|
№ 6 (3662), 19 марта 2004 года
|
|
|
забытые напевы
|
|
|
«Дивный голос твой, низкий и странный...»
Населению Петербурга Вяльцева оставила 567636 рублей, которые так и не поступили в кассу опеки. Между тем они должны были составить фонд стипендии им. Анастасии Вяльцевой в Санкт-Петербургском университете, которая должна была быть учреждена для крестьянских детей.
В 1913 г. 4 (17) февраля в Петербурге умерла Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Ее называли «несравненной» – так высоко оценивали современники ее голос и незаурядный артистический талант. Вяльцева вошла в плеяду немеркнущих звезд русской эстрады, таких как Варвара Панина, Надежда Плевицкая, блиставших в начале века. Однако наблюдательный театральный критик А.Р.Кугель выделил ее среди других. «В Вяльцевой, – утверждал он, – было что-то зовущее, колдовское и тревожащее».
Не случайно и сравнение Вяльцевой с чайкой. Этот образ, заимствованный из популярного романса, стал своеобразным символом женской судьбы, нашедшей отклик и в одной из самых знаменитых пьес ее современника Чехова. «Чайка русской эстрады» – так названа единственная книга, посвященная ее жизни и творчеству (С.П.Кизимова. Чайка русской эстрады. Брянск, 1976). За этим сравнением стоит определенный факт творческой биографии, яркой и внезапно оборвавшейся. Первый приступ неумолимой болезни настиг ее в Курске во время исполнения «Чайки», романса, вызывавшего восторг публики. Вяльцева покачнулась, побледнела, упала, и этот романс стал ее последней, недопетой песней. Публика неистовствовала – она думала, что певица упала от избытка чувств. Вскоре, однако, стало всем известно, что Вяльцева тяжело больна и болезнь ее – белокровие – неизлечима.
|
|
А.Д.Вяльцева. |
|
Вся сравнительно недолгая жизнь певицы – она умерла в сорок два года – прошла на виду. С тринадцати лет она не сходила с театральных подмостков. Сначала в Киеве, потом в Москве и Петербурге была статисткой и хористкой в опереточных труппах. Затем, когда после оперетты «Цыганские песни в лицах» к ней пришло признание, ее имя постоянно мелькало на страницах газет. С 1904 г. ее жизнь стала постоянной гастролью. Вяльцева покорила Россию, ей рукоплескала вся страна. Только за последние пять лет жизни она проехала с концертами сто семьдесят пять тысяч верст. Для провинциальных городов ее приезды всегда становились праздниками. Она могла бы, пародируя М.Г.Савину, воскликнуть: «Вагон – моя жизнь!», и действительно жила в вагоне. Он был построен и оборудован по специальному проекту певицы и стал ее домом на колесах.
Однако, несмотря на известность, многие факты ее биографии остались окутанными тайной. Есть предположение, что сомнительно крестьянское происхождение Вяльцевой. Она родилась в 1871 г. в Орловской губернии, в г.Трубчевске, по другим сведениям – в слободе Алтухово, в семье крестьянина-бедняка. Он рано умер, оставив семью без средств к существованию. Но, вопреки паспортным данным, в семье живет легенда, что Анастасия и ее брат Ананий были незаконнорожденными детьми кого-то из лиц, приближенных к графам Орловским. Дмитрий Вяльцев, давший детям свое имя, работал на лесных дачах Орловских. Никаких доказательств такого происхождения нет, но известна бесконечная жалость артистки к незаконнорожденным детям. В семье ее жили воспитанники – мальчик и девочка, других она поддерживала деньгами. Ежегодно Вяльцева давала концерты в пользу харьковского Ольгинского приюта и петербургского общества «Ясли». Такую же деятельность вел ее брат Ананий Дмитриевич Вяльцев (1872–1959) в «Обществе попечения о бесприютных детях имени ее императорского высочества княжны Марии Николаевны». В 1915 г. за эту деятельность он был удостоен звания Почетный гражданин города Санкт-Петербурга.
Другим фактом биографии Вяльцевой, вызывавшим острое любопытство публики, была ее дружба с Н.И.Холевой. Блестящий светский человек, петербургский меломан, юрист и бессменный директор столичного литературно-артистического кружка в 1890-е гг., он рассмотрел в юной певице талант и открыл призвание. На его музыкальных вечерах Вяльцева впервые выступила с сольным исполнением романсов. По предложению Холевы Вяльцева стала брать уроки у председателя Петербургского вокального общества С.М.Сонки. Позднее она училась пению у других преподавателей и даже ездила в Италию, но считала залогом своего успеха эти первые уроки у Сонки.
Со стороны отношения Вяльцевой и Холевы напоминали сюжет о Пигмалионе и Галатее. Она неутомимо занималась самообразованием, чтобы бывать в его салоне, где собирались деятели русской культуры и науки. Он помогал ей в этом. Но вскоре все кончилось. В 1899 г. Холева умер, а Вяльцева вернулась в театр С.А.Пальма, чтобы начать все сначала.
Самыми главными меценатами Вяльцевой были талант и труд. Поэтому в высшей степени странной представляется попытка создателей фильма «Несравненная» (киностудия «Глобус», 1993, реж. В.С.Панин), истолковать отношения Вяльцевой и Холевы иначе, чем это было на самом деле. В основу сценария положена вымышленная история выгодного замужества певицы ради артистической карьеры, которая искажает известные по воспоминаниям и документам факты ее биографии. Богатство и слава пришли к Вяльцевой спустя пять лет после смерти Холевы, и уже тогда в память о своем друге она всю оставшуюся жизнь материально поддерживала его дочь, проживавшую в Керчи.
Темой романсов, исполнявшихся Анастасией Вяльцевой, были и ухарство, и щемящая тоска, и пьяная радость, и аффектированная любовь. Все эти чувства нашли выражение в поэзии того времени, их отголоски прозвучали в стихах А.Блока и С.Есенина. Наивная толпа восторженных слушателей, конечно же, воспринимала их как некое самовыражение певицы и пристально следила за ее личной жизнью. Вероятно, поэтому Вяльцева оберегала от чужих глаз все, что касалось ее любви к В.В.Бискупскому, ставшему впоследствии ее мужем. Однако обстоятельства сложились так, что и эта тайна стала достоянием публики. Бискупский участвовал в русско-японской войне и был ранен. Вяльцева ринулась в Маньчжурию. Она снарядила на свои деньги санитарный поезд и помогла не только жениху, но и тем, кто был с ним на поле боя. Газеты тогда неистовствовали, пытаясь объяснить поступок певицы какими-то низменными мотивами, и брак с Бискупским был заключен тайно. По одной из версий Бискупский женился с личного разрешения Николая II, так как офицерам браки с актрисами были запрещены. Столь неординарная история любви представляла певицу в определенном романтическом свете, и судьба влюбленных складывалась так, что все более напоминала сюжет романа, но с трагическим концом. Пытаясь спасти жену от белокровия, Бискупский согласился на прямое переливание крови. Такое лечение, однако, только приблизило конец Вяльцевой, группа крови которой, видимо, не совпала с группой крови донора. В годы Гражданской войны Бискупский эмигрировал в Германию, где скончался в 1945 г. Имя его было прочно связано в России с белым движением и потому попало на страницы нескольких советских романов, где он был наделен судьбой, далекой от обстоятельств его реальной жизни. Он стал расхожим образом белого офицера, который беспринципно служит сразу двум контрразведкам, белых и красных, и тайно вывозит из России брильянты Вяльцевой. По утверждению внучатой племянницы певицы и ее полной тезки Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, брильянтов не было, но осталось крупное наследство. Его Анастасия Вяльцева по полной юридической форме завещала Городскому общественному управлению Санкт-Петербурга.
Вопрос о том, как было использовано имущество Вяльцевой, не прояснен до конца. Однако можно предположить, что все, что было завещано в денежном выражении, пущено на ветер. Населению Петербурга Вяльцева оставила 567636 рублей, которые так и не поступили в кассу опеки. Между тем, они должны были составить фонд для выплаты стипендии имени Анастасии Вяльцевой в Санкт-Петербургском университете, стипендия эта должна была быть учреждена для крестьянских детей. Другая часть этой суммы предназначалась для устройства и содержания приюта имени Анастасии Дмитриевны Вяльцевой-Бискупской для внебрачных детей. Один из доходных домов должен был быть передан для постоянного содержания больницы для рожениц и других больных без права отчуждения этого имущества и без изменения его назначения. В 1919 г. аккуратные советские чиновники составили справку о том, что «за неимением в ведении отдела опеки подопечного имущества опекунство прекратить, опекунов уволить, а дело передать в архив, о чем уведомить опекунов». Так усилиями бюрократов двух российских режимов было превращено в ничто фантастическое богатство Вяльцевой.
Хранительницей памяти о певице стала ее внучатая племянница Анастасия Дмитриевна Вяльцева. По сей день она живет в квартире своего деда Анания Дмитриевича Вяльцева, где когда-то бывала певица, на набережной реки Карповки, 22. Фотографии из семейного альбома представляют ухоженный двор с фонтаном. Реальная действительность этого петербургского уголка уже мало похожа на его фотографическое изображение. Семья Вяльцевых, как и многие семьи старых петербуржцев, пережила все мытарства советской эпохи. В 1930-х брата певицы, управлявшего некогда доходными домами, принадлежавшими ей, «уплотнили», оставив на большую семью две смежные комнаты. В начале войны был репрессирован, якобы за распространение панических слухов, сын Анания Дмитриевича. О его судьбе родные ничего не знают до сих пор. Анастасия Дмитриевна выросла без отца, но сумела получить образование, работала в школе. В течение многих лет Анастасия Дмитриевна собирала документы в архивах, воспоминания современников, знавших Вяльцеву. Она же ревностно охраняла реальные факты биографии певицы от подгонки их под различные романтические штампы. Некоторые, в духе бульварной прессы, публикации советского времени связывали имя певицы с одним из купцов Елисеевых и другими городскими богатеями.
По рассказам ее деда Анания Вяльцева Анастасия Дмитриевна восстановила события последних дней жизни Вяльцевой и картину похорон. После неудачного переливания крови, которое чуть не завершилось смертельным исходом и для Бискупского, врачи отступились от больной. Тогда за лечение певицы взялся представитель оккультных наук гипнотизер Г.Гольцев. С семи вечера до шести утра он пытался помочь умиравшей, но и оккультная медицина также была бессильна.
Интерес к судьбе певицы поистине стал в те дни всенародным. Газеты не только Петербурга, но и других городов России печатали бюллетень о ее здоровье и выражали сочувствие. Поступали предложения, если потребуется, дать кровь для вторичного переливания. Похороны Вяльцевой состоялись на Староникольском кладбище Александро-Невской лавры. Попрощаться с певицей на Мойку, 84, где она жила последние годы перед смертью, пришли около 150 тысяч человек. В тот день, по воспоминаниям очевидцев, в доме возникла реальная угроза разрушения межэтажных перекрытий. В 1915 г. на могиле певицы была установлена часовня, сооруженная по эскизам архитектора Ильина. Все последующие годы она охранялась ее семьей от ограблений и разрушения. Брат певицы, бессильный противостоять кладбищенскому варварству, был, однако, вынужден замуровать вход в гробницу. В 1914 г. известному скульптору С.Н.Судьбинину (1867–1944) родные заказали мраморное надгробие. Через некоторое время в журнале «Рампа и жизнь» прошло известие, что памятник готов, но, так как он был изготовлен в Париже, может быть привезен в Россию только после окончания Первой мировой войны. Нужно сказать, что впоследствии след этой скульптуры затерялся во Франции, где Судьбинин оказался в эмиграции.
После смерти певицы ее репертуар был забыт. Интимный мир городского русского романса и цыганских песен был глубоко чужд строителям социализма, упоенным музыкой великих строек. Голос Вяльцевой можно услышать только на несовершенных дореволюционных грамзаписях, ставших в наше время антиквариатом. Конечно же, они не передают всей чарующей прелести ее голоса. Вернула репертуар Вяльцевой к жизни замечательная петербургская певица Римма Волкова, за свою оперную и концертную деятельность получившая звание Народной артистки России. Уже ранее в созданных ею программах «Музыка императорского двора» и «Музыка дворянской усадьбы» она воскресила музыкальные произведения, некогда бывшие повседневным элементом русского культурного быта. Она отыскивала их в нотных библиотеках, архивах, частных коллекциях. Такая же работа предшествовала созданию программы «Романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой». Недавно Волковой удалось записать романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой на компакт-диск.
Любопытно при этом отметить, что Вяльцева, которой удалось вывести романс и цыганскую песню из ресторанных кабинетов на большую эстраду, всю жизнь мечтала петь в опере. Несколько раз ей была предоставлена такая возможность. Она спела Кармен, Демона, пела в «Миньоне» и «Пиковой даме». Но оперной певицей все же не стала. Порой ей казалось, что она ненавидит свой романсный репертуар с его примитивно пошлыми сюжетами, но, выходя на эстраду, Вяльцева забывала это и увлеченно отдавалась пению, исполняя иногда на бис до 20 песен сверх программы. При этом публика дирижировала концертом, со всех сторон давая заявки: «Тройку», «Захочу – полюблю», «Чайку».
А.А.Шелаева, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры
|