№ 17 (3675), 18 июня 2004 года
|
|
|
280 лет университету
|
|
|
Следуя традициям, приумножая славу
Речь ректора СПбГУ Л.А.Вербицкой, произнесенная на торжественном заседании расширенного Ученого совета, посвященном 280-летию университета
Двадцать восьмого января 1724 года Петровским Указом было «заведено» в новой столице «собрание самолучших ученых людей», которым повелевалось «науки производить и совершать однако ж де так, чтобы они тем наукам младых людей публично обучали».
А за 6 дней до этого 22 января морозным утром Петр I собственноручно правил проект положения об учреждении Академии наук, первого русского университета и гимназии. При этом присутствовали Ф.М.Апраксин, Г.А.Головин, А.Д.Меншиков.
За несколько месяцев до этого Петр попросил известного учёного, философа, математика, физика и филолога, одного из создателей дифференциального исчисления Готфрида Вильгельма Лейбница разработать проект развития образования и государственного управления в России.
Лейбниц свой проект представил, а Петр его творчески переработал, учтя российскую специфику и собственные представления о главных целях науки и образования.
Положение 1724 года предусматривало следующую группировку изучаемых в университете наук: «В 1-ом классе бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-ом все части физики; в 3-ем – гуманиора, история и право». Богословие в структуре университета не предусматривалось.
Петр I начал думать об открытии университета задолго до подписания Указа. Уже осенью 1698 года в беседе с патриархом Адрианом, только что вернувшись из первого путешествия по Европе, Петр I сказал: «И здесь порадеть мощно, но мало которые учатся, что никто школы, как подобает, не назирает» (Пекарский П. История императорской Академии наук в Петербурге, т.1. СПб, 1870. С.XVII).
Петр попробовал посылать дворянских недорослей за рубеж, но это не дало результатов. В 1703 году Петр попробовал организовать в Москве «Академическую гимназию» для обучения благородного юношества (учащиеся освобождались от военной службы и получали суточные деньги). Но она просуществовала до 1711 года и была преобразована в школу иностранных языков.
В 1712 году была учреждена Инженерная школа.
В 1721 году Феофан Прокопович открыл школу для сирот и бедных детей. Там обучали не только иностранным языкам, но и риторике, логике, истории римских древностей, географии, арифметике, геометрии, рисованию и музыке. В числе учителей были Т.З.Байер, Г.Ф.Федорович, А.Л.Протасов, С.К.Котельников.
После смерти Феофана Прокоповича (1736) ученики были переданы в Александроневскую семинарию.
Таким образом, проект учреждения Академии, Университета и Гимназии был разработан, подписан и внедрен на основе учёта длительного российского опыта строительства образовательных учреждений разных типов.
В связи с избранием членом Парижской Академии, Петр I заявил о своём желании «науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании показать». И вот 28 января Петр I «указал учинить Академию, Университет и Гимназию».
Первые десятилетия в жизни университета были очень непростые (правда, нельзя, по-видимому, сказать, что были легкими последующие).
Этот период жизни Петербургского университета прекрасно описан президентом Императорской Академии наук графом Дмитрием Толстым в его фундаментальном труде: «Академический университет в XVIII столетии по рукописным документам архива Академии наук» (1885 г.).
И первых российских профессоров, и первых студентов пришлось выписывать из-за границы. 17 преподавателей и 8 студентов было в первые 2 года.
В марте 1727 года в «Ведомостях» напечатали объявление с приглашением на лекции профессора Бильфингера по физике и профессора Дювернца – по астрономии.
В 1728 году приехали 12 учеников из Московской славяно-латинской академии, затем еще 10, а несколько позже – 8.
Итак, первыми студентами были Денис Надоржинский, сын духовника Екатерины I; Василий Адодуров – сын дворянина; Иван Магницкий – сын учителя математики; Петр Ремизов – сын академического секретаря; Андрей Горленко – сын полкового писаря; Сатаров – брат академического переводчика и лекаря; Иван Ильинский – сын переводчика.
Уже с третьего года работы университета число российских студентов составляло 16% от общего числа, а общее число было 38. Среди студентов были Крашенинников и Ломоносов.
В первый же год работы университета, в 1725 году, из Лейпцига, где изучал лингвистику, историю, географию, этнографию приехал в звании бакалавра Герард Фридрих Миллер, немец по происхождению, принявший подданство России и носивший имя Федор Иванович.
«Живой, всегда готовый на острый ответ, он обладал способностью на язвительные реплики, а из его маленьких глаз так и выглядывала сатира». Портрет Миллера у нас в 70-й аудитории (художник – Энгельс Васильевич Козлов) открыл галерею ректоров университета.
Он преподавал в гимназии латынь, историю и географию; с 1728 по 1730 гг. был редактором «Санкт-Петербургских ведомостей», первой российской газеты, издаваемой Академией наук.
В 1730 году был назначен профессором и действительным членом академии и начал читать лекции в университете.
В 1733 году отправился в Сибирь в научную экспедицию. Он обследовал земли от Екатеринбурга до Камчатки, собрал огромное количество сведений по географии, истории, этнографии и экономике. Материалы легли в основу главной книги его жизни – «История Сибири».
В 1747 году граф Кирилл Разумовский поручил ему должность первого ректора первого российского университета.
До Миллера работой университета руководили действительные члены Петербургской Академии наук, инспектора гимназии Иоган Петер Коль, Готлиб Зигфрид Байер, Георг Фольфганг Крафт, Петр Людовиг (Пьер-Луи) Леруа.
Миллер начал руководить по-новому и сам сочинил правила поведения в университете и общежитии, чтобы его заведение соответствовало европейским стандартам.
«Никаких между студентами ссор и несогласий, также крику и шуму не происходило. Вина горячего и прочего подобного в квартире не держать и табаку не курить. В карты и другие игры на деньги никогда бы играть не дерзали. Посторонних пришлых мужеска полу ни на одну ночь, а женска полу ни на одну минуту пущать крайне запрещается, а в противном случае таковых брать через солдат и объявлять в канцелярию»…
Пойманных нарушителей регламента карали жестко: сажали в карцер или заставляли сменить фирменный костюм на серый кафтан (чтобы бросалось в глаза и служило наглядной уликой вины).
Учебная программа была достаточно напряженной. Вот, например, один из учебных дней – 31 марта 1738 года.
Начало лекций в 7.00:
профессор Винсгейм – проводил занятия по математике;
в 8.00 доктор Аман – читал ботанику и натуральную историю.
С 9 до 11 адъюнкт Адодуров учил русскому языку. В это же время профессор Крафт читал физику, математику и показывал эксперимент.
С 11 до 12 – профессор Стелин читал нравоучения и элоквенцию.
С 13 до 14 – Эйлер обучал логике и высшей математике.
Затем доктор Дюренца проводил медицинскую практику, а доктор Вильде – показывал анатомию.
С 16 до 17 профессор Генсиус читал астрономию.
А затем – лекции по физиологии, универсальной истории, в заключение – знакомство с обсерваторией.
С 1 июня 1738 года лекции читались: по физиологии профессором Вейбрехтом, профессором Леруа – по универсальной истории.
Физиология вводилась в ранг фундаментальных наук, создавая наряду с математикой, историей, словесностью базу академического образования (А.Д.Ноздрачев, Л.А.Самойлов, «250 лет преподавания физиологии в Петербургском университете»).
Уже в конце 20-х годов студентам была назначена стипендия, но выплачивали ее нерегулярно.
Сохранился донос студентов Василия Лебедева, Якова Несмеянова, Ивана Голубцова, Александра Чадова, Прокопия Шишкарева, Семена Старкова, Алексея Барсова, Никиты Попова, Михаила Коврина от 8 марта 1738 года: ни копейки из положенных денег не получили и находятся в крайней нужде, так что «не только платья и обуви, но и дневной не имеем пищи…». Жалобщики были из числа тех студентов, которым поручалось ведение занятий и полагалось дополнительно по 2 рубля в месяц. Студенты «из солдатских, матросских и плотнических подлых людей дети» часто пропускали занятия, так как «не имели платья и для того из палат выходить не могли».
В 1735 и 1736 гг. преподаватели жалованье не получали по году, и эти факты проверяла в 1737 году специально созданная комиссия. По этой причине 6 зарубежных профессоров уехали на родину.
Размер стипендии был разным: Василий Адодуров получал 72 руб. в год, а иностранные студенты – 200 руб.
С 1750 по 1755 гг. ректором был Степан Петрович Крашенинников, естествоиспытатель и путешественник, действительный член Петербургской Академии наук.
М.В.Ломоносов пытался обратить внимание на проблемы образования в Петербургском университете, понимания не нашел и отправился в Москву открывать с помощью графа Шувалова новый университет.
Однако, вернувшись, стал ректором Петербургского университета и занимал этот пост 7 лет. Ещё в 1747 году М.В.Ломоносов начал читать первый курс физики на русском языке.
В течение XVIII столетия университет закончили несколько сот студентов, в том числе ставшие известными учеными А.А.Барсов, В.Ф.Зуев, П.Б.Иноходцев, С.Я.Разумовский, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецковский, С.К.Котельников, В.Н.Севергин.
Фактически все русские академики XVIII века получили образование в стенах Петербургского университета, многие преподавали потом в Московском университете.
В конце столетия, а фактически в 1803 году, университет перестал функционировать в составе академии, студенты были переведены в Педагогический институт, преобразованный из учительской семинарии, но в институт при университете – «Отделение имеющего быть в Санкт-Петербурге университета».
Это был по существу университет, но без соответствующего статуса.
В 1819 году по указу Александра I на базе Педагогического института при университете был воссоздан Санкт-Петербургский университет.
В 1830 году университету было передано всё здание 12 коллегий (до этого университет занимал лишь часть здания).
Особую роль в жизни университета играл торжественный акт 26 марта 1838 года (возвращение университета в отремонтированное здание на Стрелке Васильевского острова).
К этому дню была выбита медаль с портретом Петра I на одной стороне, а на другой находилось олицетворенное изображение России, указывающей на 1724 и 1835 годы, с надписью вокруг «единым вдохновением». В наши дни создан фильм в 3-х сериях (1-я – к 275-летию и 2-я – к 280-летию), который так и называется «Единым вдохновением».
Даты на медали – основание университета Петром I и утверждение университетского устава Николаем I в 1835 году.
Во второй половине XIX века в университете складываются и получают развитие всемирно известные научные школы: П.Л.Чебышева – в математике, Э.Х.Ленца – в физике, Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова – в химии, А.Н.Бекетова – в ботанике, И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского – в эмбриологии, И.М.Сеченова – в физиологии, В.В.Докучаева – в почвоведении, А.А.Иностранцева – в геологии, Ф.Ф.Соколова – в антиковедении, К.Н.Бестужева-Рюмина – в отечественной истории, Н.И.Кареева – в истории Европы, В.П.Васильева и В.Р.Розена – в ориенталистике.
С конца 60-х годов XIX века при университете возникают научные общества. В 1868 году было образовано Общество естествоиспытателей; в 1869 году – Русское химическое общество, созданное при деятельном участии Д.И.Менделеева и переименованное по его инициативе в 1878 году в Русское физико-химическое общество.
Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория.
Итак, мы подошли к событиям 1869 года, когда праздновалось 50-летие воссозданного университета (145-летие основания).
Юбилейную комиссию возглавил профессор Казем-Бек (год назад его портрет был открыт в галерее портретов филологического и восточного факультетов).
Университет должен был получить высочайшее разрешение праздновать и получил его.
Поскольку все приглашённые не могли разместиться в зале университета, для проведения университетских торжеств был предоставлен зал Дворянского собрания.
Накануне юбилея (7 февраля) была отслужена в университетском зале панихида по основателю университета и всем умершим преподавателям и студентам.
После панихиды были открыты для посещения все музеи, библиотеки и лаборатории университета. Студенты с 16.00 производили опыты для многочисленных посетителей.
8 февраля, в субботу, в зале Дворянского собрания собрались: его императорское величество, герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский, преосвященные митрополиты Киевский и Московский и другие члены Синода, председатель комитета министров князь Гагарин; военный министр, министр народного просвещения и его товарищ; некоторые из членов Государственного Совета и сенаторов и более тысячи бывших студентов Петербургского университета, занимавших и занимающих самые разнообразные должности – от министра юстиции графа Палена, от бывшего посланника при французском дворе барона Будберга и бывшего попечителя князя Щербатого до молодых людей, едва начавших своё служебное поприще.
После духовной песни «Днесь благодать святаго духа нас собра», исполненной студентами, к присутствующим обратился ректор, профессор Кесслер. Он сказал: «Если бы мог возвратиться к жизни какой-нибудь первостепенный учёный, особенно натуралист, умерший 25 или 30 лет тому назад, и заглянуть в новейшие сочинения по своей науке, то во многих случаях ему было бы крайне трудно понять их содержание.
Знаменитый Кювье, постоянно следивший за успехами всех отраслей естествознания, остановился бы в недоумении перед незнакомыми терминами: килограммометр, спектральный анализ, дарвинизм, а между тем каждый из них выражает собою целое важное учение. С изумлением он узнал бы, что созданная им палеонтология встретилась «в своих розысках с археологией».
Приветствие свое ректор закончил следующими словами: «Чтобы Петербургский университет, празднуя последующие юбилеи, мог сказать, что есть и его доля в тех достойных усилиях науки и цивилизации, которыми России удастся сокрушить тяготевший над ней приговор знаменитого летописца: «Земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет».
Да позволено мне будет выразить желание, что на следующем юбилее можно было бы сказать: «Русское государство своим цветущим состоянием и могуществом обязано не столько обширности пространства, сколько тому, что в силу цивилизации порядок в нём есть; а в развитии его цивилизации принимали не малое участие многочисленные усердные работники во всех поприщах гражданской деятельности, которые получили своё образование в Петербургском университете.
Нет, можно сказать, такого поприща деятельности государственной и общественной, на которой не красовались бы имена прежних студентов Санкт-Петербургского университета».
Вслед за речью ректора министр народного просвещения прочел рескрипт, дарованный государем императором университету.
«В сегодняшний, торжественный для университета день мне приятно вспомнить о заслугах бывших и настоящих его деятелей и изъявить моё благоволение и признательность Санкт-Петербургскому университету.
Я уверен, что ученое сословие его, проникнутое сознанием своих высоких обязанностей, будет по-прежнему утверждать о многочисленных своих слушателях знания, основанные на истине и добре, а пользующиеся его научным руководством со временем сами окажут услуги отечественному просвещению, государственной и общественной деятельности, и подобно достойнейшим из их предшественников, сослужат свою службу России.
Приняв в 1841 г. звание «Почетного члена Санкт-Петербургского университета», я постоянно с искренним сочувствием следил за его успехами и, пользовавшись в годах первой моей молодости руководством некоторых его профессоров, избрал впоследствии и в наставники детей моих нескольких преподавателей из состава этого университета».
Ученая корпорация поспешила выразить благоговейную признательность монарху за сочувственное слово, сказанное с высоты престола: университет имел счастье представить государю императору через г-на министра народного просвещения благодарственный адрес;
«Ваше императорское Величество, Всемилостивейший Государь!
…Ныне, …Вы, Августейший Монарх, соизволили почтить его таким выражением царственного благоволения Вашего и в таком обилии излили на него царственные дары Ваши, что профессора и студенты университета не находят слов благодарности, которые соответствовали бы великости беспримерных щедрот, им оказанных.
Проникнутые сознанием возлагаемого на нас долга, мы положим все наши силы, чтобы явиться достойными царственного призыва сослужить службу России сообразно ожиданиям Вашим, Всемилостивейший Государь, и тем светлым началам, которые внесены в русскую жизнь Вашими великими преобразованиями.
Вашего Императорского величества
Верноподданные
Ректор университета Кесслер»
И среди 45 подписавших — Срезневский, Ивановский, Полисад, Савич, Андреевский, Меншуткин, Бекетов, Бутлеров, Сухомлинов, Петрушевский, Хвольсон, Таганцев, Благовещенский, Бауер.
Государь пожаловал профессорам награды, студентам 100 стипендий по 300 руб. и 20 тыс.руб. нуждающимся.
После объявления о наградах студенты три раза пропели «Боже, царя храни».
Ряд приветствий открыл петербургский предводитель дворянства граф Орлов-Давыдов.
В приветствии Академии наук говорилось о родстве Академии наук и университета, связанных любовью к науке и стремлением к благу русского общества и русского народа.
«Есть несомненная истина, что наука дружит людей, несмотря на отделяющее их пространство, на различие их происхождения и обстоятельств, то тем более должны осознавать близкое между собой родство два учреждения, посвященные одному и тому же великому делу на пользу общего, равно дорогого им отечества.
Во имя этого святого духовного братства по любви к науке и стремлению к благу русского общества и русского народа члены Императорской Академии наук поставляют себе за особенную честь принести своё искреннее и радостное поздравление Санкт-Петербургскому университету».
Подписали: президент граф Литке, вице-президент Буняковский и 29 академиков.
Московский университет выражает желание, чтобы между русскими университетами водворилось полное единодушие, и чтобы ученые съезды вошли в постоянный университетский обычай (по инициативе Петербургского университета был проведен I съезд русских натуралистов).
Петербургский университет приветствовали 59 различных университетов, гимназий, военных заведений.
В день юбилея был дан обед 750 выпускникам в том же Дворянском собрании, а 9 февраля – обед господам депутатам.
Жизнь в университете продолжалась и после юбилея.
В 1893 году был создан Химический институт, двумя годами позже в здании университета (бывший Жедепом) А.С.Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф: в 1901 году открылся первый в России Физический институт.
В конце XIX – начале ХХ века в университете работали известные отечественные ученые: математики А.А.Марков, А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, физики О.Д.Хвольсон, Д.С.Рождественский, астроном С.П.Глазенап, климатолог А.И.Воейков, химики Н.А.Меншуткин, Д.П.Коновалов.
Большой вклад внесли университетские ученые в развитие гуманитарных наук.
Восточный факультет стал крупнейшим центром ориенталистики в России. Труды выдающихся ученых-востоковедов С.Ф.Ольденбурга, Д.А.Хвольсона, П.К.Коковцева, Б.А.Тураева, В.В.Бортольда, Ф.И.Щербатского и других снискали университету мировую славу.
Исследования филологов А.А.Шахматова, Н.Я.Марра, Н.С.Державина, С.А.Жебелева, историков С.Ф.Платонова, М.И.Ростовцева, философов В.С.Соловьева, А.И.Введенского, социолога М.М.Ковалевского, юристов В.А.Сергеева,
А.И.Градовского, экономиста И.И.Кауфмана и многих других занимают видное место в истории гуманитарных наук.
Санкт-Петербургский университет сыграл важную роль в развитии отечественной общественно-политической мысли и культуры.
Здесь учились представители утопического социализма М.В.Буташевич-Петрашевский, критик и мыслитель Д.И.Писарев, демократ, писатель и философ Н.Г.Чернышевский, известные политические деятели различной ориентации: П.А.Кропоткин, Д.Благоев, П.А.Столыпин, А.Ф.Керенский, П.Б.Струве.
В 1891 году экстерном на курс юридического факультета сдал экзамены В.И.Ульянов (Ленин).
В университете получили образование и учились в разное время писатели: И.С.Тургенев, Г.И.Успенский, Л.Н.Андреев, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.В.Вересаев. Я.Райнис, поэты Н.А.Некрасов, А.А.Блок, Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, Демьян Бедный (Е.А.Придворов); композиторы и музыканты: М.И.Глинка, И.Ф.Стравинский,А.К.Глазунов,Е.А.Мравинский;художники: М.А.Врубель, Н.К.Рерих, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, И.А.Билибин, В.Д.Поленов, Н.Н.Ге, И.Э.Грабарь, Г.С.Верейский; театральные деятели: С.П.Дягилев, А.И.Сумбатов-Южин, В.И.Качалов, А.П.Брянцев и ряд других выдающихся представителей отечественной и мировой культуры.
В 1916 году профессорско-преподавательский состав университета состоял из 379 человек (81 профессор, 200 приват-доцентов, 81 ассистент); студентов числилось 5964 человека, из них: на юридическом факультете – 3500, на физико-математическом – 2197 (на естественном разряде – 1220, на математическом – 977), на историко-филологическом факультете – 605, на восточном – 112.
С 1920-х годов значительно расширилась учебная и научная деятельность университета.
В дальнейшем из соответствующих кафедр физико-математического факультета выросли новые факультеты (физический, математико-механический, географический, геологический, биологический); был создан ряд новых кафедр и научно-исследовательских институтов.
Получили развитие старые и возникли новые научные школы: в области математических наук – В.И.Смирнова, Ю.В.Линника, А.Д.Александрова, Д.К.Фаддеева; физики – В.А.Фока, А.Н.Теренина, Е.Ф.Гросса, С.Э.Фриша; астрономии – В.А.Амбарцумяна, биологии – А.А.Ухтомского, В.Л.Комарова, В.Н.Сукачева, В.А.Догеля.
Но непродуманная политика и давление складывающейся в стране административно-командной системы, частые изменения организационной структуры университета и учебных планов нанесли к концу 1920-х годов большой вред университетскому образованию, особенно гуманитарному.
Тем не менее, через несколько лет были восстановлены гуманитарные факультеты (исторический, филологический, экономический, философский), возвращена традиционная факультетско-кафедральная структура и привычные (лекционно-семинарские) методы преподавания.
В эти годы на гуманитарных факультетах работали известные историки Б.Д.Греков, Е.В.Тарле, В.В.Мавродин, филологи В.Ф.Шишмарев, В.М.Жирмунский, Б.А.Ларин, Л.В.Щерба, востоковеды В.М.Алексеев, В.В.Струве, И.Ю.Крачковский, И.А.Орбели, Б.Б.Пиотровский и многие другие выдающиеся учёные.
К 1941 году в университете было 10 факультетов и 7 научно-исследовательских институтов.
В годы Великой Отечественной войны свыше 2,5 тысяч студентов и преподавателей сражались на фронте. Многие не вернулись (наша задача написать о тех, о ком ещё не написано).
Зимой 1941-42 гг. в тяжелейших условиях блокады Ленинграда университет продолжал работать, а с весны 1942 до лета 1944 гг. находился в эвакуации в Саратове.Небольшая группа сотрудников, оставшихся в Ленинграде, сумела сохранить библиотеки, коллекции и научное оборудование, и осенью 1944 г. новый учебный год начался уже в родных стенах.
В 1960-е годы были открыты новые факультеты (психологии, журналистики, прикладной математики–процессов управления) и ряд новых кафедр на других факультетах.
Тогда же началось строительство новых зданий для естественнонаучных факультетов в районе Старого Петергофа.
В 1989 году был открыт факультет социологии, затем факультеты менеджмента (1993), международных отношений (1994) и медицинский (1995).
Сегодня нас более 50 тысяч человек, 20 факультетов, 13 НИИ. У нас 35 тысяч обучающихся, более двух тысяч аспирантов, более 4626 преподавателей, 1500 научных сотрудников, 1150 докторов наук, 2264 кандидата наук, 804 профессора, 1164 доцента, работники библиотек и издательств, обслуживающий персонал. Большинство – питомцы университета.
По данным ЮНЕСКО, Санкт-Петербургский университет высоко котируется в мировом рейтинге университетов мира и входит в первую десятку.
Благодаря высокому научному уровню учёных в университете успешно работает докторантура, где преподаватели и научные сотрудники, имеющие учёную степень кандидата наук, могут подготовиться к написанию и защите докторской диссертации.
В докторантуре университета проходят подготовку специалисты из различных учебных и научных учреждений России, стран СНГ и других государств.
Более 600 выпускников и преподавателей университета были избраны членами Российской Академии наук, Российской Академии образования и других академий, в том числе зарубежных.
Нобелевскими лауреатами стали универсанты – И.П.Павлов (1904), И.И.Мечников (1908), Н.Н.Семенов (1956), Л.Д.Ландау (1962), А.М.Прохоров (1964), В.В.Леонтьев (1973), Л.В.Канторович (1975), И.Бродский (1996).
В настоящее время развиваются исследования как по традиционным научным школам, так и по новым направлениям естественных, гуманитарных, социальных дисциплин, образования и культуры.
Научный потенциал университета в Санкт-Петербурге во многом определяется количеством докторов наук и профессоров, кандидатов наук и доцентов.
Значительное количество докторов и кандидатов наук работают в научно-исследовательских учреждениях университета.
И большинство из них являются питомцами Санкт-Петербургского университета. Всего за время своего существования университет выпустил более 260 тысяч специалистов разного профиля, в том числе для более чем 90 стран мира.
Санкт-Петербургский университет принимает активное участие в международных организациях: Европейской ассоциации университетов (КРЕ), а также в Международной ассоциации университетов, Постоянной конференции ректоров Балтийских стран, Европейской ассоциации по международному образованию, различных комиссиях и комитетах ЮНЕСКО, взаимодействует с фондами и организациями в области науки и образования многих стран мира, участвует в международных образовательно-университетских программах.
Университет имеет договоры о сотрудничестве с 90 университетами зарубежных стран; кроме того, такое сотрудничество осуществляется и на уровне отдельных факультетов, НИИ и других университетских подразделений.
С 25.04.2003 СПбГУ – базовая организация государств–участников СНГ по подготовке кадров в области гуманитарных и социально-экономических наук.
16 подразделений созданы в результате международного сотрудничества (Кабинет ООН, Российско-Германский центр социологических наук, Центр ДААД, Центр итальянского языка и культуры и т.д.).
С 2000 года работает Учебно-методическое объединение (УМО) в составе 4-х учебно-методических советов (конфликтология, искусство и гуманитарные науки, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, прикладная этика).
Создан Координационный совет, курирующий работу 4-х межвузовских центров по гуманитарным и социально-экономическим наукам.
В сентябре 2003 года Россия вступила в Болонский процесс. На базе университета проведён международный семинар «Россия и Европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции».
С 2001 года начал работать так называемый «Петербургский диалог» под патронатом В.В.Путина и Г.Шрёдера.
В последнее время более широкие возможности учиться в зарубежных университетах, так сказать, «параллельно», получили студенты: это победители международных конкурсов, завоевавшие в нелегком соперничестве право на стипендии, гранты и т.д.
Благодаря созданию в 1992 году Французского колледжа в Санкт-Петербургском университете эти возможности еще более расширились – лучшие его выпускники получают право продолжить образование в Сорбонне.
Университет за последнее время динамично развивает свои связи с Академией наук. На его базе в 1991 году был организован Северо-Западный региональный оргкомитет по избранию первоначального состава Российской Академии наук, председателем которого являлся ректор нашего университета С.П.Меркурьев.
Показателем активной научной деятельности Санкт-Петербургского университета выступает характеристика научных публикаций его учёных и преподавателей, значительную долю которых после реорганизации Санкт-Петербургского университета выпускает издательство СПбГУ.
Оно имеет контракты с книгоиздателями США, Англии, Франции, Нидерландов и других стран.
Издается «Вестник Санкт-Петербургского университета» и журнал «Правоведение». Издательство открыто для совместных проектов, предпринимательских акций с издательствами других стран.
Описывая сегодняшний день Санкт-Петербургского университета, трудно отразить все аспекты: так велик и неогляден его творческий облик.
Только систематическое изучение истории этого гиганта российской и мировой высшей школы может дать картину его состояния – прошлого, нынешнего и грядущего.
Обращаясь к истории университета, его настоящему и, безусловно, к будущему, можно убедиться в том, что слова, начертанные на его гербе: (HIC TUTA PERENNAT «Здесь безопасно пребывает») как нельзя более точно отражают жизнь, дух и законы этого центра российской науки, образования и просветительства.
Санкт-Петербургский университет не только активно впитывает передовой зарубежный опыт в области образования и науки, но и стремится распространить его на университеты, другие вузы не только России, но и стран СНГ.
Для этих целей в начале 90-х годов XX века был создан Центр международных проектов и программ, собравший сведения об организациях и фондах, поддерживающих учебно-образовательные и научные программы и распространяющий эту информацию по вузам в виде компьютерной базы данных, а также издающий информационные бюллетени.
Наука и образование в наши дни становятся неотъемлемой составляющей рыночного уклада в экономическом развитии государства.
Санкт-Петербургский университет как центр подготовки современных кадров специалистов, способных интегрироваться в социально-экономические условия нового типа, имеет большие возможности активного участия в этих процессах.
Разработки учёных, обладающих высоким научным потенциалом, постоянное совершенствование учебного процесса на их базе – основа успешной работы одного из крупнейших вузов и научных центров России – Санкт-Петербургского университета.
О нашем университете можно рассказывать бесконечно: каждый день его жизни – это история, интеллектуальное богатство и гордость российского народа.
Это нашло отражение и в признании в Указе бывшего президента России Б.Н.Ельцина «Об особо ценных объектах национального наследия России», где наряду с другими учреждениями Санкт-Петербургский университет объявлен достоянием народов России.
Государство гарантирует его сохранность в интересах настоящих и будущих поколений россиян.
У Санкт-Петербургского университета есть кредо. Когда-то это был девиз дореволюционного Санкт-Петербургского университета: «Где высуко стоит наука – там высуко стоит человек». (Тогда ударение в слове «высоко» было другое – на втором слоге).
Девиз этот актуален и сегодня: у России не будет будущего без образования и науки. Принятие постановления правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г. № 1379 «О Санкт-Петербургском государственном университете» – объективная оценка его исторической роли в судьбе России.
Это хороший симптом, свидетельствующий о том, что и правительство Российской Федерации понимает важность развития высшего образования: благодаря принятию этого документа мы получили возможность практически индивидуальной работы со студентами. А это, я уверена, даст нам возможность воспитать новых Ломоносовых и Менделеевых.
Мне сегодня особенно хотелось бы подчеркнуть сформировавшееся в последние годы единство университета, глубокое уважение друг к другу представителей разных факультетов. Особый университетский стиль и дух классического университета.
Это тоже продолжение традиций, заложенных нашими предками.
В материалах празднования 50-летия есть и такие слова ректора: «И таково уже свойство учреждений, называемых университетами, что в каком бы упадке ни находились они, все-таки образование, сообщаемое ими воспитанникам своим, ставит последних и по отношению к умственному развитию, и по нравственным стремлениям гораздо выше питомцев всяких других учебных заведений высшего разряда.
Причина этому, которой многие понять не могут, а потому готовы отвергать и сам факт, заключается в том, что университет давал студенту запас специальных знаний не меньший того, какой приобретается в специальных академиях, сообщает ему с тем вместе, незаметно для него самого и незаметно для других, огромную массу энциклопедических сведений, которая расширяет горизонт его воззрений и вселяет в него искреннее уважение к знанию вообще, а не только к тому отделу этого знания, которому посвятил он себя преимущественно.
Студент-юрист никогда не будет питать высокомерного презрения к наукам естественным или математическим; студент-математик, если не на словах, то в душе, никогда не позволит себе невежественных насмешек над науками политическими или филологическими. Потому это, что студент-юрист, как и студент-математик, видели в продолжении университетского курса многих из товарищей своих, которых привыкли уважать за умственное превосходство и отличные способности.
В конечном результате студент выходит из университета не только специалистом, но ещё и человеком в лучшем значении этого слова, с восприимчивостью ко всему, что есть высокого и прекрасного в мире, с сочувствием ко всему, чем бессмертный дух наш питается и животворится».
И ещё хотелось бы процитировать слова из речи графа Орлова-Давыдова, очень актуальные сегодня: «Университет, воздвигнутый Александром I там, где Петром I прорублено окно в Западную Европу, имеет великое значение для России. Находясь у самого центра государственного управления, он не может оставаться без обширного влияния на отечественные судьбы, особенно в ту пору, когда преобразования на пользу России следуют непрерывно обильною и плодотворною струею».
Эти слова сегодня актуальны как никогда.
16 февраля 2004 г.
|