|
спецвыпуск (3651), 10 ноября 2003 года
|
|
|
официальный отдел
|
|
|
Наркомания и наркопреступность не имеют границ
Тезисный план выступления заместителя председателя Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ О.Н.Харичкина на Всероссийской конференции «ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И МОЛОДЕЖЬЮ»
Проблемы распространения наркотиков среди несовершеннолетних в последние годы значительно обострились и оказывают крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику, правопорядок, культуру, здоровье население страны.
|
|
О.Н.Харичкин, заместитель председателя Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ |
|
Наркомания и наркопреступность не имеют границ. Они разрушают общество, стимулируют рост преступности, коррупции, поражают людей независимо от социального положения, пола, религии и расы. Однако более всего от наркотиков страдают дети и молодежь, которые составляют около трех четвертей всех, втянутых в орбиту наркотизации.
Фактически рассматриваемая проблема стала сегодня одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны, генофонду в ней проживающих народов.
На начало 2003 г. на официальных учетах в учреждениях здравоохранения России состояло около 45 тыс. несовершеннолетних потребителей наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ. Из них больных с диагнозом «наркомания» – около 16 тыс. человек, с диагнозом «токсикомания» - около 9 тыс. подростков. Это значит, что около 57,1 % подростков-потребителей находятся в психической и физической зависимости от наркотиков. В общей массе потребителей наркотиков и иных одурманивающих веществ несовершеннолетние составляют примерно десятую часть (около 9,8%), а среди лиц, имеющих диагноз «наркомания», «токсикомания», удельный вес лиц в возрасте до 18 лет составляет около 7%.
В 2002 г. более четырех тысяч подростков привлечены к ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, среди участников незаконного оборота наркотиков (то есть лиц, совершивших какие-либо наркопреступления) на долю несовершеннолетних приходится около 4,4%. Количество несовершеннолетних участников незаконного оборота наркотиков за 10 лет увеличилось примерно в 2,2 раза.
Практика противодействия распространению наркотиков выработала различные подходы к подобной деятельности: от жестких, карательных до либеральных, от сосредоточения основных усилий на борьбе с незаконным предложением до признания приоритета профилактики незаконного спроса. В настоящее время преобладает концепция сбалансированности и дозированного комбинирования подходов и методов, которая отражена в «Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» и ориентирует на то, что профилактическое направление «должно стать одним из приоритетных в политике государства по контролю за наркотическими средствами». Очевидно, что такой подход основан на учете особенностей процесса наркотизации, первых шагов втягивания в потребление наркотиков.
В профилактике распространения наркотиков среди несовершеннолетних наработан определенный опыт, разработано и внедряется немало профилактических программ, проектов, методик. Многие из них заслуживают одобрения и всяческой поддержки, однако немало и таких инициатив, которые преследуют цели не профилактики наркомании и наркопреступности, а внедрения в сознание молодежи религиозно-сектантских воззрений, реализуются на методиках зомбирования, опасны для здоровья. Некоторые лица под флагом противодействия наркомании занимаются нечистоплотным бизнесом, пытаются расширить свою популярность, занимаются саморекламой. Кроме того, зачастую люди, разрабатывающие и реализующие профилактические программы, не обладают необходимой для этой деятельности профессиональной квалификацией.
Видимо, настало время навести в этой сфере необходимый порядок. С этой целью мы планируем в ближайшее время создать при Госнаркоконтроле России Федеральный экспертно-консультативный совет с привлечением к его работе видных ученых, представляющих различные области знаний.
Мы были бы признательны за предложения в наш адрес в части организации деятельности этого совета, а также за участие в его работе.
Еще одна серьезная проблема, уже давно ждущая своего решения – это незаконная пропаганда наркотиков. Ни для кого не секрет, что в печатных органах, телепередачах, в интернете, выступлениях рок-групп нередко звучат откровенные призывы к употреблению наркотиков, даются рецепты их изготовления, предлагаются советы о способах уклонения от ответственности за нарушение антинаркотического законодательства. Эти противозаконные действия не имели до настоящего времени должной юридической оценки. Мы намерены в рамках компетенции Госнаркоконтроля России в дальнейшем оказывать влияние на эти процессы.
На мой взгляд, уровень организации сотрудничества в сфере профилактики наркомании среди молодежи различных государственных органов и негосударственных организаций пока еще недостаточен и нуждается в дальнейшем развитии. В этом направлении в ближайшем будущем Госнаркоконтролю России предстоит сделать ряд практических шагов. В частности, мы планируем провести координационный семинар с представителями общественных, религиозных, спортивных и других негосударственных организаций с целью выработки форм взаимодействия и совместных решений. В дальнейшем такие семинары будут проводиться регулярно.
Массовое злоупотребление наркотиками как форма девиантного поведения подростков вызывается широким спектром факторов самого разнообразного характера. В их основе социальное неблагополучие в обществе в целом, в положении отдельных слоев и групп населения.
Однако в условиях изменения всего уклада отношений в важнейших сферах жизни российского общества трудно рассчитывать на сколько-нибудь быстрое и значительное сокращение негативного воздействия общесоциальных факторов, влияющих на распространение наркотиков. Это обстоятельство, однако, не снимает необходимости проведения целенаправленной профилактической деятельности по предупреждению распространения наркотиков среди несовершеннолетних.
Помимо общесоциальных факторов большую роль в приобщении к наркотикам оказывают детерминанты личностного плана, микросреда, обычаи, традиции, мода, субкультура, ментальность. Я думаю, что серьезные ошибки в воспитании могут привести ребенка к наркомании. Однако встречаются случаи, когда в замечательных семьях, где прекрасные отношения, ребенок становится наркоманом. Несомненно, наркомания – это социально обусловленная болезнь.
Поэтому важно и то, какая у подростка семья и какое у него окружение.
С учетом того, что несовершеннолетние являются основным источником пополнения «армии наркоманов», профилактика в этой среде имеет особую актуальность. Однако анализ реальных результатов профилактики злоупотребления наркотиками среди несовершеннолетних указывает на её низкую эффективность. Опережающие темпы роста больных с диагнозом наркомания (токсикомания) среди подростков объясняются запаздыванием раннего выявления групп риска среди несовершеннолетних и низкой эффективностью работы с ними. Иными словами, подростки попадают в поле зрения субъектов профилактики уже после того, как оказываются в достаточно сильной зависимости от наркозелья.
Опережающему росту злоупотребления наркотиками и заболеваемости наркоманиями среди несовершеннолетних в Российской Федерации по сравнению с темпами развития этого явления среди других возрастных категорий способствует недостаточное профилактическое воздействие как раз на эту наиболее наркогенную группу населения, являющуюся питательной средой для «взрослой» наркомании и незаконного оборота наркотиков.
Практика противодействия злоупотреблению наркотиками традиционно относит к важнейшим направлениям профилактики антинаркотическую пропаганду. В советский период российской истории антинаркотической пропаганде придавалось большое значение, но и тогда в её адрес раздавались нарекания в том, что она не отличалась разнообразием материала и эффективностью его подачи. Основной упор делался на запугивание неблагоприятными последствиями медицинского и правового характера. Тем не менее, по крайней мере, антинаркотические лекции, передачи, статьи и прочие мероприятия проводились регулярно. При всех погрешностях, пробелах, ошибках антинаркотическая пропаганда представляла своеобразную подсистему профилактики и обеспечивалась квалифицированными кадрами наркологов и других медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, средствами массовой информации. Эти субъекты имели общую цель – формирование в сознании молодежи неприятия наркотиков.
Для половины подросткового населения источниками сведений о наркотиках являются средства массовой информации и интернет. К сожалению, это обстоятельство вызывает скорее тревогу, чем удовлетворение. Рутинность, неизобретательность в формах подачи материала, скудость его содержания, вследствие которых раздавалась критика в адрес средств массовой информации последних советских и первых постсоветских лет, выглядят значительно меньшей бедой в сравнении с освещением проблемы наркотиков в современных российских СМИ. Собственно говоря, за редким исключением (официальные государственные каналы и издания), СМИ приносят сегодня больше вреда, чем пользы, когда освещают вопросы незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Причем, если в части изданий вред проистекает от некомпетентности и небрежности отдельных журналистов и редакторов, то другая часть изданий под прикрытием поиска решения важной проблемы, выработки эффективных мер борьбы с наркоманией ведет плохо маскируемую пропаганду наркотиков.
Центральное место в профилактике злоупотребления наркотиками должно принадлежать работе с так называемым группами риска. К их числу относят индивидов, которые по своим личностным свойствам, чертам характера, окружающей микросреде, состоянию здоровья, наследственности и другим причинам при воздействии общих неблагоприятных социальных факторов оказываются наиболее уязвимыми для воздействия наркотиков. Подростковое население в целом является группой риска вследствие того, что для него характерны повышенная любознательность, граничащая с любопытством, неустойчивость психических процессов, склонность к экспериментированию, подражанию, легкая внушаемость. Указанные и некоторые другие черты характерны для большинства несовершеннолетних и сами по себе могут послужить поводом для экспериментирования с наркотиками. Усугубленные личностными свойствами конкретных подростков (состояние здоровья, микросреда, индивидуальная предрасположенность организма и др.), они в совокупности создают предпосылки для отнесения таких подростков к группам повышенного риска вовлечения в злоупотребление наркотиками.
Суть профилактической деятельности состоит в том, чтобы оказать упреждающее воздействие на подростков, входящих в группу риска, еще до того, как сработал спусковой механизм наркотизации (или, по крайней мере, пока не возникло зависимости от наркотиков), и нейтрализовать факторы риска.
До вступления в действие в 2002 г. нового Кодекса об административных правонарушениях не было правовых оснований и для постановки на учет подростков-потребителей наркотиков. В результате сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних вынуждены были прибегать к ухищрениям, ставить на учет этих подростков за иные правонарушения, что искажало реальное состояние дел. С установлением административной ответственности за потребление наркотиков эта проблема устранена, но в отношении учета и профилактирования потенциальных потребителей она остается. В настоящее время система выявления и учета подростков-потребителей и подростков из групп риска характеризуется организационной разобщенностью, дублированием, правовой пробельностью. Она не позволяет своевременно выявлять основную массу подростков, вступивших на путь экспериментов с наркотиками, не обеспечивает правовых условий ранней профилактики.
Одним из основных вопросов профилактирования распространения наркотиков является содержательная сторона профилактической деятельности. Остававшийся долгое время господствующим аффективный (инфекционисткий) подход, в основе которого лежало, по существу, устрашение мерами юридической ответственности, негативными последствиями для здоровья и жизни потребителей, в последнее время подвергается резкой критике. Все большую популярность получают концепции «позитивных ориентаций», «снижения вреда», «здорового образа жизни» и др. Следует учитывать, что профилактическим усилиями со стороны правоохранительных органов и других субъектов профилактики противостоит, в отличие от прошлых лет, организованная наркопреступность. Вовлечение несовершеннолетних в злоупотребление наркотическими средствами, в незаконный оборот наркотиков проводится продуманно и целенаправленно.
Серьезной проблемой является в настоящее время взаимодействие между различными субъектами профилактики. В первую очередь необходимо такое взаимодействие между субъектами, входящими в государственную систему профилактики, а также многочисленными общественными, религиозными, спортивными и тому подобными объединениями. К проблемным вопросам относятся: игнорирование последними специфических условий, традиций, менталитета населения, накопленного зарубежного и отечественного опыта профилактической деятельности, изоляционизм, закрытость от других субъектов, занимающихся противодействием наркомании и незаконному обороту наркотиков.
В основе профилактической деятельности, направленной на сокращение распространения наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних, должна находиться достоверная информационная база. В ней должны найти отражение реальные масштабы распространения злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота в конкретном регионе (субъекте Федерации, городе и др.) или наркоситуация в целом, особенности этих явлений в данном регионе, каналы поступления наркотиков в незаконный оборот, виды потребляемых наркотических средств, причины распространения злоупотребления наркотиками, группы риска и др., связь наркоситуации в подростковой среде с общей наркоситуацией и ее специфические особенности. Полноценное информационное обеспечение включает в себя учет официальных данных, имеющихся в распоряжении Госнаркоконтроля, органов здравоохранения и некоторых других субъектов, а также сведений, полученных в результате специальных социологических и криминологических исследований. Наилучшей формой является комбинирование статистических данных с проведением регулярного мониторинга наркоситуации.
В ходе обработки данных мониторинговых исследований интерес представляют не только характеристики количественного состояния распространения наркотиков среди несовершеннолетних, но и факторы, их вызывающие. Только при таком подходе достигается информационное обеспечение одной из основных задач профилактического воздействия – выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности. Среди них следует выделять факторы общесоциальные и специальные. Об общесоциальных факторах, негативно влияющих на наркоситуацию, необходимо информировать в первую очередь органы власти с целью принятия ими соответствующих организационных решений, направленных на смягчение действия указанных факторов.
Устранение действия общесоциальных факторов выходит за пределы нашей компетенции, однако мы обязаны содействовать другим государственным и общественным организациям в этой деятельности.
Сотрудники Госнаркоконтроля будут принимать активное участие в проведении общепрофилактических мероприятий, направленных на формирование у населения неприятия наркотиков, информировать о реальных масштабах распространения наркомании и ее причинах в конкретном населенном пункте, районе и т.д.
Среди основных направлений профилактической деятельности сотрудников Госнаркоконтроля следует назвать:
– регулярные встречи и беседы с различными группами населения (формирование аудитории по возрастному, половому, социальному, территориальному, профессиональному признакам);
– распространение наглядных пособий, буклетов, листовок, плакатов и т.д. о вреде наркомании;
– выступление в средствах массовой информации;
– оказание методической помощи педагогическим коллективам школ и других учебных заведений в вопросах освещения наркопроблемы, организации антинаркотической профилактической работы, обучения способам распознания подростков, потребляющих наркотики;
– информирование представителей территориальной исполнительной и законодательной власти, иных субъектов политической жизни, судебных и надзорных органов о положении дел в борьбе с наркоугрозой;
– участие в проведении круглых столов, дискуссий.
Специальные профилактические мероприятия решают задачи выявления подростков, вставших на путь употребления наркотиков и незаконных действий с ними, а также из группы риска, проведение профилактических мероприятий с указанными подростками, перекрытие каналов и источников поступления наркотиков к несовершеннолетним, выявление лиц, распространяющих наркотики среди молодежи (сбытчиков, притоносодержателей, подстрекателей и др.).
Результаты анализа развития наркоситуации в среде российских подростков и организации мер противодействия распространению наркомании и наркопреступности несовершеннолетних приводят к выводу, что, несмотря на осознание актуальности антинаркотической профилактической работы в среде несовершеннолетних, отраженное в ряде актов органов власти и управления, а также на определенный положительный опыт такой деятельности, нельзя говорить о существовании в масштабах Российской Федерации системной организации борьбы с наркоэпидемией в целом и среди данной категории населения. Это проявляется в слабой осведомленности о реальных процессах и подлинных масштабах данного явления в подростковой среде, отсутствии согласованной стратегии и тактики профилактической деятельности. Для всех стадий и направлений профилактической деятельности отмечается также недостаточность либо пробельность в правовом обеспечении. Такое положение в указанной сфере является одной из причин того, что обществу и государству не удалось достичь перелома в деле противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Можно определить следующие ведущие принципы организации и проведения профилактики наркомании и наркопреступности: наступательность, в основе которой упреждающий порядок применения профилактических мер, комплексность, заключающаяся в применении различных профилактических концепций, подходов, моделей, в воздействии на различные социальные группы (группы риска, родителей, учащихся, несовершеннолетних), обоснованность, планомерность, последовательность и преемственность проводимых антинаркотических мероприятий, тесное взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов, сочетание мер общесоциальной и специальной, общей и индивидуальной профилактики, активное вовлечение в профилактический процесс общественности (организаций, объединений граждан, частных юридических и физических лиц).
Среди неотложных мероприятий, способствующих повышению эффективности профилактики наркомании среди подростков, приданию ей системного, целенаправленного характера выделяются следующие:
1. Создание системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и её отдельных субъектах. Вопросы проведения мониторинга должны быть упорядочены нормативными актами и проводиться по поручению, под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами. Результаты мониторинга должны рассматриваться как основание для организации, планирования и корректировки антинаркотических профилактических планов и мероприятий.
2. Создание системы единой антинаркотической пропаганды. Основными ее принципами должны быть: профессионализм (осуществляется на всех уровнях специалистами в вопросах борьбы с наркоманией и наркопреступностью), государственная экспертиза (обязательная предварительная проверка компетентными и независимыми специалистами лекций, статей, сценариев и т.д., предназначенных к помещению в СМИ); плановость, целесообразность.
3. Совершенствование уголовного и административного законодательства в направлении ужесточения санкций за распространение наркотиков среди несовершеннолетних, устранения пробелов и коллизий.
4. Принятие федерального закона о профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами.
5. Разработка комплексного плана по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения в Российской Федерации на основе федеральной и региональных программ.
6. Создание Центра Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению зависимости от наркотиков, токсинов, алкоголя и табака, а также широкую сеть кабинетов профилактики и оказания помощи желающим прекратить употребление наркотиков и других психоактивных веществ.
7. Расширение сети лечебных и реабилитационных учреждений для детей, подростков и молодежи, нуждающихся в специализированной помощи, специальных детских наркологических диспансеров, наркологических кабинетов и стационаров, а также амбулаторной и специализированной помощи подросткам-наркоманам на льготной основе.
8. Поддержка научных разработок, направленных на профилактику потребления алкогольных напитков, табачной продукции и наркотиков детьми и подростками, а также на создание эффективных технологий по преодолению алкогольной, табачной и наркозависимости; ускорение внедрения в практику результатов научных исследований.
9. Обеспечение развития квалифицированной экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков.
10. Объявление детских дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений всех видов, детских больниц и поликлиник зонами, свободными от курения.
11. Ввести в программу курса «обеспечение безопасной жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования достаточный по объему раздел, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием его на протяжении всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения.
12. Развитие сети учреждений дополнительного образования и подростковых и молодежных клубов, обеспечивающих организацию доступного содержательного развивающего досуга для детей, подростков и молодежи.
13. Возрождение гуманистически направленных детских и юношеских общественных организаций как обязательный атрибут периода отрочества и юности, целью деятельности которых должно стать формирование гармонично развитых личностей.
14. Привлечение головных учебных и научных учреждений Российской Федерации к разработке программ по профилактике наркомании, алкоголизма и курения среди детей и подростков.
15. Привлечение высших учебных заведений к подготовке кадров по специальности «социальный педагог» для организации работы по предупреждению потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи, а также по специальности «социальный работник» для работы с семьями, имеющими наркобольных или случайных потребителей психоактивных веществ.
16. Расширение системы социальных служб для детей, подростков и молодежи, включая организацию центров медико-социальной помощи лицам, страдающим различными формами наркозависимости, в том числе анонимные кабинеты для детей, подростков и молодежи и членов их семей.
17. Активизирование деятельности существующих учреждений медико-социальной направленности в отношении детей и подростков, проявляющих интерес к психоактивным веществам, в первую очередь из неблагополучных семей.
18. Развитие сети доступных детско-юношеских спортивных и туристических секций и клубов, обеспеченных соответствующими педагогическими и тренерскими кадрами, спортсооружениями, спортплощадками и инвентарем, для укрепления физического здоровья и организации доступного содержательного и физически развивающего досуга для детей и подростков.
19. Рассмотрение вопроса об отчислении средств на содержание спортивных секций и школ, спортивных клубов, летних оздоровительных лагерей, клубов по интересам, медицинских центров и других учреждений, решающих на бесплатной основе задачи по укреплению здоровья и организации содержательного и развивающего досуга детей и подростков.
20. Расширение целенаправленной и систематической работы по пропаганде здорового образа жизни и разъяснению вреда наркотиков и других психоактивных веществ, уделив особое внимание регулярному производству программ и публикаций для детей, подростков и молодежи (подготавливать публикации и передачи совместно с Минздравом и Минобразования с учетом возрастных и психологических особенностей телезрителей, радиослушателей и читателей).
|