|
№ 18 (3642), 27 июня 2003 года
|
|
|
собственная гордость
|
|
|
Размышления
после концерта
В Актовом зале философского факультета состоялся необычный и весьма примечательный вечер — концерт университетского Фольклорного ансамбля, посвященный 300-летию Петербурга.
Автор этих строк — музыковед-фольклорист. Я люблю бывать в этом уютном зале на этнографических концертах, проводимых здесь регулярно усилиями все того же ансамбля. В экспедициях, которые являются необходимой частью творческой работы этого коллектива, его участники встречаются с пожилыми людьми, записывают и, главное, перенимают от них песни и сказки, старинные хороводы, учатся шить и носить традиционные костюмы. Затем народных исполнителей приглашают выступить на сцене университетского зала, на радость любителям и ценителям подлинной народной песни, которые в последние годы не избалованы такими событиями.
|
|
Женская группа Фольклорного ансамбля в Петергофе.
1999 г. |
|
Честь и слава руководству университетского Студенческого клуба, поддерживающему это направление. Ведь встречи с живыми носителями народной культуры дают для ее познания не меньше, чем лекции и научные труды — они дают возможность молодежи соприкоснуться с тем, что принято называть «корнями», не говоря уже о том, что эта культура усваивается во всей полноте лишь при передаче «из уст в уста».
И вот концерт самих участников ансамбля. Сознаюсь честно — я шла на него с огромным интересом, отчасти даже и с опаской: удастся ли коллективу, который изучает и исполняет произведения крестьянского искусства, достойно «развернуть» тему юбилея нашего города? Не будет ли тут чего-либо внешнего, натянутого? Казалось бы, Петербург — это дворцы и парки, проспекты и заводы, великосветские балы и салоны, опера, романс… где же тут народная песня? Но, с другой стороны, давайте задумаемся: а кто же строил эти дворцы, вытесывал скульптуры из пудостского камня, возносил к небу золоченые шпили? Кто укладывал мостовые? Кто шил, варил, нянчил детей? Кто служил в знаменитых гвардейских полках под началом известнейших людей России? Неизвестные, безымянные… Мы знаем о них только то, что они были — крестьяне. Но ведь они — такая же плоть и кровь Петербурга, как и те, чьи имена сохранила история. И это именно они, создав Петербург таким, каким мы его знаем, пронесли его образ, его имя в глубины России, «прорастили» его в песнях, сказках, легендах, как и имя гениального первостроителя нашего города.
Опасения мои не оправдались: программа концерта оказалась настолько глубокой, продуманной, пронизанной сотнями ассоциаций, что размышлять об услышанном я продолжаю и сейчас.
Но сначала о том, что я увидела. Нас давно приучили к тому, что если на сцене нечто «русское», то это непременно должны быть узаконенные эстрадой и «художественной самодеятельностью» пышные сарафаны в блестках и обязательно без поясов (вопиющая ложь: не было народного костюма без пояса, ведь пояс — одна из важнейших частей костюма, определяющих не только внешний, но и внутренний, духовный облик человека!), раскрашенные лица, приставные косы и т.д., и т.п. Но как все это далеко от подлинного облика русских крестьян! Взгляните на старинные фотографии: сшитые из домотканого полотна костюмы полны гармонии и значения, как и лица одетых в них людей. Покой, сосредоточенность, гармония… Вот такие-то лица и увидела я на сцене. Это в наше-то время, когда все и вся оголяется и красится, увидеть на сцене чистые девические и женские лица, оживляемые скромной улыбкой спокойного достоинства! И мужчины — не раскрашенные шуты-скоморохи, не оперные «добры молодцы», не литературные «сермяжные мужики», а живые, интересные люди — каждый со своим голосом и характером. И все вместе — единое целое.
Это единство невозможно создать никакой режиссурой — это внутреннее единство единомышленников. Оно куется в совместном пении, в экспедициях. Значительная роль в создании этого единства принадлежит руководителю коллектива Екатерине Головкиной. Костяк ансамбля, его душа — дружное семейство Головкиных — Екатерина, Николай и юная Машенька.
Между прочим, в процессе освоения народной культуры не последнее место занимает овладение традицией изготовления и ношения костюма. Участники коллектива были одеты в подлинные народные костюмы или их точные копии, сшитые своими руками. Словом, человеку, который пришел на концерт не развлечься, а прикоснуться к душе народной, было на что посмотреть и что послушать.
|
|
Перед выступлением. Актовый зал. 1999 г. |
|
Екатерина Головкина вела концерт спокойно, неторопливо, в жанре задушевной беседы. Каждое слово (а их было немного, но точных, глубоко взвешенных!) падало в душу, запоминалось. Ведущей удалось так настроить аудиторию, что люди смогли легко воспринять песни, исполнявшиеся на различных, порой и весьма сложных диалектах, незнакомых городскому человеку. Кстати сказать, концерт показал, что вокальная работа в коллективе ведется на высочайшем уровне — об этом свидетельствовал свободный, полетный звук, четкая дикция. Конечно, лучше всего звучали пени Архангельской и Брянской областей, так как они восприняты непосредственно от народных исполнителей в экспедициях, хотя и другие, разученные по записям иных собирателей, также исполнялись вполне убедительно, что говорит о значительной зрелости коллектива.
И о самой программе. В тихом, неспешном, сосредоточенном рассказе перед нами предстала крестьянская Россия в ее отношении к Петербургу. Песни перемежались с фрагментами воспоминаний, сказками, легендами, отрывками из литературных произведений, талантливо исполненными актрисой Людмилой Иванищенко.
Крестьянская Русь в соседстве с финно-угорскими племенами существовала на этой земле задолго до основания города. Что дошло до нас из тех времен? В концерте прозвучали карельские наигрыши на кантеле, были показаны древние северорусские хороводы-церемонии. Крестьянская Русь строила Петербург, вынося немыслимую тяжесть… Прочувствовать эту тяжесть, сопереживать ей слушатели смогли благодаря лирической песне с ее образами тяжких, грозных туч, немилостивой природы.
Крестьянская Русь пополняла ряды армии и флота. Тема рекрутства — одна из самых ярких и развитых в песенной народной традиции. Мы услышали не только старинные лирические песни, с которыми провожали рекрутов на службу, но и шуточную песню о солдатской жизни, которая внесла добрую, улыбчивую нотку в рассказ о расставании рекрутов с родным домом, о тяжестях двадцатипятилетней воинской службы.
И наконец, крестьянская Русь питала собой рабочий, ремесленный Петербург. Крестьяне уходили на заработки — кто на сезон, а кто и на годы. Уходили вместе с людьми и любимые песни — вздохи о родной стороне, о любви и разлуке. Возвращались люди — приносили с собой то, чем щедро делился с ними город: новые песни-романсы, городскую моду. Хорошо это или плохо? А это смотря каков будет человек, который воспримет это новое. Если пустой — возьмет пустое, а глубокий, духовно богатый — возьмет лучшее, да еще приумножит, разовьет его согласно канонам, сложившимся в родной традиции. Так и было. В подтверждение этой мысли в концерте звучали песни на стихи русских поэтов, богато распетые архангелогородцами и сибиряками.
Народная молва, творящая свой образ исторических личностей, не обошла своим вниманием и образ Петра. Молва эта гласит, что, как и положено истинному народному герою, был он прост и сердечен с простыми людьми. Память народная хранит воспоминания о встречах с легендарным царем-плотником, передавая их из поколения в поколение. И не чудо ли, что участникам ансамбля довелось записать рассказ о посещении Петром одной из архангельских деревень от потомков тех самых крестьян, что когда-то его принимали!
Тянутся живые нити традиции, связывая воедино Русский Север и Петербург. Писатель Федор Абрамов родился на реке Пинеге, учился и работал в Ленинградском университете. В нашем городе вышли в свет его замечательные книги, здесь они обрели новую жизнь на театральной сцене. Рассказ Ф.Абрамова «В Питер за сарафаном» особенно дорог участникам коллектива потому, что в нем описывается действительный случай с крестьянкой деревни Ваймуша, что стоит на реке Пинеге. А деревня эта стала им родной и близкой благодаря их экспедициям и многолетней сердечной дружбе ребят с ваймушскими песенницами. Героиня рассказа — совсем юная девушка — решает идти пешком в Питер на заработки, чтобы добыть себе чудесный «питерский» сарафан, который бы сразил всех местных ребят на гулянье. За этой нехитрой историей, с мягким юмором рассказанной от лица самой героини, стоит удивительный русский характер, который, видно, и помог крестьянской Руси выстоять во все времена. …А ведь многие из нас, современных питерцев, имеют крепкие северорусские корешки, за которыми стоят поколения крестьян-поморов, мезенцев, устюжан… А другие — казачьи, сибирские, калужские, брянские… Эти корни составили ту основу, что крепче камня сплела и укрепила болотистую почву Петербурга и позволила «на краю земли» поднять и удержать на высоте «культурную столицу».
Свидетельством того, что образ молодого города (что такое 300 лет для народной традиции!) прочно вошел в народное сознание, служит то, что его имя упоминается в песнях наряду со старыми городами — символами русской культуры и государственности, — Киевом, Москвой, Ярославлем и Вологдой. Пришло время, когда «Питер» стал близким каждой крестьянке, убаюкивающей ребенка: «В городе, в Питере построили большой-большой дворец…» Значит, душа народа (ведь верно, что песня — душа народа) приняла в себя этот город, и в этом — залог его будущего.
Вот такие мысли приходят в голову после встречи с удивительно искренним и талантливым коллективом — фольклорным ансамблем Санкт-Петербургского государственного университета. Жаль только, что в зале было не так много народу, как хотелось бы. Виноваты ли в этом чересчур скромные, незаметные афиши или майский ливень с грозой, сказать трудно. Но хочется посоветовать тем, кто еще не слышал этот коллектив, обязательно познакомиться с его искусством — оно много говорит и уму, и сердцу.
Е.Якубовская, канд. искусствоведения,
сотрудник ИРЛИ РАН
|