Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года
от первого лица

Желаемое
и действительное:
реформа высшего образования
в России

В ежегодном президентском Послании Федеральному собранию особо выделен блок вопросов, связанных с системой образования. Было подчеркнуто, что образование должно быть «качественным и доступным». Можно предположить, что все реформы последнего времени (организационные, административные, финансовые) на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) будут способствовать выполнению поставленных президентом задач. Как же обстоят дела на самом деле? Отчего профсоюзы в очередной раз организуют всероссийскую акцию протеста (10 июня) против нововведений правительства? Как предложенный правительством пакет изменений в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отразятся на жизни нашего университета? И еще множество вопросов, возникающих в эти «реформенные времена», мы попросили прокомментировать ректора СПбГУ Людмилу Алексеевну Вербицкую.

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая.

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая.

– Людмила Алексеевна, после избрания вас на должность ректора СПбГУ в марте этого года вы провели в университете структурирование органов управления. Сегодня за каждым членом ректората четко закреплены обязанности и очерчена сфера деятельности – от самого высшего звена управления и далее по степени подчиненности. Насколько я понимаю, более жесткие рамки управления университетом продиктованы изменениями, проходящими на правительственном уровне. Однако сообщения об новациях правительства, появившиеся в СМИ, достаточно неоднозначны и дают основания для самых разных толкований…

– Реформы в правительстве, а конкретно в той его части, которая отвечает за образование и науку, идут уже с конца февраля. И сегодня можно констатировать, что процесс реорганизации не закончен. Полная ясность существует, пожалуй, в общей структуре управления образованием и наукой. Министр А.А.Фурсенко имеет двух заместителей: А.Г.Свинаренко и В.Н.Фридлянова, которые руководят департаментом. Всего создано 5 департаментов. Департамент государственной политики в сфере образования возглавляет И.И.Калина, департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей – С.Н.Апатенко, сводный департамент экономики и финансов – А.Ю.Петров, государственной политики в сфере науки, инвестиций – Д.В.Ливанов, международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке – В.В.Нечков. Создана также федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которую возглавляет В.А.Болотов. В составе этой службы находятся управления по международной аккредитации и аттестациям; аттестации научной и научно-педагогической работы; надзора по соблюдению законов РФ в сфере образования; контроля качества образования, а также административно-правовое управление. Создана специальная федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Кроме того, что является для нас особенно принципиальным, учреждены два федеральных агентства – по образованию и по науке и инновациям. Первое возглавляет Г.А.Балыхин, а второе – С.М.Мазуренко.

– Насколько я понимаю, для нашего университета во всей этой структуре наиболее существенным является федеральное агентство по образованию, через которое в конечном итоге и осуществляется министерское руководство университетом?

– Действительно, федеральное агентство образования интересует нас в большей степени. Тем более что 17 июня вышло постановление, регламентирующее работу этого агентства, по крайней мере в структуре его и задачах есть полная определенность. Оно включает управления: экономики, бухгалтерского учета и контроля; учреждений образования; международного образования и сотрудничества; по делам молодежи; программ развития в сфере образования; федерального имущества в сфере образования и развития материально-технической базы и административного управления. В Постановлении записано, что данный федеральный орган исполнительной власти оказывает государственные услуги в сфере образования, воспитания молодежи, развития доступных общеобразовательных ресурсов. Федеральное агентство проводит конкурсы, заключает государственные контракты, обладает полномочиями собственника федерального имущества. Для нас очень существенно, что именно здесь происходит получение федерального бюджета и распоряжение им. Агентство устанавливает контрольные цифры бюджетного федерального приема, дает квоты по целевому приему, а также квоты на стипендии студентов, аспирантов и докторантов. Здесь утверждается срок пребывания в ректорской должности, оформляются соответствующие документы на выезд за границу. Немаловажный момент для нашего взаимодействия с министерством заключается в том, что именно это агентство проводит экономический анализ деятельности нашего университета, а также проверку финансово-хозяйственной деятельности.

– В целом картина вырисовывается довольно стройная, однако кое-что из перечисленного вами все же вызывает вопросы. К примеру, если на федеральное агентство возложены функции государственного заказчика, означает ли это, что заранее будут сформированы вакантные места в науке, промышленности и так далее под определенное количество выпускников всех вузов России? Впрочем, я понимаю, что сегодня однозначные ответы получить, наверное, невозможно даже у министра. Не меньше вопросов вызывает пакет изменений законодательства о высших учебных заведениях, внесенный правительством в Государственную Думу. Не случайно 10 июня профсоюзы провели акцию протеста в связи с новациями правительства. Опять-таки оговорюсь, что сегодня ответов на возникающие в процессе изучения этих изменений вопросы, возможно, не знают и в высших эшелонах власти. Сегодня хотелось бы просто озвучить наиболее принципиальные для нашего университета положения.

– Мягко сказать, что эти предложения вызывают вопросы. Основное следствие изменений в законодательстве радикальным образом отразится на социальном блоке в сфере образования, на образовании в регионах и муниципальных округах (практически из изменений следует отмена бесплатного образования на уровне округов и городов). Университет не сможет оставаться ни арендатором, ни арендосдатчиком. Отменена федеральная программа развития образования и всех норм ключевой статьи 40 Закона «Об образовании», в которой говорится о государственных гарантиях приоритетности образования. Правительство отказывается от обязательства выделять финансовые средства на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Весьма вероятно, что нам придется платить все виды налогов, в том числе на землю. Убирается пункт из статьи 40, в котором предусмотрены льготы для предприятий и организаций, вкладывающих средства в образовательные учреждения. Не предусматривается впредь создания фондов развития и поддержки образования (на любом уровне власти и в самом образовательном учреждении). Похоже, что будет отменена норма, гарантирующая количество бесплатных мест в государственных вузах. Помните постановление еще черномырдинского правительства о том, что ставки и оклады в высшем образовании должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности, а для профессорско-преподавательского состава даже в 2 раза выше средней зарплаты по промышленности? Эти положения были внесены в образовательные законы, однако никогда не выполнялись. Сегодня государство волевым порядком пресекает даже свои благие намерения. Гарантии минимальной зарплаты останутся только для работников учреждений федерального подчинения, а остальное – по возможностям субъектов федерации. Как вы понимаете, эти возможности есть не у каждого. Новые формулировки статей законов исключают действующие нормативы стипендий, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте. Для нас очень существенно, что могут лишиться права на бесплатный проезд иногородние студенты очной формы обучения и аспиранты государственных и муниципальных вузов. Предложенные изменения можно понимать так, что из законодательства исчезают и обязательства государства по финансированию студенческих практик. Из документов правительства можно понять, что теперь любая платная образовательная деятельность будет рассматриваться как предпринимательская, даже если доходы от нее идут на образовательный процесс. Учебные заведения не смогут самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок и премий. С этими преобразованиями очень трудно будет выстраивать самостоятельную финансовую политику. Опасной тенденцией является предложение правительства отменить федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию».

– Я понимаю, что вы перечислили далеко не все изменения, которые предлагает правительство в образовательные законы, однако даже услышанного достаточно для недоумения. В Конституции записано, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Предложенные изменения что-то не согласуются с процитированной статьей Конституции.

– На встрече с представителями профсоюзов министр образования и науки А.А.Фурсенко подчеркнул, что готовящиеся изменения в действующие федеральные законодательные акты являются, в основном, следствием принятых год назад двух федеральных законов, предусмотревших разграничение полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления, в том числе в социальной сфере. Г.А.Балыхин, возглавляющий федеральное агентство образования, и директор департамента И.И.Калина рассказали представителям регионов о положительной динамике финансирования сферы образования в основном из консолидированных бюджетов регионов за последние два года, благодаря чему сегодня бюджет образования составляет 560 млрд рублей; задолженность по зарплате учителям сократилась до 0,2% от общего фонда оплаты труда; из федерального бюджета на оказание помощи регионам для своевременной выплаты отпускных направлено 2,7 млрд рублей; осуществляется программа «Жилье для молодежи». Я знаю, что эта встреча продолжалась более 3 часов, но профсоюзы так и не получили ответы на вопросы, будет ли проведена индексация зарплаты в текущем году, насколько будет повышена зарплата в 2005 году, будут ли сохранены федеральные минимальные государственные гарантии по уровню оплаты труда всем категориям работников образования, какие гарантии сохранит государство для образовательных учреждений.

– Перспективы представляются малообнадеживающие. Как к такому положению вещей относится министр А.А.Фурсенко, ведь у вас было немало личных встреч за минувшие 3 месяца?

– Андрей Александрович Фурсенко – истинный петербуржец, милый, интеллигентный человек, очень профессиональный, что касается вопросов организации науки, но когда ему предстоит заниматься всем, от детских садов и школ до высших учебных заведений и академий наук, поневоле приходится брать тайм-аут, чтобы разобраться во многих сложностях функционирования высшего образования и науки сегодня. Взять хотя бы среднюю школу: разномастные учебные планы, разный уровень подготовки преподавательского состава. К примеру, даже в нашей петербургской элитной 56-й гимназии сегодня не хватает 25% учителей иностранных языков. В России сегодня 3200 высших учебных заведение (для сравнения, в советское время таковых на территории СССР было всего около 900). В одном Татарстане, например, вместо 17 вузов за последнее десятилетие стало 74 высших учебных заведения. Конечно, разобраться с таким «хозяйством» непросто. Однако комментируя пакет изменений, министр вполне определенно подчеркнул необходимость грамотного соотнесения всех федеральных законов, но при этом он уже встречался с председателем правительства, чтобы оговорить такой вопрос, как ликвидация льгот. С его точки зрения, к таким мерам надо прибегать только тогда, когда известно, кто берет на себя компенсирующую роль. К примеру, студенты не будут больше получать 300 рублей транспортных расходов, но это значит, вероятно, что стипендия будет увеличена именно на эту сумму. Мне нравится объективный подход министра к проблемам, возникшим в последнее время, однако рано еще делать окончательные выводы, повторяю: наша отрасль – многослойная и разнообразная.

– Ну, а на что же мы все-таки можем рассчитывать в ближайшее время?

– Мы ведем большую работу о принятии правительственного постановления о ведущих вузах России. Понятно, что таких вузов будет не более 20, и критерии отбора очень просты. Во-первых, это объекты национального достояния и плюс 5-6 университетов, зарекомендовавших себя на международной образовательной арене и имеющих высокий авторитет в нашей стране. Постановление подготовлено, но дело двигается медленно. Проблема заключается в том, что вузы, которые в соответствии с этим постановлением оказываются не ведущими, тормозят его принятие и активно лоббируют свое присутствие в перечне ведущих вузов. У нас есть основания также надеяться, несмотря ни на что, на увеличение бюджетного финансирования. Сегодня мы планируем добавить к сентябрьской зарплате некую сумму, чтобы универсанты после летнего отдыха не испытывали дефицита средств. Мы подготовили подробный план реализации стратегических направлений развития университета. Несмотря на процессы, которые идут в масштабе страны, мы не можем не ощущать себя своеобразной моделью для включения вузов России в европейский общеобразовательный процесс. Поэтому, учитывая наши внутренние изменения на рынке образования, мы все же стараемся сохранять присущие отечественному образованию принципы, традиции, опробованную веками систему высшего образования в России. В ноябре в университете соберутся эксперты из европейских стран, которые будут обсуждать изменения, произошедшие в университете в ходе болонского процесса. И в конце мне еще раз хочется сказать то, что является рефреном всех моих публичных выступлений и одновременно моим твердым убеждением и основанием с оптимизмом смотреть в будущее: фундаментом нашего развития, источником роста являются люди, которые сегодня работают в университете. Это по-настоящему преданные образованию и науке патриоты, скромные люди, на плечах которых лежит ответственность за будущее России.  

Беседу вела Наталия Кузнецова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков