№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
|
|
|
развитие университетской идеи в России
|
|
|
Тезисы выступления заведующего кафедрой системных исследований образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов В.И.Байденко
Известно, что в Европе есть три так называемые «мегасистемы» высшего образования: немецкая, российская и французская (наиболее крупная из них – система Российской Федерации). Было бы излишне полагать, что вхождение России в Болонский процесс чревато общесистемными потерями и рисками. Думается иначе: Россия получает дополнительную возможность для демонстрации своих высоких культурно-образовательных традиций.
Болонская декларация – не международный договор, обязательный к выполнению. Она открыла дорогу к структурной общеевропейской реформе, не удушающей многообразие, но лишь упорядочивающей его. Темпы и национально акцентированные профили реформы – дело каждой страны.
Учитывая многосубъектный характер Болонского процесса, начатого только при безусловном соблюдении принципа академической свободы и автономии как абсолютной и нерушимой ценности высшего образования, никаким проболонским преобразованиям в России, инициированным только «сверху», успех не уготовлен. Как и всякая реформа в образовании, она является творчеством учебных заведений и преподавателей. Жак Делор предупредил еще в конце ХХ века: «Реформа образования никогда не будет успешной, если она направлена против преподавателей или проводится без них».
Направленность, цели, механизмы Болонского процесса уже сегодня могут побудить широкую отечественную академическую среду (а не только ее «бомонд») к обсуждению наших «доморощенных» вопросов, в том числе относительно структуры послесреднего образования, взаимодействия его с миром труда, создания опережающего законодательного сопровождения многоуровневости и тому подобное.
Болонский процесс – стремительный, динамичный, расширяющийся, противоречивый. Назрела необходимость его постоянного мониторинга. Концепция мониторинга разработана в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов МИСиС (Технологического университета) на кафедре системных исследований образования. Первый опыт мониторинга отражен в двух изданиях:
1. «Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы».
2. «Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие».
Нам представляется, что можно и должно «включить» общемировые и европейские тенденции развития высшего образования в ресурс модернизации отечественной высшей школы.
Мы не имеем права растерять веками накопленные достоинства отечественного высшего образования, равно как и упустить позитивный опыт зарубежных образовательных систем, длительное время эволюционирующих в условиях рынка, демократии и формирования социального диалога и социального партнерства в сфере профессионального образования.
|