Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

Социолог:
неведома зверюшка
или профессионал широкого профиля?

Один из самых простых способов не на шутку озадачить абитуриента или первокурсника факультета социологии, это ненавязчиво поинтересоваться: “Работать-то ты кем будешь?” Не секрет, что в сознании большинства людей социолог – это шальной индивид, в любой момент времени и в любом месте готовый обрушить на головы несчастных водопад вопросов про кандидата в депутаты, крабовые палочки или памперсы. Спешим обнадежить первокурсников, успокоить их родителей и просветить всех остальных: быть социологом означает гораздо больше! И теперь мы можем вам это доказать.

Выпускники – «День карьеры».

Выпускники – «День карьеры».

К пятнадцатилетию факультета социологии, которое празднуется в этом году, инициативной группой студентов под эгидой факультетского Центра карьеры и трудоустройства Forward было проведено исследование профессиональной деятельности тех выпускников университета, в чьих дипломах значится “социолог”. Целью исследования было получить информацию о том, где работают выпускники факультета, насколько сфера их занятости соответствует полученному образованию по уровню дохода и занимаемой должности и определить в общих чертах их социальное положение. После формирования базы с номерами телефонов (по личным делам) была сформирована выборка, в общем счете составившая 100 человек и охватившая все годы выпуска с 1990 по 2003 включительно.

По итогам исследования были получены следующие данные. Большинство выпускников факультета (87%) трудоустроены. Из них 42% опрошенных считают, что работают по специальности. Данную группу респондентов можно условно разделить на стереотипные категории «теоретиков» и «практиков». К первым, мы относим работающих в сфере высшего образования (СПбГУ, ИНЖЭКОН, Институт экономики и права и др.) и научно-исследовательских учреждениях (Социологический институт РАН, НИИКСИ). Однако большинство работающих по специальности относятся все-таки к «практикам», они работают в сфере маркетинга (General Satellite, Балтимор, Радио Максимум и др.) участвуют в сборе и анализе данных (Независимый аналитический центр, Северо-Западный центр социальных и избирательных технологий и др.), меньшее число респондентов занимаются рекламой, брэндингом и PR (Талосто, Крафтрейз), работой с персоналом, рекрутингом (Анкор, EMG-Professionals), социальной работой (Психолого-педагогический центр развития).

Выпускники, работающие не по специальности, как правило, находят себя в сфере управления, начиная с менеджмента низшего звена (менеджер по продажам), среднего уровня (руководитель отдела, менеджер по рекламе) и заканчивая должностью генерального директора (например, генеральный директор сети бистро в СПбГУ). В целом, можно утверждать, что большее число выпускников работают на позициях профессионалов без руководящих функций (51%), следующей по численности группой являются руководители подразделений (17%) и, наконец, третье место занимают служащие и научные сотрудники/преподаватели (10%).

Данные о непосредственном доходе распределились следующим образом: 37% отказались отвечать на поставленный вопрос, 25% имеют доход в размере от $300 до $500, 16% — от $500 до $1000, 12% - от $100 до $300.

На основании полученных данных мы сделали вывод о том, что социолог – это, прежде всего, специалист широкого профиля, способный реализовать себя в различных сферах деятельности (маркетинг, образование, менеджмент, продажи, работа с персоналом, связи с общественностью, рекрутинг). Абсолютное большинство выпускников, формально работающих не по специальности, не рассматривают сложившуюся ситуацию как проблемную и отмечают адекватность и пригодность знаний, полученных во время обучения на факультете, в своей профессиональной деятельности.

Для справки

Центр карьеры и трудоустройства Forward при факультете социологии был инициирован группой студентов осенью 2003 года. За прошедший год был реализован ряд проектов, направленных на информирование студентов и выпускников о перспективах и возможностях трудоустройства и развития карьеры (в частности, тренинги по написанию резюме и прохождению собеседования, исследование профессиональной занятости выпускников, День карьеры). Forward активно сотрудничает с другими вузовскими центрами трудоустройства (ИНЖЭКОН, ФИНЭК, ИМИСП и др.), рекрутинговыми агентствами (Анкор, EMG-Professionals, Kelly Services, Персонал-Сервис) и студенческими организациями (Хрустальный Апельсин, студенческая секция при Северо-Западном отделении РАСО). Мы всегда открыты для новых контактов и проектов в области организации практики и трудоустройства наших студентов!  

Елена Степкина,
директор Центра карьеры и трудоустройства Forward

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков