|
№ С/В (3679), 23 сентября 2004 года
|
|
|
на собственном опыте
|
|
|
Анонимность как стиль жизни
Кто такой аноним? В понимании большинства, это некто вполне материальный, но не имеющий имени и лишенный каких-либо индивидуальных особенностей. Некто, кого нельзя узнать. Поэтому словосочетание “общество анонимных…” вызывает некоторое смущение – как могут некие лица собираться вместе и при этом оставаться незнакомыми друг другу?
|
|
С.Белогуров: “Анонимность – не отсутствие имени, а стиль поведения в группе – отсутствие лидерства, непризнание личных заслуг”. |
|
Но может, имеется в виду внешняя анонимность членов общества, по отношению к остальной общественности? То есть “мы друг друга знаем, но нас не знает никто”, своеобразное маленькое тайное общество. Видимо, именно так понимают зачастую концепцию анонимных обществ те (а среди них есть и представители администрации), кто говорят: “Да, эффективность работы общества анонимных алкоголиков высока, но городок у нас маленький, все друг друга знают если не по имени, то в лицо уж точно, поэтому у нас невозможно организовать подобное общество”.
Только бывает еще, когда человек вдумчивый слышит вдруг от собеседника: “Я член общества анонимных алкоголиков…” или читает подпись под документом: “Общество анонимных наркоманов, наш адрес такой-то, контактный телефон такой-то”. Что же это за тайное общество, которое любезно предоставляет всем свои координаты, и если его бывает трудновато найти, то это не из-за скрытности, а из-за проблем с помещением и финансовыми трудностями, являющимися непременным атрибутом любой деятельности в нынешней России?
Чтобы понимать суть проблемы и прояснить наконец вопрос, пришлось воспользоваться помощью сразу двоих участников семинара: Сергея Сергеевича Тишинского, члена общества АА, и Сергея Белогурова, врача-нарколога. Идя путем последовательных приближений к истине, все же удалось сформулировать точное значение термина “анонимный”, подходящее к данному контексту.
Итак, общество анонимных наркоманов, группа анонимных наркоманов… Казалось, если хочешь быть анонимом, надежнее всего оставаться в одиночестве. Все дело в том, что в группу люди идут не за анонимностью, а за поддержкой своих начинаний, в здесь в общении они могут расслабиться, снизить контроль за собой, зная, что в кругу единомышленников это безопасно. Постоянно находиться в напряжении, опасаясь совершить неверный шаг, расплата за который может стать слишком высока (все равно как оступиться на краю гребня, почти добравшись до заветной вершины) – поверьте, это немалая психологическая нагрузка.
|
|
С.С.Тишинский: “Вера в группу помогает людям выжить”. |
|
Находясь в группе, человек чувствует также ответственность за свое поведение перед другими членами группы, удерживаться в определенном образе жизни “без наркотиков” помогает ему и ощущение сопричастности к жизни других участников группы.
Анонимность же подразумевает не отсутствие имени у конкретного субъекта, а анонимность его деяний, то есть его личные достижения, его работа на благо группы и достигнутые в этом направлении успехи, равно и провалы, не считаются личной заслугой субъекта, он не вправе рассчитывать на какое-то привилегированное положение, на признанное лидерство, на карьерный рост. Каждый участник группы делает все для самого себя, а достигнутые успехи являются достоянием каждого участника группы.Отчасти «анонимность» подразумевает именно это; не только в этом и заключен смысл слова “анонимные” в названии общества.
Подобное положение кажется парадоксальным, однако оно помогает избежать некоторых серьезных проблем. Отметим для начала, что группы анонимных алкоголиков или наркоманов отличаются от большинства возникающих в обществе “групп по интересам” тем, что если обычно в группы собираются люди, имеющие общее занятие или хобби, то есть объединенные неким делом, то в АА или АН приходят люди, желающие, если можно так выразиться, от некоего “общего хобби” избавиться. В этом одна из специфических черт, присущих анонимным обществам. Общий смысл коллективности заключен в том числе и в снижении психологической напряженности, а отсутствие “табели о рангах” снижает риск появления зависти по отношению к более успешным коллегам, что снижает риск возникновения негативных эмоций.
Об этом косвенно свидетельствовали и многие выступавшие на семинаре.
Мне, журналисту, как простому обывателю из нынешнего прагматичного общества трудно поверить в добровольный отказ от пожинания плодов своего труда, какими бы они ни были. Но многочисленные свидетельства убеждают, что не для всех это декларируемое ныне “заработал – получил” является необходимым и достаточным для счастливой жизни. Как бы не забыть об этом в победоносном шествии рыночного подхода к организации жизни общества…
Ольга Долгова
|