Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 27 (3652), 28 ноября 2003 года
в нашем доме

Философ, Профессор,
Президент, Человек

Открытие памятника Т.Г.Масарику

Двор филологического факультета СПбГУ уже давно и заслуженно пора причислять к объектам наибольшей культурной ценности, как университета, так и Северной Пальмиры. И не только по той причине, что здесь под звуки популярной музыки коротают время между занятиями будущие Ожеговы, Дали, Крачковские и Стеблины-Каменские. Со всей серьезностью можно назвать двор филологического факультета университетским музеем под открытым небом. Каждого входящего встречают Блок и Кантемир, Маленький Принц и задумчивое существо, присевшее на стопку научной литературы. Если поразмыслить, выбор скульптурных композиций, представленных

Открытие памятника Т.Г.Масарику. Слева направо: И.М.Порочкина, доцент СПбГУ, Я.Шлапота, председатель Чешско-словацкого института зарубежья, Йозеф Вайце, академический скульптор, автор памятника, В.Шилган, глава фирмы «Прециоза».

Открытие памятника Т.Г.Масарику. Слева направо: И.М.Порочкина, доцент СПбГУ, Я.Шлапота, председатель Чешско-словацкого института зарубежья, Йозеф Вайце, академический скульптор, автор памятника, В.Шилган, глава фирмы «Прециоза».

в открытой экспозиции, далеко не случаен, в ней нет ни одного случайного лица. Все бюсты, головы и фигуры служат цели благородного наставления и поучения филологической молодежи. Вот выйдет во двор студент филологического или восточного факультета, увидит памятник и возрадуется дух вольный, мол, не зря учение и труд, когда-нибудь и мой памятник вознесется на постаменте, и поспешит студент на лекцию или семинар со спокойной душой.

Продолжая начатое дело пропаганды знаний и интеллектуального развития, 31 октября 2003 года коллекция этого пленэрного музея пополнилась еще одним экспонатом. В рамках проведения торжественных мероприятий по случаю празднования 85 годовщины создания Чешской республики и 300-летия основания Санкт-Петербурга под окнами славянской кафедры филологического факультета был установлен памятник первому президенту Республики Чехословакия Томашу Гарригу Масарику.

«Кому-кому?» — спросит юный студент и будет нескончаемо прав. К великому сожалению, имя Масарика, некогда гремевшее в обойме имен величайших интеллектуалов начала ХХ века, ныне справедливо почитаемо на его родине и в других странах.

Небольшая справка. Томаш Гарриг Масарик родился в 7 марта 1850 года на юго-востоке Моравии в обстановке, отнюдь не предвещавшей славного будущего. Отец его, по происхождению словак, был кучером, мать-чешка – кухаркой. Рабочую биографию Масарик начал в 14 лет, с должности помощника кузнеца, затем стал помощником учителя, причем на этой должности он испытал на себе в действии дух средневековья, когда, после его слов о круглой форме земли и ее движении вокруг солнца, односельчане заочно приговорили его к сожжению. Только в 15 лет Масарик поступает в гимназию, а в 21 год он уже студент философского факультета Венского университета. После окончания университета 26-летний философ, будучи чехом, не мог рассчитывать на то, чтобы оставаться и работать в Вене, но, вопреки всем ограничениям, ему была предложена должность доцента философии, правда, без оклада. В 1882 году он перебирается в Прагу, где становится профессором вновь воссозданного Карлова университета. Благодаря своим работам в области философии и истории, а также активной гражданской и политической позиции, профессор Масарик скоро становится известен всей Австро-Венгрии как трезвый мыслитель с твердыми моральными и религиозными основами. По своим убеждениям и благодаря своим идеалам Масарик не мог оставаться в стороне от политики, хотя и пришел в нее довольно поздно, и скорее в качестве философа, чем активного деятеля. В 1900 Масарик создает свою партию, а с 1907 вплоть до начала Первой мировой войны он — депутат Народного собрания. Не желая принимать участие в войне Австро-Венгрии против России, он в 1914 году эммигрирует сперва в Швейцарию, затем переезжает в Великобританию. В 1918 году он приезжает в США, где становится неофициальным советником администрации президента Вудро Вильсона по вопросам Дунайского региона и всей Восточной Европы в целом. В мае 1917 года, во время визита в революционный Петроград, Масарик получает мантию и звание почетного профессора Петроградского университета. После триумфального возвращения в Прагу зимой 1918 года, Масарик, и до этого негласно считавшийся лидером Чехии, официально избирается президентом молодой республики. Томаш Гарриг Масарик оставался на этом посту вплоть до своего ухода с политической арены в 1935 году. Будучи до конца жизни глубоким философом и аналитиком, он, казалось, почувствовал приближение неотвратимых перемен, но, осознавая свое бессилие помочь чем-нибудь своему народу, предпочел уйти непобежденным отцом нации. Первый президент свободной Чехословакии умер в 1937 году за два года до фактической немецкой оккупации республики. Даже после смерти, несмотря на военное лихолетье и неспособность послевоенного правительства Чехословакии противостоять проникновению коммунистического режима на либеральную землю чехов, Масарик оставался для большинства граждан страны высшим идеалом демократа и президента, просто человека.

Под серым петербургским небом стало больше на один памятник хорошему человеку.

Под серым петербургским небом стало больше на один памятник хорошему человеку.

Да и русские люди могут вспомнить его с благодарностью. Россия всегда была большой любовью Масарика. Так как президент считал, что знакомиться со страной лучше всего посредством знакомства с ее литературой, он стал крупным знатоком русской словесности. Всем, кому дороги имена Толстого, Достоевского и Чехова, будет небезынтересна книга Масарика «Россия и Европа». Также следует вспомнить благородное отношение Масарика к людям, волею судеб и революционного рока покинувшим Россию в 1917. Материальная поддержка спасла многих представителей интеллигенции в эмиграции от фактически голодной смерти. Учрежденные Масариком пенсии получали Бальмонт и Цветаева.

И конечно, открытие памятника человеку такого масштаба, как Масарик, не обошлось без визита высоких гостей. За полчаса до открытия памятника на набережной перед зданием филологического и восточного факультетов активно действовали молодые сотрудники МВД; задорно размахивая полосатыми палками, они давали понять неспешным водителям, что им стоит перейти на четвертую передачу. Двери, обыкновенно являющиеся причиной заторов при входе на факультеты, были распахнуты настежь. В назначенный час появились: ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Алексеевна Вербицкая, госпожа Ливия Клаусова, супруга нынешнего президента Чехии, и Александр Владимирович ПрохоренкО, вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям администрации СПб.

Высокая делегация прошла к импровизированной трибуне, за которой посреди зеленой лужайки красовалась некая прямоугольная субстанция, покрытая снежно- белым покрывалом, под которым угадывался памятник. Аппаратура работала на славу, и уже через несколько секунд Л.А.Вербицкая произносила слова приветствия небольшой, но теплой группе студентов и представителей славной Чехии.

Людмила Алексеевна напомнила собравшимся о заслугах Масарика перед Чехией и Россией.

После своего выступления она передала слово Александру Владимировичу Прохоренко, который отметил, что традиции живут только тогда, когда им следуют. Далее Александр Владимирович перечислил памятники видным иностранцам: министру иностранных дел греку Каподистрии, начальнику департамента дорог и путей времен императора Николая I испанцу Бетанкуру, появившиеся в нашем городе в течение юбилейного года.

Вице-губернатор выразил надежду, что памятник будет служить напоминанием студентам-филологам о демократических и человеческих ценностях.

Когда к микрофону пригласили госпожу Клаусову, она на отличном русском языке, с небольшой западнославянской окраской, приветствовала всех присутствующих, в особенности «милых студентов». И вновь речь зашла о высоком воспитательном значении памятника, который обязан напоминать о демократических и гуманистических идеалах, оказавших решающее влияние на общемировое развитие демократических обществ.

Л.А.Вербицкая и Ливия Клаусова, жена президента Чешской Республики Вацлава Клауса, среди студентов кафедры славянской филологии, исполнявших чешские и словацкие песни, которые любил Масарик.

Л.А.Вербицкая и Ливия Клаусова, жена президента Чешской Республики Вацлава Клауса, среди студентов кафедры славянской филологии, исполнявших чешские и словацкие песни, которые любил Масарик.

После этих слов под торжественные звуки фанфар, полившиеся из двух мощных динамиков, госпожа Клаусова, при непосредственной поддержке Александра Владимировича Прохоренко и Людмилы Алексеевны Вербицкой, сняла покрывало, закрывающее бюст Масарика от зрителя. Толпа радостно заволновалась. Дело в том, что человек неискушенный редко встречает изображение Масарика, но после всех сказанных об идеале гуманизма и демократии слов все ожидали увидеть нечто героическое. Реальная же внешность первого президента Чехословакии была совсем не геройской, просто человек с мудрым лицом. Прозвучали гимны России и Чехии. Когда стихли звуки музыки, слово было предоставлено Ирине Макаровне Порочкиной, члену Общества братьев Чапеков. И.М.Порочкина со своим супругом Игорем Владимировичем Иновым, известным поэтом, переводчиком чешской поэзии и прозы и исследователем русско-чешских связей, несколько лет жизни отдали тому, чтобы этот памятник стоял. Они вместе много писали о Масарике; готовится их книга на эту тему. Собравшиеся узнали, что автором памятника является чешский скульптор пан Йозеф Вайце, архитектор с мировым именем, академик Пражской академии изящных искусств, а установка памятника была инициативой российской стороны; в реализации этой инициативы участвовали консульство Чехии в Петербурге, министерство иностранных дел Чехии и Институт зарубежья Чешской Республики.

Затем дали слово директору Чехословацкого института зарубежья господину Яромиру Шлапоте, стоявшему среди присутствующей публики.

Господин Шлапота поблагодарил университет за оказанную помощь, а также выразил признательность сотрудникам консульства за содействие в реализации указанного проекта. Также господин Шлопота внес новые оттенки в восприятие памятника Масарику. Теперь, по его словам, каждый проходящий мимо может знать, что в Чехии у него есть друзья.

Завершили церемонию открытия студенты филологического факультета, представившие хоровое исполнение двух минорных и одной мажорной чешской песни.

Вот так под серым петербургским небом стало больше на один памятник хорошему человеку. 

Дмитрий Фадеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков