|
№ 26 (3650), 14 ноября 2003 года
|
|
|
конференц-зал
|
|
|
Как вступить в ВТО
и не потерять экономическую независимость
Двадцать третьего сентября 2003 на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета проходила научно-практическая конференция «Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы». В качестве организаторов обсуждения проблем и перспектив были привлечены: Государственный университет управления (Москва), Центр торговой политики и права (Оттава, Канада) при поддержке Всемирной Торговой Организации, Учебно-методические объединения вузов (УМ) по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», Канадское агентство мирового развития. Ожидались доклады и выступления высокопоставленных чиновников, как с отечественной, так и с зарубежной стороны.
В общем, после того как часы пробили 10, поток студентов, аспирантов и всех интересующихся внешнеэкономическими проблемами заполонил самую большую аудиторию экономического факультета СПбГУ. Вступительное слово было предоставлено генеральному консулу консульства Канады в Санкт-Петербурге Анне Биолик и декану экономического факультета СПбГУ Ивану Петровичу Бойко. Конференция приступила к своей работе. Какие же цели преследовала эта встреча? Прежде всего, необходимо сказать, что данная конференция ни в коей мере не являлась инструментом скорейшего проникновения ВТО на отечественные просторы. Россия на данный момент все еще не стала членом клуба ВТО, напоминая в этой роли шестилетнего мальчика, подглядывающего за заседанием масонов ложи Чистого Бриллианта в отцовском кабинете. Сам статус России как наблюдателя в ВТО во многом схож с положением студента-вольнослушателя на лекциях чужеродного ему факультета, куда он прилежно ходит и ведет конспект. Перспективы этого студента довольно туманны и выгоды не всегда очевидны, но изо дня в день он продолжает восхождение к одному ему известной цели. Какие цели может преследовать вхождение в ВТО, можно было узнать, прослушав доклад Левана Ломидзе, директора грузинского филиала Центра торговой политики и права, представлявшего Министерство международных связей Грузии, чей получасовой доклад в рамках раунда Доха был посвящен переговорному опыту Грузии с ВТО. Как показала встреча министров в мексиканском Канкуне, развитым странам становится все труднее договариваться о помощи партнерам из «третьего» мира, что ведет к обострению и торможению как непосредственно переговорного, так и экономического процесса в обоих лагерях. В свое время Грузия не стала ставить преград на пути вторжения ВТО на свой рынок, чем фактически уничтожила его. Полезным опытом членства в ВТО было скорее всего переобмундирование грузинской армии и участие иностранных специалистов в подготовке личного состава.
Вывод: активный переговорный процесс, своей целью ставящий детальную проработку всех слабых и сильных аспектов и условий партнерства в ВТО, является единственным спасением от потери экономической независимости.
То, что ВТО является идеальным институтом разрушения экономики любой страны, ясно и без конференций, и пожалуй, в этом нет ничего дурного. Старые, отжившие свой мир системы хозяйства, торговли и управления трещат по швам, угрожая общемировыми кризисами. Но и введение новой системы устройства мировой экономики ставит под удар наиболее незащищенные отрасли отдельных стран. Как показал доклад Сергея Викторовича Киселева, заведующего кафедрой сельского хозяйства экономического факультета МГУ, переговоры по аграрному вопросу являются наиболее болезненными для России. Массовое вторжение на отечественный рынок дешевой импортной продукции сельского хозяйства приведет к полному краху данной отрасли. Но сельское хозяйство не единственная ахиллесова пята российской экономики. В плачевном состоянии находятся легкое и тяжелое машиностроение, хлопчатобумажная промышленность, отрасль услуг. Программе защиты, а фактически мерам спасения от полной дезорганизации данных отраслей, был посвящен следующий доклад, прочитанный старшим инспектором московского филиала Центра торговой политики и права Владимиром Петровичем Ильичевым.
На седьмом часу работы конференции наконец-то заговорили о предмете, привычном тем стенам, в которых проходила встреча: в 16:25 состоялся доклад заведующего кафедрой мировой экономики экономического факультета СПбГУ Сергея Феликсовича Сутырина, посвященный мировой торговой системе в программе бизнес-образования. Образование как основополагающий элемент формирования потребителя не может не измениться по мере интеграции нашего общества в реалии новой мировой экономики. Образование незамедлительно выдвигается на передний край обновления, чему немало способствуют как процесс постепенного вовлечения в орбиту ВТО, так и небезызвестный Болонский процесс. Хотя напрямую эти процессы кажутся взаимно изолированными друг от друга, в действительности нет ничего настолько близкого, как они. С установлением общего поля ВТО на территории определенной части планеты будет расти необходимость согласования не только экономических условий внутри единого блока, но и процесса культурного и образовательного обмена внутри него. На сегодняшний момент такой образовательно-культурной общностью может быть признана Объединенная Европа. В результате многолетней совместной деятельности образовательными организациями Европейского содружества была разработана довольно удачная концепция объединения большинства учреждений высшего образования на базе единого стандарта обучения и диплома. А виной всему явилось все то же ВТО. Угрожающая конкуренция со стороны североамериканских коллег помогла сплотить ряды обыкновенно разобщенной европейской академической интеллигенции и функционеров от образования. Все это вылилось в подписание Сорбоннского соглашения. На сегодняшний день большинство стран Европы подключились к делу объединения образовательных стандартов и унификации дипломов. Россия, в особенности благодаря деятельности ректора форпоста российского образования на границе с Европой Людмилы Алексеевны Вербицкой, активно участвует в этом процессе. Что может принести этот процесс российскому студенту? В идеале каждый универсант может перенести определенную часть процесса своего обучения в понравившееся ему европейское государство или использовать свой диплом для получения работы в европейской стране. Хорошо это или нет? Скорее здесь уместно было бы поставить вопрос: выполнимо ли? Можно вообразить себе ситуацию, когда после получения унифицированного диплома бывший студент или студентка, собрав незамысловатый багаж, отправляется на заработки в Европу. А после вхождения России в ВТО — в любую из ее стран. Выгодно это для России — нет, выгодно это для стран, уже который век в тепличных условиях Оксфорда, Сорбонны и Гарварда взращивающих свой интеллектуальный резерв — сомнительно. В этом и заключается, пожалуй, главное сходство ВТО и Болонского процесса: при общей направленности на улучшение социальных, экономических и культурных условий эти глобальные проекты обеспечивают процветание и рост исключительно странам, играющим первую скрипку в данных организациях.
Между тем конференция подошла к концу. В целом и без всяких оговорок ее можно признать удавшейся. Круг рассматриваемых на ней вопросов будет полезен для подготовки к последующим конференциям подобного рода, а университетский статус и уровень выступавших могут поставить ее в один ряд с заметными европейскими встречами подобного типа.
Дмитрий Фадеев, студент
|