|
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года
|
|
|
выпуск - 2004
|
|
|
Два диплома лучше, чем один!
В этом году состоялась первая защита магистерских диссертаций на географическом факультете в рамках российско-немецкой программы арктических и полярных исследований «ПОМОР» (POMOR). И хотя процедура защиты дипломов отработана десятилетиями, новые формы обучения, примером которых является формат программы «ПОМОР», внесли изменения и в методику подготовки дипломных работ.
|
|
На снимке: Ирина Иванова и Наталья Ваганова
|
|
У магистрантов-“поморцев” было два научных руководителя – с российской и немецкой стороны, научные консультанты из научных исследовательских институтов и центров обеих стран.
Главное же отступление от традиций состояло в том, что магистерскую диссертацию нужно было писать на тему, совершенно новую для дипломника. До поступления в магистратуру молодые люди окончили либо естественные факультеты СПбГУ (географический, геологический), либо гидрометеорологический институт. Дипломные же работы выполнялись на стыке экономики и географии, географии и биологии, географии и астрономии и так далее.
Наталья Ваганова защищала работу “Балтийское море в условиях антропогенной нагрузки”. В ней представлена комплексная оценка экологического состояния Финского залива на основе мониторинговых исследований, в которых принимала участие сама выпускница. Как отметили рецензенты, работа Натальи — самостоятельное законченное исследование, выводы сделаны на большом фактическом материале. «Замечаний по работе нет, что является редким случаем», — такая формулировка прозвучала при обсуждении работы. И далее финальная фраза, радующая слух каждого дипломника: исследование заслуживает присвоения магистерского звания, автору рекомендована учеба в аспирантуре.
Дарья Васильева в своей работе “Содержание водяного пара в районе озера Саданкюля по данным различных методов радиозондирования” использовала данные, полученные ею во время исследований, проводившихся в Арктическом центре Финляндии.
Как подчеркнула Даша на защите диплома, она получала информацию непосредственно от создателей тех приборов, на которых проводилась ее исследовательская работа.
Высокий уровень научных обобщений был отмечен в магистерской диссертации Елены Разуваевой. Елена после кораблестроительного института продолжила образование на географическом факультете СПбГУ. Будучи студенткой, она стала сначала стажером, а затем и научным сотрудником ВНИИ океанологии, участвовала в арктических экспедициях, международных научных конференциях.
Как рассказала после защиты Елена, специалисты ВНИИ океанологии давно сотрудничают с немецкими коллегами и посоветовали ей пройти обучение по программе POMOR. Сегодня многие немецкие ученые-экологи, географы заинтересованы в изучении наших северных морей, но данные на русском языке им недоступны. «Они использовали обзоры наших дипломных работ, а мы использовали их технологии и оборудование», — так прокомментировала одну из сторон сотрудничества по программе «POMOR» Е.Разуваева.
Юлии Стрельченко, гидрогеологу по базовому образованию, пришлось освоить для своих исследований новый для нее прибор — звездный фотометр, так как ее работа проводилась на стыке геофизики и астрономии. Ее консультантами были специалисты государственной обсерватории.
Ирина Иванова защищала магистерскую диссертацию «Условия устойчивого развития коренных народов северных регионов России» (на примере Республики Коми). Ей потребовались знания из области экономики, географии, демографии и социологии. Работа рекомендована к публикации и представлению в правительство Республики Коми для ознакомления с предложенными в ней выводами. Пожалуй, тема этого диплома была одной из немногих, предложенных российской стороной и не вызвавшей замечаний немецких коллег.
Как отметила научный руководитель этой работы Светлана Александровна Черникова, доцент кафедры экологической безопасности и устойчивого развития регионов, по ее мнению, при обсуждении тематики дипломных работ немецкой стороной был проявлен не диктат, как считают некоторые российские преподаватели, а заявка на новый подход к демонстрации возможностей выпускников-магистров. Тема, предложенная Черниковой, была принята обеими сторонами, так как не являлась развитием ранних работ студентки и представляла для нее совершенно новую задачу для исследований. С точки зрения немецких коллег, очень важен такой подход: если ты защищаешь магистерскую степень, ты должен быть
а) комплексно образован,
b) способен в любой из изученных тобой областей науки выполнить квалификационную работу,
с) сориентироваться в проблеме.
Наши студенты доказали, что способны это сделать. «Для нас это ново, — далее сказала Светлана Александровна,— у нас акцент — на глубину, а у немецких коллег — на адаптационные возможности, способность реализовать себя».
* * *
Первые итоги работы по программе прокомментировал декан факультета географии и геоэкологии Василий Васильевич Дмитриев: «Смысл работы над магистерской диссертацией, по мнению наших немецких коллег, — сделать абсолютно новую работу, без ретроспективы. На мой взгляд, это не очень хорошо, так как не дает возможности студенту использовать уже имеющийся задел по определенной тематике. Тем более что выпускникам пришлось укладываться в сжатые сроки. У нас обычно в начале декабря уже начинается работа над дипломом. На сей раз она стартовала значительно позднее – в феврале-марте. По условиям программы, дипломники должны были посетить своих научных руководителей с немецкой стороны для согласования тематики, для этого они разъехались по всей Германии – побывали в 5-6 исследовательских центрах.
Теперь, после защиты в России, магистерские диссертации могут быть переведены на иностранный язык, отосланы в Германию, и таким образом наши магистры станут обладателями двух дипломов: Санкт-Петербургского и Бременского университетов. В перспективе для них возможно также трудоустройство или учеба в аспирантуре в одном из научных центров Германии.
Материал подготовила Ирина Словцова
|