|
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года
|
|
|
|
|
|
Рядом с Атлантидой Центральной Азии
Еще в студенческие годы, лет сорок назад, Ивану Михайловичу повезло. В далеком кишлаке в Туркмении он разыскал самородного сказителя. Техника записи тогда была допотопной: тяжеленные магнитофоны с огромными аккумуляторами — намучишься, руки отваливаются, пока донесешь их до места. Или от руки записывай... Но тот дедушка был великолепен! Столько сказок перенял от своего отца, такая память изумительная у него оказалась. Его внуки просто ахнули: они и не подозревали, что дедушка так умеет рассказывать! Они чаще телевизор смотрели — не до сказок им было, пока ученые из Ленинграда не приехали.
|
|
«На лошади путешествовать по Киргизии удобнее», — считает декан восточного факультета И.М.Стеблин-Каменский. |
|
— Отец того дедушки был профессиональным сказителем. Жил этим: ходил из селения в селение, рассказывал сказки, его кормили, на ночлег пускали. Точнее, это даже не профессия была, а такой образ жизни, — рассказывает декан восточного факультета, академик РАН, профессор Иван Михайлович СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ. — Он, похоже, почти неграмотный был. Только у неграмотных настолько феноменальная память, что позволяет запоминать тысячи прозаических строк былин, сказок, сказаний. Письменность и телевидение убивают эту эпическую память, делают ее ненужной... Хотя прогресс техники (видео- и аудиозапись) помогает нам точнее зафиксировать рассказы сказителей.
Иван Михайлович с коллегами недавно вернулся из экспедиции в Центральную Азию. Экспедиция была организована по программе “Интеграция университетской и академической науки”. Раньше по этой программе удавалось и студентов вывозить — в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и даже в Китай, а теперь денег не хватает.
— Иссык-Куль называют “пульсирующим сердцем Евразии”, или даже Атлантидой Центральной Азии. Это теплое озеро в горах на высоте 1600 метров над уровнем моря, прозрачное, с чуть солоноватой водой. Из него не вытекает ни одна река, а впадает множество. Озеро как будто дышит: уровень воды то поднимается, то опускается на несколько метров.
Мы обычно присоединяемся к какой-нибудь археологической экспедиции — есть место, где жить и где машину нанять. В этом году жили вместе с киргизскими археологами, ими руководил академик Владимир Михайлович Плоских, знаменитый своими подводными раскопками. Под водой сохраняются следы древних поселений. Вдоль берегов Иссык-Куля проходил “Шелковый путь” из Китая на Ближний Восток — древняя транснациональная транспортная артерия. Расцвет “Шелкового пути” приходился на первые века нашей эры. На берегах и в водах Иссык-Куля находят следы древних поселений — скифские котлы, средневековые сосуды, монеты, предметы более поздних культур. Под водой раскапывают поселения, стены, помещения, где сохранились не только драгоценности, но даже письменные документы: деловые записи согдийских купцов, письма.
|
|
1. Православная церковь в Караколе (Пржевальск) 2. Новая (стандартно-типовая) мечеть в одном из киргизских селений. 3. У памятника П.П.Семенову-Тян-Шанскому в Балыкчи (бывшее Рыбачье). |
|
В этом году у археологов было две задачи: искать мощи апостола и евангелиста Матфея и сокровища Чингисхана. По одной из легенд на берегу Иссык-Куля стоял христианский монастырь, в котором хранились мощи апостола Матфея. Он погиб в Сирии, но мощи его вывезли в Армению, а затем в Среднюю Азию — и последнее известное их местонахождение было как раз в монастыре на берегу Иссык-Куля. Поэтому экспедицию поддерживал митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. А по другой легенде, где-то на берегах Иссык-Куля был спрятан клад Чингисхана.
В этом году мне с коллегами пришлось разделиться: они поехали в Таджикистан, а я в Киргизию, на берега Иссык-Куля. Вокруг озера путешествовали на лошадях, на машинах. На западном берегу — памятник Семенову-Тян-Шанскому, а на восточном — могила Пржевальского. Его отравили китайцы, когда Пржевальский собирался с экспедицией в Тибет. Сейчас там соседствуют старинная русская церковь и новые мечети, наскальные изображения, тюркские надгробные камни и мазары — языческие места поклонения (священные деревья с тряпочками на ветках, которые символизируют загаданные желания).
В этой экспедиции большое внимание я уделял сбору местных топонимических данных. Среди более новых тюркских географических названий удалось отыскать и более древние: например, кое-где сохранились согдийские топонимы, которые меня интересовали (Навакет — букв. «Новый дом», Тарсакент – «Христианский город»). Согдийские купцы были главными на “Шелковом пути” от Средней Азии до Китайского Туркестана, до Кашгара, согдийский язык — мертвый, один из древнеиранских. Но в верховьях Зеравшана сохранился архаичный ягнобский язык, потомок согдийского языка. Там я записывал легенды о происхождении местных географических названий, о мазарах, гробницах, о священных деревьях, скалах. Остатки древних языков помогают прочитать письменные памятники, документы на мертвых языках, расшифровать старинные надписи. Наша программа включает изучение современных языков вместе с древними. Ведь исследование древней письменности невозможно без знания современных языков.
Записал Евгений Голубев
|