Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3642), 27 июня 2003 года
только в «СПбУ»

Пребывание в откровении

Юрий Сорокин (1938–1999) – человек ярко и многообразно одаренный, но, в отличие от большинства поэтов, не спешивший являть миру свои творения.

Отчасти это связано с тридцатилетним стажем тунеядца. Так некогда называли людей, чей труд не регистрировался отделами кадров. Все началось с исключения из Военмеха за участие в небезызвестных обсуждениях эрмитажной выставки Пикассо (1957). Сорокина не раз вызывали на Литейный для допросов по факту выставок, которые он устраивал у себя дома, по делу Иосифа Бродского, с которым он дружил с детства, по трагикомическому следствию о подпольном движении «мудистов» и так далее.

Отчасти это вызвано брезгливостью к сомнительной славе. Сорокин снисходительно посмеивался над сверстниками, строившими себе громкие репутации на основании куда менее рискованного прошлого, и сторонился состязания в сертифицированном вольнодумстве.

Его стихи позволяют догадаться, что поэт не стремится навязать читателю свои истины. Строго говоря, ему нет дела ни до читателя, ни до истин. Он делает нас случайными свидетелями откровений и ценит не итог откровения, но пребывание в откровении – единственный неоспоримый знак успешности земного существования.

Феликс Равдоникас

Юрий Сорокин

Цветок

Пока зажат, собран в плотный бутон — все впереди…
Пока не расцвел…
Ну, а уж как распустился — участь известна!

1985

В оранжерее на углу Потемкинской и Шпалерной

«О Роза дрёмная! Кто, мощный паладин,
Твой плен глубокий расколдует?»
Вяч. Иванов

В вазах розы — как розово-белые цапли, —
Как шаманов заката — фламинго, — цвета пламени, — алых семья;
Как тяжелые красные темные винные капли,
Как вишнево-лиловые раструбы черных протуберанцев огня.

Розы — грубой и нежной, — вещества воплотившаяся вселенность, —
Восковая податливость — и невообразимая жесткость…
Будто роза — прообраз пространства, эфира хрупкий кристалл;
Одухотворяющая, богоявленная нетленность,
Слова, душу преображающего, остов,
Квинтэссенция — пятая сущность, — лишь незрячий иную искал.
О, как воздух тяжел,
Как пространство — пронизано цветом,
Как насыщена запахом мысль,
Как сущна — дарящая розы земля;

Помещенный в хрустальный дворец, — стеклом отделенный от неба, —
Человек розовеет, — вместе с цветом и запахом роз
Обретая —
Как в молитвенном храме —
Через Божество —
Себя…

9.09.1986

Реверберация

Мне твердят: Мадрид, каудильо, предательство Парижа…
Но в черепе колоколом: Будапешт, Хрущев, коварство
Броз Тито…
Жужжат: жандармы, лимоны, гитары,
Кордова, фламенко, цыгане,
Вальпараисо, нищета, индейские шали,
африканский буш, надменность буров, алмазные копи,
потные черные спины, гнев народа…

…Мандела, Лорка, Виктор Хара…

А звучит: чернозем, керосин, частушечный Воронеж,
Мордовия, зона, параша,
охранник люмпен-дебил,
мертвый поэт, с нар подымающий руку за пайкой,
мерзлая тундра, параллели Земли — безнадежней,
чем круги Ада…

…Мандельштам, Валентин Соколов (псевдоним — Зека),
Марченко, Мераб Кастава…

6.11.1986

Очко, или Доска Почета

1 — Доска почета
2 — Еловая доска почета
3 — Зеленая тоска почета
4 — Фанерный щит почета
5 — Щит — и меч — почета
6 — Дощатый стенд почета
7 — Сосновый гроб почета
8 — Дубовый пень почета
9 — Кленовый дуб почета
10 — Осиновый кол почета
11 — Бревно почета
12 — Стена почета
13 — Настил почета
14 — Носом в пол почета
15 — Лбом об стол почета
16 — Затылком — об доску почета
17 — Лицом к стене почета
18 — К столбу почета
19 — Лобное место почета
20 — Дубовая плаха почета
21 — (очко) — Бревенчато-дощатый эшафот почета

16.08.1986


 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков