|
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
|
|
|
развитие университетской идеи в России
|
|
|
Тезисы выступления заведующего кафедрой «Управление международным образованием» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Е.В.Шевченко
Министерство образования и образовательная общественность России провела уже более десятка совещаний, семинаров, конференций, на которых обсуждались проблемы и перспективы, которые возникнут при присоединении нашей страны к Болонскому процессу. Общее мнение – мы больше выиграем, чем затратим. Уже сейчас около 200 университетов страны, преимущественно негосударственные образовательные учреждения, ввели параллельный учет трудоемкости не только в академических часах, но и в зачетных единицах. Несколько университетов наладили выдачу своим выпускникам Европейского приложения к диплому. Развиваются модульные технологии обучения.
Особое внимание необходимо обратить на целенаправленное информирование вузовской общественности, в том числе на уровне университета, о целях, мероприятиях и выгодах, которые связаны с включением России в Болонский процесс. В противном случае мы можем столкнуться с пассивностью и прямым противодействием профессорско-преподавательского и административного состава, как это было в случае с введением системы “бакалавр–магистр”.
В условиях развивающегося тесного взаимодействия с европейскими образовательными учреждениями и организациями важными становятся подготовка, переподготовка и повышение квалификации тех сотрудников вузов, которые в той или иной степени вовлечены в международное образовательное сотрудничество. Специалистов такого профиля готовит Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), а первые выпускники уже работают в вузах города. Они подготовлены к решению еще одной важной задачи, связанной с процессом гармонизации европейских систем образования и созданием единого рынка труда, с признанием в России иностранных и обеспечением признания за рубежом российских документов об образовании. В СПбГПУ по поручению Минобразования России отработана модель создания децентрализованной схемы, предусматривающей создание в федеральных округах специальных центров для помощи вузам в деле признания и подтверждения образовательных квалификаций, в пересчете трудоемкости и полученных отметок из одной национальной системы в другую.
Безусловно, многое зависит от законодательной и исполнительной властей. Однако при расширяющейся автономии вузы уже могут сделать очень многое, не дожидаясь указаний сверху.
|