Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

«Чистоту и порядок
гарантируем»

Каждому пятому студенту нашего университета пришлось уехать из родного города для того, чтобы получить петербургское образование. Первая проблема, с которой приходится столкнуться всем иногородним ребятам сразу после поступления, – поиск подходящего жилья. Число тех, кому материальное положение позволяет купить или хотя бы арендовать в нашем городе жилплощадь, невелико, поэтому большинство останавливают свой выбор на общежитии.

Санкт-Петербургский университет имеет несколько комплексов студенческих общежитий: два здания на улице Шевченко, три восемнадцатиэтажных корпуса на ул.Кораблестроителей, студгородок в Петергофе, и так далее.

Самое дорогое и, пожалуй, самое комфортабельное – общежитие на Шевченко: блочный семиэтажный дом в десяти минутах езды на трамвае от метро «Приморская». Месячное проживание в двухместном номере стоит здесь 105 долларов США. В эту сумму уже включены коммунальные расходы, пользование утюгом и пылесосом, замена постельного белья раз в десять дней, аренда мебели, компактного холодильника, встроенной электроплитки и телевизора.

Номер – это прихожая, которая одновременно служит кухней, совмещенная ванна и комната размером от 9 до 30 метров.

На нижних этажах работают компьютерный клуб, кафе, прачечная и небольшой спортивный зал.

Продукты студенты покупают в основном в магазинах «Копеечка»: либо у метро, либо прямо рядом с общежитием.

По словам проживающих здесь, у этого общежития есть только один серьезный недостаток – некачественный ремонт. Несмотря на то что открылось оно всего год назад, большинство из тех, кто здесь живет, уже приобрели полезные навыки приклеивания скотчем плинтусов и знают, куда бежать за подмогой, когда в ванной капает с потолка.

Хотя студенты-иностранцы, которые проживают в здании по соседству, может, были бы и рады, если б вода лилась хотя бы оттуда. Но из-за того, что там только по одному душу на этаже, они избавлены от подобных хлопот.

В другом общежитии – на улице Кораблестроителей – живут около двух с половиной тысяч универсантов. Здесь в каждом номере не одна, а две комнаты: маленькая на двух и большая на трех человек. Плату за проживание для бюджетников можно смело назвать символической – 1870 рублей в год, студенты коммерческого отделения за этот же период платят около 20.000. Так же, как и на Шевченко, здесь есть Интернет-кафе и прачечная, в одном из трех зданий работают бильярд, тренажерный зал и переговорный пункт для звонков по межгороду.

Общежитие предоставляет студентам только мебель, всю бытовую технику надо либо покупать, либо везти из дома. Хотя находятся и те, кто переезжает в общежитие вместе с частью своего домашнего интерьера. Конечно, за две тысячи в год наивно ждать чего-то особенного, но то, что стоит здесь в некоторых комнатах, назвать мебелью можно только условно. Что касается внутренней отделки, особенно в ванных комнатах и уборных, то тут уж действительно лучше один раз увидеть.

Этот комплекс находится тоже рядом с «Приморской». Дорога от дверей комнаты до Невского проспекта занимает около двадцати минут.

Студенты в Петергофе живут практически в тех же условиях, что и на ул.Кораблестроителей, или, как еще говорят студенты, «на Кораблях». Вот только затраты времени и сил на поездку в центр Петербурга для них несравнимо больше: только в электричке, идущей от станции «Университет» до Балтийского вокзала, надо провести около пятидесяти минут, при этом еще не всегда сидя.

Думаю, не имеет смысла описывать проблемы каждого из двух десятков общежитий университета в отдельности. Ясно то, что этих проблем много и решать их надо комплексно и оперативно. Если уж студенты в День знаний, вместо того чтобы праздновать начало нового учебного года, стоят и мерзнут на набережной, держа в руках нарисованные наспех плакаты, то пора понять, что проблема назрела и требует немедленного решения.

Здесь я бы хотел поговорить о том, какое влияние жизнь в общежитии может оказать на молодого человека. Какие преимущества петербуржцы имеют перед иногородними коллегами, вынужденными жить вне дома. Чего острее всего не хватает приезжим ребятам.

В умах многих людей укоренился наивный стереотип: мол, студенческое общежитие – это по определению плохо, все школьные отличники там как по волшебству превращаются в разгильдяев. Будто бы ничего кроме распущенности отрыв от дома и попадание в замкнутую и достаточно жесткую среду общежития семнадцатилетнему человеку принести не может.

Однажды во время сессии я имел разговор с заплаканной мамой нерадивого студента, которая очень аргументированно говорила о том, что во всех неудачах ее чада виновато общежитие. И компания там плохая, и постоянные гулянки, мимо которых прямо-таки невозможно пройти, и еще бог знает что.

Конечно, что и говорить, атмосфера общежития не располагает к напряженной и практически безостановочной интеллектуальной работе. И праздник, и желающие его отметить найдутся всегда. Тоскливо перечитывать в первом часу ночи «Капитал» или учебник по квантовой физике, когда буквально за стеной жизнь кажется намного более динамичной и разнообразной. Спорить с этим глупо.

Но и сваливать недочеты в воспитании и школьном образовании на кого-то ничуть не лучше. Пора бы уже забыть словосочетание «попал в плохую компанию». Там можно пару раз случайно оказаться, а вот действительно «попасть» можно только в ту компанию, которой ты достоин.

Да, общежитие, безусловно, заставляет молодых людей учиться самостоятельно выбирать для себя необходимое. Но я думаю, что эта атмосфера вряд ли способна в корне изменить человека.

Недавно мне довелось ознакомиться с данными очень показательного исследования, проведенного петербургскими учеными: «Выпускник петербургской школы в зеркале времени». Так вот, около 50% выпускников школ нашего города считают, что они уже готовы сами зарабатывать и преодолевать жизненные трудности. 80% уверены, что они способны рационально организовывать свой досуг.

Очевидно, что оба эти процентных показателя для поступающих в наш университет были бы выше. Еще выше они были бы для проживающих в общежитии: рискнуть и в поисках лучшей жизни переехать из глубинки в Петербург могут только самые волевые и целеустремленные.

Говорят, что общежитие – хорошая школа жизни. Думаю, что это устаревшее представление. Сегодняшняя молодежь взрослеет значительно быстрее своих родителей. Жизнь в жестких рыночных условиях, огромная социальная дифференциация, которая порой ставит барьеры в общении между ребятами еще в школе – все это заставляет молодежь взрослеть и брать свою жизнь в свои руки еще до окончания одиннадцатого класса.

К моменту поступления в вуз говорить о равных возможностях просто смешно. Жизненные старты порой очень сильно различаются.

В тот момент, когда человек становится студентом, у него уже сформирована четкая приоритетная сетка и система ценностей, в соответствии с которыми он будет направлять свою карьеру. Если жизнь научила нести ответственность за себя и грамотно расходовать время, то никакие соблазны не смогут сбить таких юношу или девушку с намеченного пути.

Если же все проблемы с образованием и сверстниками всегда решались при непосредственном участии родителей, то толку от такого студента будет в любом случае не много.

Заплаканные девушки и испуганные молодые люди у дверей деканатов будут всегда, и не общежитие в этом виновато. Просто сильные здесь становятся еще настойчивее, а слабые теряются окончательно.

Думаю, применительно к любому общежитию было бы правильнее говорить не о школе, а об университете жизни. Нельзя учить высшую математику, не зная таблицы умножения, и нельзя начинать изучать дисциплину «самостоятельность», не умея отвечать за свои поступки. Для человека, попавшего в такой университет случайно, проведенное здесь время, скорее всего, окажется напрасным.  

Павел Павлов,
студент 2-го курса

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков