|
№ 8-9 (3630-3631), 19 марта 2003 года |
|
|
|
|
|
Приключенческие Гонки
ворвались в Россию
из университета!
Иногда эти соревнования называют «гонки на выживание» или Adventure Races, и они занимают от нескольких часов до нескольких суток и включают в себя последовательное использование многих экстремальных видов спорта – трекинг (продолжительное передвижение по пересеченной местности), коастеринг (бег по изрезанной береговой линии морей и океанов), рафтинг, горный бег, ориентирование, маунтинбайк ( горный велосипед), каякинг (гребля на речных и морских каяках) и др. Как правило, это командные соревнования, они проводятся в наиболее труднодоступных и экзотических районах нашей земли и рассчитаны на использование резерва человеческих возможностей в экстремальных ситуациях.
|
|
Марина Либо, мастер спорта по спортивному ориентированию, член сборной команды России по экстремальным гонкам на острове Борнео. |
|
Наиболее уникальным условием приключенческих гонок является то, что в отличие от других видов спорта, они не прекращаются ночью. Будь это трекинг, маунтинбайкинг, гребля или спуск по веревкам со 100-метровой скалы, все меняется, когда заходит солнце. Ориентирование становится труднее, шаг тише,
Ежегодно в различных странах проводится огромное количество такого вида соревнований от многодневных (таких известных, как Eco-Challenge, Adrenalin Rush, Arctic Circle Traverse, Raid Galuoises, Corsica Raid) до суточных, проводимых в окрестностях крупных городов (Хельсинки, Стокгольм и др).
Такие соревнования интенсивно освещаются во всех видах СМИ (например, в США престижнейшие каналы Discovery Channel, CNN, USA Network). Команды – лидеры таких соревнований, как правило, носят названия крупных фирм ( Nokia, Silva, Energizer, Salomon, Ericsson, Subaru…).
В России мультиспортом начали заниматься 3 года назад, когда команда из Санкт-Петербурга в 2000 году приняла участие в соревнованиях на острове Борнео в Малайзии.
Первая гонка была проведена в апреле 1995 в юго-восточной части штата Юта, США. В ней приняли участие 50 команд из 6 стран. Команды страдали днем от жары и дрожали ночью от холода из-за сильного перепада температур в пустыне. Победители соревнований – команда Hewlett Packard из Франции, пересекла финишную черту через 7 дней 16 часов и 12 минут после старта. Из 50 команд, начавших гонку, смогли финишировать лишь 21.
В последующие 5 лет Eco-Challenge стала первой в мире среди гонок на выживание и сейчас привлекает внимание средств массовой информации всего мира. Eco-Challenge по популярности соперничает с такими известными соревнованиями, как Camel Trophy, Salomon X-Adventure, Raid Gauloises. По оценкам, с 1996 г. приключение Eco-Challenge ежегодно смотрят в 144 миллионах домов на 5 континентах в 145 странах. В дополнение к этому 700 миллионов читателей следят за статьями об Eco-Challenge.
Eco-Challenge – это предельно сложное приключение. Это самая трудная в мире гонка на выживание. Она потрясающая и непредсказуемая. Команды из четырех человек, состоящие из мужчин и женщин, соревнуются в режиме non-stop: 24 часа в сутки преодолевая 300-мильный (500 км) маршрут по пересеченной местности. В различные гонки могут входить в различных сочетаниях: ориентирование в джунглях, спуск через водопад, сплав по горной реке на каноэ, спелеология, скачки на лошадях, гонка на каноэ в океане, подводное ориентирование в рифах, альпинизм, горные велосипеды; это соревнование лучших спортсменов по экстремальным видам спорта с силами природы, временем и с соперниками.
Eco-Challenge требует от спортсменов предельного напряжения сил, а от команды – способности успешно решать проблемы в условиях предельного стресса, выбирая единственно правильное решение в лабиринте стихий. Команда может финишировать только вместе. Если один из членов команды получает травму и не может продолжать гонку, команда дисквалифицируется. Для того чтобы победить в этой гонке, нужно совершить нечто из ряда вон выходящее!
Вторые соревнования Eco-Challenge прошли в июле 1995 г. в штате Род Айленд, США. Для участия в
300-мильной гонке было приглашено 12 интернациональных команд, из которых только 8 смогли финишировать. Победила команда Aussies из Австралии с результатом 4 дня, 9 часов и 17 минут.
Третья гонка прошла на западе Канады в Британской Колумбии в 1996 г. Победила команда Eco-Internet из США с результатом 6 дней, 17 часов и 44 минуты. Из 70 команд гонку сумели завершить только 13. Участники говорили об этой гонке, как о «самой изматывающей и самой тяжелой в их жизни».
Австралия, 1997 г. Впервые соревнования проводились в тропической части Австралии – в Северном Квинсленде. Дополнительную опасность гонке придавали ядовитые змеи, пауки, ядовитые растения и крокодилы. Участвовало 48 команд. Победитель гонки – команда Eco-Internet из Новой Зеландии.
Марокко, 1998 г. В первый раз в гонку были включены 2 новые дисциплины – марш-бросок по берегу океана, в ходе которого участники соревнований карабкались на камни и взбирались на крутые утесы, и скачки на верблюдах по Сахаре.
|
|
Команда СПбГУ в малазийской парусной лодке на дистанции в Тихом океане. |
|
Аргентина, 1999 г. Соревнования проводились в декабре 1999 года в Патагонии. Эта гонка была самой сильной по составу участников – в ней соревновались все победители прошлых гонок Eco-Challenge. Участники соревнований ориентировались в глубоких фиордах на морских камнях, спускались по порогам на надувных каяках и совершили переход через пампасы на лошадях. Также они пересекли гребни Андских гор и поднимались по леднику до отметки 4000 метров над уровнем моря. Участвовала 51 команда (9 США, 42 интернациональных из 31 страны мира).
И наконец Сабах, 2000 – Малайзийское Борнео, Дисциплины: ориентирование в джунглях, пещеры, горные велосипеды, спуск через водопад, сплав по порогам на деревянном каноэ «мурут», морской переход под парусом на туземной пироге «пераху», подводное ориентирование в рифах.
В 2000 году, впервые в России, впервые в истории мирового мультиспорта, команда Санкт-Петербургского университета, включая представителя химического факультета Болотова Александра и выпускников юридического факультета Антонова Михаила и экономического факультета Марину Либо, под руководством официального тренера команды, профессора кафедры физической культуры и спорта СПбГУ Б.А.Михалова, приняла участие в гонке Эко-Челлендж на малайзийском острове Борнео.
Напутственными словами участникам гонки за несколько секунд до старта были следующие: «Смотрите не только вперед, но и по сторонам, такого вы больше не увидите никогда».
Старт был дан с живописнейшего пальмового острова, населенного диким племенем мурутов, 10 лет назад официально отказавшихся от людоедства.
76 пераху (название малайзийской парусной лодки с деревянными балансирами) как одна 21 августа пустились в 500-километровый путь по акватории Тихого океана – Целебесскому морю. На дистанции имелись 32 контрольные точки, прохождение которых в заданном направлении за минимально возможное время и представляло основную и заветную задачу для каждой команды.
Когда руки уже с трудом выполняли необходимые маневры по передвижению пераху вперед, после преодоления 100 км в полнейший штиль, мы пересели на горные велосипеды. Предстояло проехать 85 километров, треть из которых – по лесной джунглевой, заваленной деревьями-великанами дороге.
Этап джунглей был наиболее опасен и непредсказуем. Если за час нам удавалось пройти километр, это было признаком очень высокой скорости. Перепад рельефа от 0 до 1500 футов под неприступными зарослями бамбука, лиан и шокирующих своими сильными стволами эвкалиптов и туалангов отбирал очень много сил. Идти можно было лишь по тропе. В случае ее потери поиск участников в джунглях был практически невозможен.
С каким облегчением, скинув с себя десятки пиявок, мы пересели в сампаны – туземные долбленые лодки – и начали 110-километровый сплав по горной реке Сегаме. Скачущие вокруг обезьяны и невиданной красоты птицы наблюдали, как мы легко преодолеваем пороги и водопады очень красивой реки, уровень воды в которой и, соответственно, сложность прохождения изменялись в пропорциональной зависимости от только что выпавших осадков, в отличие от приливов и отливов, которые поглощали все береговое пространство, заставляя идти километры береговой линии по колено в воде. На старте выдавались таблицы этих изменений, и лидеры еще успевали оставлять свои торжествующие шаги на гладком песке.
Затем следовал этап 25 км трекинга по мелкогрунтовой дороге. Спелеология по вертикальным пещерам и закрепленные веревки. Дайвинг близ коралловых рифов. Этап пераху и финиш.
Первая российская команда, принявшая участие в этом экстремальном вызове, не завершила гонку. Преодолев 80% пути, мы закончили борьбу, так как стертые в кровь ноги не давали шансов на благоприятный исход.
Случайностей не бывает! Существуют закономерности.
То, что этот новый захватывающий вид спорта – приключенческие гонки на выживание – в России родился в стенах Санкт-Петербургского университета, нельзя назвать случайностью. Ниже следует объяснение закономерности того, почему столь невероятные явления объединились.
Любой студент скажет вам, что значит слово – университет. Это объединение различных наук под одной крышей, иными словами, множество наук вместе.
Любой участник приключенческих гонок на выживание расскажет вам, что приключенческая гонка, или, другими словами, мультиспорт, это объединение различных видов спорта в одной непрерывной гонке. Санкт-Петербургский университет бесспорно является лидирующим в России. Эко-Челлендж является признанной престижнейшей приключенческой гонкой в мире.
В 2001 г. соревнования прошли в Новой Зеландии, где участвовала сборная команда России и заняла 24 место.
Через 2 года, в 2003 году, представители СПбГУ стали организаторами первой в России Федерации мультиспорта и экстремальных гонок Санкт-Петербурга.
Таким образом, университет стал своеобразной alma mater для такого невероятного и удивительного вида спорта. Случайностей не бывает. Возможно, это знак: стать этому виду – университетским видом, а поступающим абитуриентам и студентам надо знать, что наряду с классическим академическим образованием и высококлассной подготовкой они получают возможность к раскрытию своих способностей, подготовке и участию в приключенческих гонках в составе команды Санкт-Петербургского университета. Такого не может предложить больше ни один университет России!
Марина Либо, мастер спорта по спортивному ориентированию, член сборной команды России по экстремальным гонкам, аспирант факультета менеджмента
|