Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13-14 (3637-3438), 5 мая 2003 года
официальный отдел

ПРОЕКТ

Стратегия развития
Санкт-Петербургского государственного университета
на период до 2012 года

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), основанный в 1724 г. по Указу Петра I, является старейшим вузом Российской Федерации, всемирно признанным центром высшего образования и науки. Указом президента РСФСР от 18.12.1991 года № 294 он отнесен к особо ценным объектам национального наследия России.

Развитие СПбГУ всегда основывалось на концепции классического университетского образования и на признании единства учебного и научного процессов. Приверженность этим идеалам сыграла ключевую роль в сохранении и укреплении высокой академической репутации университета в ХХ веке, на протяжении которого России пришлось пережить глубокие общественные и экономические потрясения. Позиции СПбГУ как ведущего вуза России были сохранены благодаря традициям уникальных университетских научно-педагогических школ, а также инновациям в учебной и научной деятельности, созвучным прогрессивным мировым тенденциям развития университетского образования.

Опора на эти два ключевых принципа обеспечила выживание и дальнейшее развитие СПбГУ в 1990-е годы – время кардинальных социально-экономических преобразований в России. В этот период удалось не только сохранить единство учебно-научного комплекса СПбГУ, но и успешно реструктурировать образовательные программы, модернизировать систему управления университетом. Был открыт ряд новых для России специальностей и направлений высшего образования; созданы три новых, динамично развивающихся факультета; широкое распространение получили программы подготовки бакалавров и магистров; полноправное место в СПбГУ заняли программы дополнительного профессионального образования. Благодаря сбалансированной децентрализации системы управления создана уникальная для высшей школы РФ финансовая модель адаптации СПбГУ к кризисным условиям российской экономики переходного периода. К числу достижений 1990-х годов относится активизация сотрудничества СПбГУ с ведущими университетами мира.

Университет сегодня – это 20 факультетов, 13 научно-исследовательских институтов, 267 кафедр, более 4000 преподавателей, 1300 научных сотрудников, 100 научно-педагогических школ, большинство из которых являются всемирно известными, Научная библиотека им. Горького (более 6,5 миллионов единиц хранения), издательство. Обучение в СПбГУ ведется по 68 специальностям и 24 направлениям высшего профессионального образования.

Вместе с тем, задачи преобразования России в начале ХХI века на фоне перехода современной цивилизации к постиндустриальному информационному обществу и сопряженной с этим эволюции мировой системы высшего образования требуют обновления стратегии развития СПбГУ. В условиях известных ресурсных ограничений и обозначившейся опасности отставания России от мировых процессов экономического и технологического развития, университету необходимо сохранить позиции лидера российского высшего образования и одного из ведущих университетов мира, внести свой вклад в решение задач, стоящих перед страной. Залогом успеха будет служить интеграция учебного и научного процессов, гуманитарного и естественнонаучного образования, развитие сложившихся научно-педагогических школ в сочетании с инновационными научными и образовательными проектами. Безусловным приоритетом для университета остается реализация общенациональных интересов в сфере образования и науки и обеспечение условий духовного развития личности.

Миссия СПбГУ

СПбГУ является ведущим российским исследовательским университетом, национальным лидером и инновационным центром в деле модернизации российского образования с учетом современных мировых тенденций.

Стратегические цели СПбГУ как ведущего российского классического университета – это:

· реализация общенациональных интересов в сфере образования и науки;

· сохранение и развитие существующих научно-педагогических школ;

· разработка оптимальной модели развития университета в меняющемся мире;

· глубокая интеграция в мировую систему высшего образования XXI века и кооперация с международным сообществом в области фундаментальных и прикладных научных исследований.

1. Приоритеты концепции развития

1.1. Сохранение и развитие научно-педагогических школ СПбГУ на базе передовых образовательных технологий и фундаментальных научных исследований.

1.2. Преимущественная инвестиционная поддержка роста потенциала научно-педагогических кадров и, прежде всего, талантливой творческой молодежи.

1.3. Активное участие университета в экспорте образовательных услуг.

1.4. Рассмотрение результатов деятельности университета с обязательным учетом ее оценки внешними по отношению к университету отечественными и зарубежными организациями и индивидуальными потребителями образовательных услуг.

2. Развитие образовательных программ

2.1. В целях закрепления позиций университета на рынке образовательных услуг создать собственный стандарт высшего образования, отличающийся более высоким уровнем требований по сравнению с существующими государственными стандартами высшего профессионального образования. Обеспечить выдачу выпускникам собственного диплома СПбГУ

2.2. Разработать и внедрить систему управления качеством образования в СПбГУ в соответствии с собственным образовательным стандартом и уровнем международно признанных стандартов.

2.3. Разработать модель интеграции СПбГУ в общеевропейскую систему образования.

2.4. Разработать и осуществить комплекс мер, направленных на увеличение доли студентов-иностранцев в общей численности обучающихся в СПбГУ; расширить практику чтения курсов на английском и других иностранных языках.

2.5. Развивать в СПбГУ магистратуру, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, программы дополнительного профессионального образования, обеспечивающие возможность непрерывного образования.

2.6. Продолжать дальнейшее развитие СПбГУ как инновационного образовательного центра, реализующего в том числе и междисциплинарные программы.

2.7. Создать в структуре СПбГУ подразделения, ориентированные на подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогики образования, организации учебного процесса. 3. Развитие научных исследований

3.1. Продолжить процесс интеграции университета с академическими и отраслевыми научными учреждениями.

3.2. Обеспечить включение научных сотрудников университета в единый научно-педагогический штат университета.

3.3. Осуществить модернизацию материально-технической базы в целях поддержки приоритетных направлений науки.

3.4. Разработать механизмы эффективного использования инновационного потенциала науки в университете.

3.5. Создать общеуниверситетскую систему регистрации, охраны и использования интеллектуальной собственности.

4. Обеспечение учебного и научного процесса

4.1. Обеспечить дальнейшее развитие и модернизацию Научной библиотеки СПбГУ на основе новейших информационных технологий. Создать единую, охватывающую все библиотеки университета компьютерную сеть.

4.2. Разработать и реализовать общеуниверситетскую программу информатизации учебного процесса.

4.3. Развивать различные формы издательской деятельности, включая издательские центры факультетов и УНЦ. Реорганизовать работу издательства с учетом новых экономических условий.

4.4. Разработать комплекс мер по развитию сервисной инфраструктуры (общежития, спортивные комплексы, медицинский центр и т. д.)

5. Развитие системы управления университетом

5.1. Обеспечить дальнейшее развитие основополагающего принципа управления СПбГУ – сочетание централизации и самостоятельности подразделений, исходя из единства учебно-научного комплекса университета.

5.2. Создать условия для развития экономически оптимальных форм реализации образовательных программ и научных исследований.

5.3. Совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимодействие подразделений СПбГУ.

5.4. Разработать и реализовать концепцию единого консолидированного бюджета, обеспечить прозрачность бюджетного процесса.

5.5. Разработать и внедрить Программу информатизации системы управления СПбГУ.

5.6. Способствовать развитию различных форм студенческого самоуправления.

6. Социальная политика

6.1. В целях стимулирования высококачественной работы преподавателей и сотрудников разработать и реализовать систему выплат, основанную на трех основных составляющих: заработная плата, премии, социальные выплаты.

6.2. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по повышению уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников университета, используя для этого бюджетное финансирование, доходы от платных образовательных услуг, создание стипендиальных фондов для поддержки научно-педагогических кадров. Разработать и внедрить Положение о дифференциации в оплате труда преподавателей и сотрудников университета в зависимости от результатов их производственной деятельности (с использованием в этих целях внебюджетных средств).

6.3. Осуществить инвестиционные программы для обеспечения медицинского страхования, санаторно-курортного лечения, отдыха и долевого строительства жилья.

6.4. Создать лечебно-профилактический комплекс университета, предназначенный для улучшения условий обследования, лечения и профилактики заболеваний студентов, преподавателей и сотрудников.

17.04.03.

От редакции журнала «СПбУ»

Проект «Стратегия развития Санкт-Петербургского государственного университета на период до 2012 года» был подготовлен Комиссией Ученого совета. Работа велась в течение учебного года, на определенных этапах к обсуждению привлекались деканы факультетов. Обращаем ваше внимание, что окончательный вариант стратегического плана развития университета появится только тогда, когда в университете широко обсудят направления, предложенные Комиссией. Ректор университета и члены Ученого совета горячо заинтересованы в любом предложении, замечании, дополнении.

Редакция журнала готова напечатать материалы, комментирующие предложенный документ и вносящие в него коррективы. Мы надеемся, что вы внимательно прочитаете проект и активно включитесь в его обсуждение, поскольку он касается каждого универсанта и определяет нашу жизнь на ближайшие 10 лет. 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков