|
№ 26 (3650), 14 ноября 2003 года
|
|
|
детская комната
|
|
|
"Старик Державин нас заметил...", или Бывает ли наука "детской"?
В 1811 году 19 октября пошел снег — и лицеисты пушкинского “призыва”, выбежав из классов, играли в снежки. И 19 октября этого года в Царском Селе тоже впервые пошел снег... Когда на экскурсии в Лицее участникам конференции сказали о первом снеге — о том давнем, лицейском, пушкинском — девчонки размечтались: “Вот бы и сегодня тоже!..” Только вышли на улицу — а им навстречу белые хлопья: кружатся, пританцовывая, летают вокруг... Празднование лицейской годовщины у памятника Пушкину во дворе Лицея прошло на особой лирической ноте. А уже позже, во время конференции, выяснилось: в тот же день в Норильске было минус 30, а в Пятигорске — плюс 30! Вот какой диапазон охвата — не только по температуре, но и по географии участников. Говоря пушкинскими словами: “от хладных скал до пламенной Колхиды...”
|
|
Участники международной детско-юношеской конференции «Санкт-Петербург и мировая культура». |
|
В этом году традиционная международная детско-юношеская научная конференция “Санкт-Петербург и мировая культура” была необычной. Все уже привыкли к тому, что это конференция уникальная — единственная научная, хоть и детско-юношеская. Доклады школьников и студентов достойны не только слушаний, но и публикации в специальном научном сборнике — ведь “детской” науки нет и быть не может. Работы участников конференции были выполнены на достаточно высоком профессиональном уровне — и ко всем выступавшим руководители секций относились как к взрослым ученым, без скидок. Но нынче конференция открывалась в Санкт-Петербургском государственном университете, и дипломы лауреатов подписывала ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая (вместе с Н.Н.Скатовым, директором ИРЛИ РАН, и С.М.Некрасовым, директором Всероссийского музея А.С.Пушкина) – а это означает, что научные доклады ребят слушались и оценивались особенно тщательно. Все организаторы конференции – культурно-просветительское общество “Пушкинский проект”, Всероссийский музей А.С.Пушкина, СПбГУ и Дворец творчества юных – отмечали всплеск хороших работ в этом году. Кроме того, наконец-то эту конференцию взяло под свое крылышко Министерство образования России.
Даты конференции – 19-23 октября – выбраны не случайно: эта конференция органично вошла в праздник «Царскосельская осень». Участники конференции 19 октября посетили Пушкинский лицей и приняли участие в праздновании 192-й годовщины со дня его основания, в митинге у памятника А.С.Пушкину в лицейском саду.
– Приятно, что современные школьники не только читают Пушкина, но и изучают его творчество на профессиональном уровне, – заметила Галина Петровна СЕРГЕЕВА, директор культурно-просветительского общества “Пушкинский проект”. – Поэзия великого поэта звучала не только в стенах лицея, но и в докладах участников нашей конференции все дни ее работы.
Подобные конференции проводятся в Петербурге уже в пятый раз. Начинались они в юбилейные дни 1999 года, когда была организована конференция “Пушкин и Петербург”. Проект первоначально был рассчитан на школьников и учителей Петербурга и Ленинградской области, однако в процессе подготовки выяснилось, что в конференции желают принять участие и образовательные учреждения других регионов. Проект стал расширяться, пока не превратился в прошлом году в международный. Нынче в нем приняли участие около 100 школьников не только всей России, но и окрестностей, от Украины до Ингушетии и Татарстана, от Мончегорска и Норильска до Пятигорска, Новокубанска и Харькова, от Петрозаводска до Инты и Иркутска. А тематика работ включала работы литературоведческие и краеведческие.
Но дети остаются детьми – даже занимаясь “взрослой” наукой. Наверное поэтому вместо сухих и строгих докладов участники конференции слушали рок-музыку (Елена Шаркова, одиннадцатиклассница из Санкт-Петербурга, рассказывала об особой судьбе рока в петербургской музыкальной афише), рассматривали рисунки художников от Бенуа и Лансере до Татьяны Мавриной и Нади Рушевой (Екатерина Игнатьева из Приозерска изучала художественные и музыкальные интерпретации произведений А.С.Пушкина в XIX–XXI столетии), медитировали под восточные мелодии (доклад Никиты Боброва был посвящен восприятию произведений Достоевского в России и Японии). Ольга Гусева из Тольятти взглянула на родословную А.С.Пушкина с точки зрения генетики, Андрей Кораблев из Новомосковска рассказал о “тульской веточке” рода Пушкиных, Георгий Капнист из Харькова изучил родословную рода Капнистов. Артур Осипян из Пятигорска очень театрально продемонстрировал, как Пушкин смеется, а Маргарита Голубева из Петербурга проанализировала приемы создания комического во французских и английских стихах.
Да уж, Пушкину на конференции повезло особо: ребята скрупулезно исследовали не только его произведения, но и взаимосвязи с творчеством Блока, Ахматовой, Цветаевой, Мериме, Гете, Дюма и Н.Коляды. Не обошли вниманием путешествия Пушкина по Кавказу и по Белорусскому тракту, рассматривали цветовую палитру лирики Пушкина и образ стихии в “Капитанской дочке” и в “Медном всаднике”. Андрей Репин из Пятигорска в докладе “Пушкин и физико-математическое знание” развенчал миф о том, что Пушкин чуждался точных наук, рассказав о возможной встрече поэта с Лобачевским. А Евгений Михалин из Петербурга четыре года подсчитывал количество разных букв, слогов и слов в “Записках сумасшедшего” Н.В.Гоголя, изучая лингвистические и мифопоэтические закономерности этого текста.
– Пушкин был в Нижнем Новгороде всего два дня, в том доме сейчас и находится наш гимназия. А мы были в Петербурге меньше недели, но уже давно полюбили этот прекрасный пушкинский город, – рассказала Юлия КАЗАКОВА из гимназии №1 Нижнего Новгорода на церемонии закрытия конференции, которая проходила в музее “Г.Р.Державин и русская словесность его времени”. Этот музей открылся совсем недавно, в дни празднования юбилея Петербурга.
– Здесь, в этом зале, проходили заседания общества “Беседа любителей русского слова”. Здесь был один из блестящих центров культуры Санкт-Петербурга XVIII–XIX века. Отсюда, из этого дома, Державин сел в возок и отправился в Царское Село, чтобы приветствовать в лицее восход новой звезды русской поэзии, — сообщил Сергей Михайлович НЕКРАСОВ, директор Всероссийского музея А.С.Пушкина. – Хотя собственных детей у него не было, Гаврила Романович всегда рад был видеть молодые лица в своем доме.
– Сегодня – час филологов. А филолог – это не лингвист и не литературовед, филолог – это лингвист и литературовед в одном лице, – провозгласил Владимир Маркович МАРКОВИЧ, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, председатель оргкомитета конференции. – Разнообразие тем ваших докладов обширное. Разнообразие форм и типов докладов просто потрясает: здесь и подробные описательные работы, и типологические обобщения, и эссе, и академические изложения. А краеведческие работы основаны на материале, который ребята добывали своими руками... Нам было очень трудно выбрать лучшие работы. Это свидетельствует о высоком уровне докладов.
– Да, научный уровень работ значительно вырос, – подтвердила Раиса Владимировна ИЕЗУИТОВА, заместитель директора Всероссийского музея А.С.Пушкина по научной работе. — Помню, когда мы начинали пять лет назад, первые педагоги шли от олимпиад, от восторга детей, впервые прочитавших пушкинские строки... Нынче таких “восторженных” докладов было очень мало. Куда больше – тщательного анализа текстов. Думаю, что вы – в этих стенах – можете, вслед за Пушкиным, сказать: “Старик Державин нас заметил...”
…Портрет Г.Р.Державина работы В.Л.Боровиковского украшал зал заседаний музея. А в фойе ребят встречала скульптура: высокий Державин приобнял маленького Пушкина. Жест заботы, жест напутствия... Прозрение великого будущего.
Евгений Голубев
Фото А.Тарана
|