная колонизация, когда вольные люди, казаки в поисках пространства и богатств решались на подвиги, двигались на восток. Потом к ним примкнули крестьяне из более заселенных северных районов, где были сильны административные и духовные гонения. Массовому движению населения западных районов также способствовали слухи о богатствах и больших возможностях Сибири. Формирование устойчивой региональной общности «сибиряков» началось с конца XVIII века, с периода роста европейского населения.
Е.О.: Что способствовало становлению «сибирства»?
А.Б.: Многие факторы. Во-первых, замкнутость Сибири от Европейской части России в связи с отдаленностью, природно-климатическими условиями. Это позволило сибирякам с самого начала чувствовать себя независимыми от ценностей и структур Центра, Центральной России. Во-вторых, определенная свобода в жизнедеятельности пришлого населения и аборигенов, которая определялась обилием земель, угодий и незначительным влиянием властных структур по сравнению с Европейской частью страны. Демократизм изначально стал одной из важнейших черт сибирского образа жизни. Ведь в Сибири не было сословности, крепостных, дворянства. Ну и, наконец, не последнюю роль сыграла атмосфера толерантности между поселенцами и аборигенными народами, что способствовало их сближению при наличии доминирующего этноса – русские. Эти и другие факторы привели к постепенному формированию структуры «сибирства», местной идентичности и бинарной пары «Россия и Сибирь», суждений типа «едет в Россию», «приехал из Сибири в Россию».
|
|
Участники международной научно-практической конференции «Культура и менталитет сибиряков». |
|
Е.О.: Что скрывается за понятием «сибирский характер», и существует ли оно сейчас?
А.Б.: По наблюдениям историков, составляющие сибирского характера – это широкая душа, бескорыстное гостеприимство, независимость характера, уживчивость и желание прийти на помощь другим. Это понятие, безусловно, существует и в наши дни. По данным социологических исследований, около 80% сегодняшних сибирских жителей утверждают, что существует «сибирский характер», и почти 90% из них идентифицируют себя с людьми, имеющими этот характер. Среди основных черт сибирского характера респонденты отмечают демократизм и расовую непринужденность. Приведенные качества имеют глубокие исторические корни, так как за все столетия колонизации Сибири не было этнических войн и конфликтов. Более того, несмотря на то, что изначально Сибирь была многоплеменной, и туда же вливались бесконечные группы всех народов из Европейской России, здесь никогда не возникало религиозных распрей.
Е.О.: Вы долгое время хотели провести конференцию, посвященную проблемам сибирства. Наконец, это удалось. Оправдала ли конференция ваши ожидания?
А.Б.: Я действительно около десяти лет занимаюсь изучением сибирского вопроса, и очень рад, что на конференции собрались люди, так же, как и я, неравнодушные к этой проблеме. Тематика конференции привлекла внимание широких кругов общественности, в ней приняли участие представители, прежде всего, вузов Сибири, Российского этнографического музея, Кунсткамеры, Государственного музея истории религии, Билефельдского университета Германии. Я убежден, что подобные мероприятия позволят лучше изучить и познать население Сибири. Это важно для определения перспектив развития экономики и культуры региона.
Е.О.: Что вы можете сказать о современных проблемах Сибири?
А.Б.: На конференции со своими докладами выступили профессоры сибирских вузов. Их социологические исследования выявили ряд аспектов развития края. Заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН Ю.В.Попков говорил о том, что современные этносоциальные проблемы Сибири находятся под мощным воздействием экономического и политического положения страны. Мировые глобализационные процессы, которые не могут обойти стороной и этот регион, приводят к нарастанию у сибиряков ощущения катастрофичности бытия. В результате этого возникает резкое снижение организованности социальных отношений, человек замыкается в своем этносе, который, в свою очередь, сегментируется по родоплеменному признаку и обосабливается от общества. Это дает ему ощущение защищенности, зачастую иллюзорное. Подобная тенденция может вызвать появление национализма и сепаратизма. По словам Ю.В.Попкова, за последние 10 лет наблюдается также этносоциальная деструкция, выраженная в депопуляции, возрастании числа самоубийств, ухудшении психического состояния сибиряков. Экономические проблемы региона приводят к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства. В обществе усиливаются стратификационные процессы, возрастает масштаб бедности, увеличивается разрыв между бедными и богатыми слоями населения. В отношении политики наблюдается падение престижа государственной власти, неудовлетворенность реформами Центра, которые не учитывают этнического своеобразия и положения сибиряков. Сибирь рассматривается лишь как источник получения прибыли – ведь здесь производится 80% энергоресурсов страны.
Е.О.: Что можно сделать для того, чтобы изменить это положение?
А.Б.: В первую очередь, правительство должно изменить свой подход к региону. На конференции присутствовал заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы С.П.Будажапов, который подчеркнул безусловную важность этого мероприятия. Он говорил о том, что у правительства не выработан системный подход к решению проблем Сибири. За 10 лет работы Комитет создал большой пакет документов по вопросам национальной политики, но правительство не уделяет этим вопросам должного внимания. Более того, оно пошло на ликвидацию Министерства национальностей. К тому же, в бюджете нет строки, предусматривающей финансирование национальной политики. Комитет готовит проект, который собирается предложить правительству, и вопросы, обсуждаемые на конференции, будут учтены и дополнят этот проект.
Е.О.: Давайте закончим чем-то оптимистичным…
А.Б.: На конференции не раз прозвучали слова М.В.Ломоносова о том, что «могущество России будет прирастать Сибирью». Я надеюсь, что молодое поколение, формирующее будущее страны, не забудет этих слов. Уже сейчас в Сибири у подрастающего поколения можно отметить рост самосознания, сибирства, оживление интереса к национальным языкам, увеличение числа поступающих в вузы. О повышенном интересе к проблемам сибирского региона говорят и многочисленные научные работы студентов и аспирантов факультета социологии.
Екатерина Ольхович
|