|
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
|
|
|
развитие университетской идеи в России
|
|
|
Тезисы выступления директора Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Минобразования России Г.А.Лукичева
Массовость высшего образования и, как следствие, рост его вклада в развитие экономики – основные побудительные мотивы глубокой модернизации образования стран Европы, рассчитанной до 2010 года.
Участие России в этом процессе чрезвычайно важно. На мой взгляд, столь желанное сближение России с Европой в первую очередь возможно именно в образовании и через образование. Вспомним, что российское образование по своим корням является европейским, а по сути – наиболее восприимчивой для передовых идей и опыта сферой.
Без серьезных усилий с нашей стороны, выполняемых в рамках хорошо продуманной программы, не обойтись. Кое-что в этом направлении уже сделано. Россия недавно стала участником конвенции о признании документов об образовании стран Европейского региона, у нас успешно развивается двухуровневая структура высшего образования, в отдельных вузах начался эксперимент по применению системы зачетных единиц (кредитов). Но необходимы дальнейшие шаги, связанные с завершением структурной перестройки. В этом плане переход на 12-летнее школьное образование с профильной подготовкой в завершающих классах является одним из наиболее серьезных шагов. Сделать это во всех отношениях непросто. Но этот рубеж надо преодолеть. Дело в том, что организация школьного образования сформировалась в Европе и США и была принята в остальных странах мира. Она в наибольшей мере отвечает требованиям формирования человеческого капитала. Мы слишком задержались на стадии дискуссий по этому вопросу. Многое предстоит сделать и в высшей школе. Необходимо завершить конституирование российского бакалавра, полноценно признаваемого на собственном рынке труда и зарубежными университетами. Разумно подумать и о сокращении (за счет использования современных учебных технологий) длительности подготовки по целому ряду магистерских программ до 2–3 семестров.
Кроме того, России неизбежно предстоит активизировать дополнительные формы образования в русле идей пожизненного образования; в перспективе мы вынуждены будем серьезно задуматься над необходимостью сохранять двухступенчатую структуру ученых квалификаций/степеней. Модернизация среднего профессионального образования должна повысить его статус вплоть до выведения отдельных направлений подготовки на уровень базового высшего и обеспечить более тесную сочетаемость с последующими программами образования. Нужно установить более жесткие стандарты условий осуществления учебного процесса – вплоть до ликвидации и решительной перестройки учебных заведений, им не соответствующих. Следует провести дальнейшую децентрализацию управления высшим образованием и автономизацию вузов, повысить их ответственность и подотчетность. Не обойтись без усиления информационной активности вузов, направленной на потребителей образовательных услуг и рынок труда. Это одновременно будет существенным образом способствовать росту российского экспорта образовательных услуг.
|