Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12 (3634), 16 апреля 2003 года
память

Александр Данилович
Александров
и университет его времени

О ректоре Александре Даниловиче Александрове всегда ходило множество баек и легенд. Среди них история про то, как Александр Данилович «на спор» проехал на трамвайной колбасе целую остановку. А когда к нему подбежал кондуктор и стал его укорять: мол, вы, такой почтенный на вид человек, а хулиганите! – Александров невозмутимо достал свою академическую книжку и сказал: «Не мешайте, я провожу важный физический опыт, измеряю частоту и амплитуду колебаний!» Кондуктор почтительно отстал, а Александров окончательно приобрел славу человека, который всегда добивается того, чего хочет.

Встреча, посвященная А.Д.Александрову и университету его времени, собрала много народу (Актовый зал был полон) и заняла три часа с лишним. Сказать о любимом современнике хотели все, и мало кто укладывался в положенные регламентом 10 минут.

Л.А.Вербицкая, ректор СПбГУ:

«Мне кажется, что все мы живем, пока о нас помнят. Об Александре Даниловиче говорить трудно, ведь он настолько разносторонний человек! Например, сложно представить себе, чтобы математик мог прочитать курс физики, или задумать написать серию книг по философии. Александр Данилович умел все это делать профессионально. Еще он был очень спортивным и пользовался необыкновенной любовью студентов. Я сама была студенткой в его время и помню ту удивительную атмосферу, которая царила в университете. Вся Россия изумлялась в 1952 году, что такой молодой человек стал ректором. Не знаю, можно ли сказать про него, учитывая то время, «согласился стать ректором», но Александров именно «согласился», его сложно было «заставить». Это было очень опасно. Тогда коридор Главного здания называли «арестометром», по нему уводили арестованных профессоров, и Александров знал, что не сможет спокойно на это смотреть. Вообще, он сделал столько прекрасного, спас столько людей, что уже этого было бы достаточно, чтобы называться человеком с большой буквы.

У меня с Александром Даниловичем связаны и трогательные смешные воспоминания. Как-то раз мы с ребятами решили поздравить Александрова с праздником, кажется, это было 1 Мая.. Узнали телефон ректора, позвонив в охрану университета и представившись кем-то из райкома. Ну, молодые были, глупые. Не понимали, что жизнь у ректора расписана по секундам. И когда мой однокурсник услышал в трубке его голос, он так растерялся, что ничего умнее не придумал, чем спросить: «Это зоопарк?» «Да, – ответил Александров, – говорит слон». Студент не растерялся и сказал: «Передайте привет слоненку!» Правда, когда я рассказала об этом эпизоде Александру Даниловичу, он пожал плечами: «Не помню».

О «пространстве Александрова» вспоминает академик О.А.Ладыженская

О «пространстве Александрова» вспоминает академик О.А.Ладыженская

До последних лет жизни Александр Данилович сохранял озабоченность судьбой университета. Наши с ним споры были нелегкими. Он даже называл меня насмешливо «сударыня ректор». Александр Данилович Александров – для всех нас родной человек!»

Ольга Александровна Ладыженская, академик РАН, математик:

«Это редкость, чтобы ученый так долго возглавлял университет (с 1952 по 1964 год). Причем годы были сначала страшные, потом трудные, а потом изменчивые. В лице ректора мы имели ученого высшего ранга. «Пространство Александрова» обогатило геометрию настолько, что она перешла на качественно другой уровень развития. Одного этого достаточно, чтобы ему поставили памятник – на Менделеевской линии есть очень хорошее место – напротив входа в Главное здание.

Я представляю Александра Даниловича сегодня – чем бы он сейчас занимался, какие проблемы бы решал? Мне кажется, главное, что он отстоял бы молодых людей от призыва в армию».

(Л.А.Вербицкая решила ответить на замечание:

«Ольга Александровна, всякие случаи и у нас бывают. Даже когда выпускника сажали в машину и везли в армию, а мы на вертолете его оттуда забирали. Вообще, мы стараемся, чтобы даровитые, способные студенты сразу попадали в аспирантуру. Что касается памятника, то на ученом совете матмеха будет разговор о памятнике и решение будет принято, я не сомневаюсь».)

Юрий Григорьевич Решетняк, академик РАН, математик, друг и коллега Александра Даниловича:

«Помнится, Александров удостоился окрика со стороны государства. Никита Сергеевич Хрущев кричал на него: «Как так, ректор осмеливается не выполнять распоряжения?!» А ректор Александров стоял на своем. Это уже во многом говорит о характере Александра Даниловича».

Нина Николаевна Уральцева, профессор, заведующая кафедрой, математик:

«Помню, как Александров очень логично доказал, что в свете марксистко-ленинских работ студентов необходимо воспитывать как свободных людей, свободных от всяческих догм. Причем Александр Данилович цитировал в доказательство целые куски из Маркса. А вечером после этого доклада председательствующие давали объяснения высокопоставленным лицам».

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая: «Я сама была студенткой в его время и помню ту удивительную атмосферу, которая царила в университете».

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая: «Я сама была студенткой в его время и помню ту удивительную атмосферу, которая царила в университете».

После выступления госпожи Уральцевой включили видеозапись одной из математической лекций Александрова. И даже я, сугубый гуманитарий, могу сказать, что это было интересно, мягко, с доступными простым смертным аналогиями.

Затем зачитали письма от профессора В.А.Ядова и И.С.Кона, в которых они очень сожалели, что по ряду обстоятельств не смогли приехать.

Из письма В.А.Ядова: «Наука не так уж бедна учеными, но среди них не так много тех, кто сочетает высокую нравственность с гражданственностью».

Сергей Михайлович Саввон, физик, бывший руководитель группы университетских альпинистов:

«Все знают, что Александров был альпинистом, но не все знают, каким. Его страсть к покорению вершин передалась и в науку. Для него главным всегда была победа, достижение результата в том, что он делал».

Светлана Николаевна Иконникова, зав.кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.

«Помню, как Александр Данилович посмотрел на меня и сказал: «Быть вам во главе университетского комсомола!» А времена стояли тяжелые (1957, 1958 годы). Но может, именно потому оно и запомнилось на всю жизнь. Время оттепели, надо сказать, было только поверхностно теплым. Но Александр Данилович умел уберечь и не дать в обиду. Предлагаю учредить стипендию имени Александрова, как память ответственности и преемственности!»

Слово взял один из редакторов книги об Александрове, Григорий Моисеевич Идлис. Он прочитал посвящение Александру Даниловичу:

«Что за видение?
Чудо творения!
Вечно в движении
И восхождении.
Всюду неистовый
В поисках истины:
Будь то история,
Древних апории,
Аксиоматика
Всей математики,
Принципы физики,
Кладези лирики,
Нравственность, этика
Или генетика –
Все многогранные,
Выпукло данные,
Внутренне связные
Области знания.
В мыслях ли,
В чувствах ли –
Всюду без устали.
Дар созидания,
Мука дерзания,
Жажда познания,
Сила желания –
Тяжкий ваш крест.
С каждой вершиною,
Взятой, осиленной,
Заново мыслится
Явственно-зримое
Все что окрест,
Но в отдалении,
Без промедления,
Будто знамение –
Новая высь».

Александр Владимирович Тулуб, профессор химического факультета:

«Александров всегда рвался в бой. В бой – из дерзости и азарта!»

Инга Валерьевна Ткаченко, студентка истфака 1952–1957 гг.:

«Даже нашему университету не удается сегодня создать такое общение между студентами и профессорами, какое было во времена Александрова. И это тогда, когда общение было наиболее трудным и опасным. Но Александров нам всегда говорил: «Не будьте Диогенами в бочке».

Борис Федорович Егоров, профессор, литературовед:

«Спасибо Александру Даниловичу! Без него я бы, наверное, никогда не был в университете. Помню, как факультетская шушера задала мне провокационный вопрос: «Какого поэта XX века вы считаете самым великим?» Я, не думая, назвал Блока, Цветаеву, Пастернака. Показали мне Цветаеву и Пастернака!!!

А Александров пришел на факультет и как бы между прочим сказал: «У нас мало изучают сложных поэтов. Я, например, очень люблю Гумилева…» Я думаю, что он это сказал не случайно. А я висел на волоске, когда за меня голосовали на административном совете. Благодаря Александрову «за» голосов оказалось больше, чем «против».

Под конец встречи Людмила Алексеевна Вербицкая отвечала на поступившие к ней из зала вопросы.

– Насколько университет представляет собой единое целое?

– Я думаю, что каждый руководитель факультета понимает, что добиться чего-либо он может лишь потому, что является частью СПбГУ.

– Каким вы видите университет через пять, десять лет, территориально и организационно?

– Буквально через две недели в журнале СПбГУ появится план нашей стратегии. Очень прошу всех почитать. Александров, побывав в свое время за границей, пришел к идее создания российского Кембриджа. И как результат, студентов отправили учиться в Петергоф. Сегодня мы можем убедиться в даре предвиденьи Александра Даниловича, так как мы добиваемся проекта «Наукоград». И тогда в Петергофе будет все по-другому: иные дороги, иные средства связи. Надеюсь, что скоро мы объединим наши два невольно разрозненных центра.

Встреча завершилась традиционно и, вместе с этим, прекрасно. Хор университета спел «Гаудеамус». Его слушали люди, переполненные общими воспоминаниями об общем времени. 

Ника Шерман

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков