Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3671-72), 21 мая 2004 года

Он продолжает жить
в работах своих учеников

М.А.Листенгартен (1921—2004)

Девятого января 2004 года на 83-м году жизни умер Михаил Абрамович Листенгартен – один из старейших сотрудников отдела ядерной физики, широко известный в нашей стране и за рубежом физик-теоретик, внесший важный вклад в развитие ядерной и атомной физики, активный член и организатор ежегодных Совещаний по ядерной спектроскопии и теории ядра, играющих важную роль в коммуникации российских ученых-ядерщиков. С ним оборвалась еще одна ниточка, осуществлявшая связь времен нашего поколения с поколениями прошлых веков. Михаил Абрамович хранил в памяти воспоминания о предках, начиная с первой половины XVIII столетия, и щедро делился воспоминаниями с коллегами и учениками.

М.А.Листенгартен.

М.А.Листенгартен.

Михаил Абрамович Листенгартен прошел неординарный жизненный путь. Его отец приехал в Россию из Цюриха на подъеме романтической волны, вызванном началом русской революции и демократическими преобразованиями, казавшимися тогда невиданными по глубине и масштабу. Этот знаменательный факт позволяет лучше понять истоки пути, пройденного М.А.Листенгартеном, в свете сложившихся в науке отношений и характера и методов научных исследований.

М.А.Листенгартен родился в 1921 году в Самарканде, среднее образование получил в Баку, куда переехала его семья. В 1939 г. Михаил Абрамович поступил на физический факультет Ленинградского университета. В том же году его учебный процесс был надолго прерван войной. На протяжении двух войн М.А.Листенгартен добросовестно служил в артиллерии, защищая небо над Ленинградом. Cразу после войны, демобилизовавшись, он продолжил образование. Дипломная работа М.А.Листенгартена была посвящена внутренней конверсии

g-лучей и выполнена под руководством Л.А.Слива, одного из ведущих теоретиков – ядерщиков в нашей стране. Он сыграл, в частности, большую роль в поддержании связей советских ученых с ведущими теоретиками мира. Здесь следует пояснить, что внутренняя конверсия – процесс, при котором g-кванты, испускаемые ядром, поглощаются внутриатомными электронами, которые в результате и испускаются атомом вместо g-квантов. Внутренняя конверсия уже в то время казалась хотя и важной, но сложившейся областью исследований, фундамент которой трудно было потрясти, ввиду малости параметра отношения радиусов ядра и всего атома. Л.А.Слив, однако, оказался пионером в этой области, продемонстрировав важность учета эффектов конечных размеров ядра. Тем самым он оказался предшественником открытия нового явления, впоследствии получившего название «Аномальная конверсия». Оно состоит в том, что экспериментальные значения коэффициентов внутренней конверсии (известных как КВК, которым Михаил Абрамович посвятил столько лет жизни!) заметно отличаются от табличных значений, вычисленных без их учета. Работы Л.А.Слива и его учеников заложили фундамент всемирно известной петербургской школы внутренней конверсии.

Новый выпускник оказался достойным учеником. Его последующая деятельность охватывала многие направления теории ядра и ряд областей атомной физики. Широкое международное признание получили работы по исследованию внутренней конверсии g-лучей. Он впервые рассмотрел аномальную конверсию в случае переходов магнитного типа. Значителен вклад Михаила Абрамовича в исследование влияния ядерной структуры в случае аномальной конверсии. Более того, в последующие годы М.А.Листенгартен ввел в обиход переходы тороидального типа, рассматривал вопросы несохранения пространственной четности во внутренней конверсии, и многие другие. Опыт своих исследований он суммировал в монографии «Аномалии в коэффициентах внутренней конверсии”, отнюдь не потерявшей актуальности и являющейся настольной книгой специалистов и в настоящее время.

Для творчества Михаила Абрамовича Листенгартена характерным стал критический взгляд и нацеленность на новые эффекты и явления. Он был готов обсуждать буквально любой предмет, любую теорию. Этим объясняется его непревзойденное качество руководителя семинара, каждое заседание которого было в свое время событием в научных кругах Ленинграда.

С такой же страстью он отдавался педагогической работе, читая студентам несколько курсов по специальности. Педагогический талант Михаил Абрамович унаследовал от отца, прошедшего путь до Заслуженного врача Азербайджанской ССР. Основанные на личном опыте научных исследований, его лекции были отточены до мельчайших деталей. Они закладывали надежную основу знаний будущих выпускников. Многие известные специалисты в области ядерной и атомной физики являются его учениками, защитили кандидатские и докторские диссертации.

Сказанное можно проиллюстрировать следующими весьма характерными и поучительными примерами.

Когда возникла потребность вычисления коэффициентов внутренней конверсии (КВК) в мюонных атомах, он сразу в нескольких словах сформулировал идею, как их можно рассчитать на основе имеющихся программ для вычисления электронных КВК. Идея состояла в масштабном преобразовании: если в обычных атомных единицах радиус ядра R = 0.02, то в мюонных единицах

Rm = 3. Конечно, адекватность полученных при столь радикальном изменении параметра результатов еще предстояло обосновать, что и было выполнено в последующих работах, полностью оправдавших данный подход.

В другой раз возникла необходимость рассчитать возможное влияние сильных полей лазера, которые мы могли бы использовать для воздействия на скорость ядерных превращений. Тема была для кафедры новая, никто из сотрудников этим раньше не занимался. В этой ситуации проявился организаторский талант Михаила Абрамовича, положившего начало сотрудничеству с коллегами из Воронежского университета. В дальнейшем это сотрудничество вылилось во множество работ, получивших известность, в том числе и за рубежом. В одной из них, выполненной в университете Бордо, был экспериментально открыт и теоретически объяснен процесс подпороговой (дискретной) внутренней конверсии в тяжелых ионах 125Te. Это стало работой года, отмеченной в Europhysics News.

И третий эпизод, тематически связанный с мюонной конверсией, когда Михаил Абрамович инициировал сотрудничество с кафедрой квантовой механики университета под руководством Ю.Н.Демкова, оказавшееся плодотворным для решения задачи. Речь шла о вероятности увлечения мюона легким и тяжелым осколками ядра при делении атома урана. Дело в том, что вероятность последующей мюонной конверсии отличается на порядок в легком и тяжелом осколках. Поэтому, чтобы правильно вычислить ее вероятность на одно деление, необходимо было сначала вычислить распределение мюонов по осколкам. Эта тема была также новой для кафедры ядерной физики. И опять решающую роль сыграл организаторский талант Михаила Абрамовича, его широкий кругозор и постоянная готовность к творчеству.

Михаил Абрамович отдавался новым идеям со страстью. За несколько месяцев до смерти он закончил две статьи, открыв новую страницу в казалось бы сложившейся теории Оже-эффекта. Название новой страницы — дискретный эффект Оже. Значение ее, вероятно, будет осознано еще спустя много времени после того, как статьи выйдут в свет.

Будучи по натуре увлекающимся человеком, Михаил Абрамович имел разнообразные хобби. Он свободно читал на сербо-хорватском, активно интересовался шахматами (этот интерес одно время активно подпитывался благодаря его знанию сербо-хорватского), был эрудированным собеседником в экономике, политике. Его супруга и дочь хранят память о незабываемом близком человеке.

Михаила Абрамовича Листенгартена с нами больше нет. Но идеи, которым он дал такое счастливое начало, продолжают жить и развиваться в работах его учеников и других физиков в разных концах мира. Его неизменная открытость для обсуждений, доступность, доброжелательность и личное обаяние могут служить достойным примером для молодых ученых. Это оставляет его в рядах наших современников.  

Ф.Ф.Карпешин,
от имени и по поручению
многочисленных коллег и учеников

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков