«Точки приспособляемости»

Семинар ректоров европейских и российских университетов


Несмотря на то, что жизнь университетов в стабильных обществах высоко структурирована, спрограммирована и в высокой степени предопределена в развитии, слово “crisis”” было одним из наиболее употребимых на встрече ректоров европейских и российских университетов, прошедшей недавно в лучшем зале СПбГУ.

Национальные университеты любой страны не однажды в своей истории вступали в пору кризиса. В конце XIX века Британская королевская комиссия подвергла серьезной критике административный совет Кембриджа “за его возмутительную апатию”. Были проблемы в Оксфорде и Сорбонне. Академик Костычев написал в начале двадцатых годов ХХ века уникальную, показательную именно сегодня, докладную записку на имя ректора Петроградского университета: “Если на следующей неделе кафедра не получит три литра керосина, я подаю прошение об отставке...”

Примеры можно продолжать бесконечно, потому что классический университет — это уникальное сообщество тысяч людей, связанных различными целями с сообществом миллионов людей за его стенами. Это исключительно сложная система, функционирование которой предполагает если не сбои, то всегда болезненные “точки развития” в процессах приспособляемости к новым условиям. В течение последних нескольких лет международная Конференция ректоров европейских университетов (КРЕ) внимательно следит за эволюцией университетских образования и науки, а также за изменением в области университетского менеджмента и администрирования. Эксперты КРЕ обращают особое внимание как на общие тенденции и проблемы, так и на различия в развитии учреждений высшего образования и исследовательских центров.

По инициативе руководства Санкт-Петербургского государственного университета, при участии представителей КРЕ, Ассоциации европейских университетов, UNINET-ECA и спонсорской поддержке римского университета La Sapineza в нашем городе с 28 по 31 мая проходил семинар для ректоров и президентов университетов СНГ и Европейских стран, на котором обсуждались вопросы стратегии управления университетами в период кризиса, в условиях быстроменяющейся ситуации.

— Я хорошо знаком с ректором Вербицкой, с господином Эварестовым, совместно с ними принимал участие в различных встречах на разных уровнях, поэтому уже во время прошлогоднего семинара в Москве я знал, что следующая встреча произойдет в Петербурге, — отметил Генеральный секретарь КРЕ Андрис Барблан, — Сегодня трудно найти более удачное и, если угодно, более символическое место встречи для участников семинара стран СНГ и президентов западноевропейских университетов: все мы помним, что Петр Великий задумал этот город как “окно в Европу”. Должен сказать, что в прошлом году на заседании в Москве, где присутствовал президент Ельцин, я много слышал о проблемах российских университетов, о том, что не хватает денег, в том числе и на развитие университетской науки. Могу заверить читателей “СПбУ”, что перед европейскими университетами стоят схожие проблемы, хотя, безусловно, на другом уровне. Но спектр один. Университет — по сути — является социальным институтом, ответственным за обучение и научные исследования. Классический университет создан в форме сообщества лиц, где академический и административный персонал, учащиеся и сторонние партнеры — все — пользуются высокой степенью свободы для совместной работы. Поэтому единственным критерием эффективной работы университета является качество — быть может, для вас это непривычно звучит — качество предоставляемых им услуг.

А качество зависит — и у вас, и у нас — подчеркнул Андрис Барблан, — от всего комплекса индивидуальных и коллективных усилий, которые именно в университете особенно тесно взаимосвязаны. В конце концов, отменное качество оказываемых университетом услуг представляет возможность для каждого из его членов и через них самой организации приспосабливаться к развитию потребностей общества...

Из разговора с Винченцо Назо и Дино Гуэрриторе, Университет Ла Сапиенца, Рим, Италия.

(Университет Ла Сапиенца — спонсор этого семинара. Винченцо Назо — генеральный директор по связям с другими университетами, Дино Гуэрриторе — проректор по международным связям)

— Сегодня КРЕ представляет собою целую сеть, в которую входят не только западноевропейские и российские университеты, но и университеты стран СНГ. Иными словами, в организацию, которая носит название Конференция ректоров европейских университетов, входят и ректоры университетов Средней Азии. Цель ее — наладить связи и развить совместные программы по науке, образованию, преподаванию и управлению в университетах.

...В новых условиях международного сотрудничества от администрации любого университета сегодня зависит очень многое, ее роль трудно переоценить, — продолжал Генеральный секретарь КРЕ. — Именно поэтому администрация университета должна быть организована так, чтобы проводить основные виды деятельности наиболее качественно. Она должна в новых для России условиях по-новому организовывать коллективные действия для совместного выполнения общих заданий и достижения общих целей. Заниматься стратегическим планированием, структурированием, принятием решений, продвижением и поддержкой коллективных действий. Формы управления при этом, естественно, могут быть различными: могут быть индивидуальными, коллективными, авторитарными, харизматическими, демократическими или предполагающими непосредственное участие руководителя в работе. Даже бессистемное управление, — улыбнулся Андрис Барблан, — со временем становится системой. Поэтому смысл нашего семинара в том, что его участники могут пользоваться опытом руководства, приобретенным в иных странах.

А.В.Сидорович, МГУ им. М.В.Ломоносова

Мы находимся на волне либеральных реформ, которые приведут к тому, что образование в будущем будет еще дороже, чем ныне. Поэтому главное для высшей школы — определить ситуацию, в которой она находится. МГУ наметил несколько приоритетных направлений развития:

О.В.Третьяк, Киевский государственный университет, Украина

Откровенно говоря, я плохо понимаю, о какой самостоятельности факультетов идет речь. Когда-то я сам был инициатором “автономизации” в Киевском университете, лет семь назад. При том финансировании, которое никто не мог изменить, это имело смысл. Была гарантия. Сегодня и в наших, и в ваших условиях (СНГ), а они мало чем отличаются, — все это может плохо закончиться. Факультеты получают финансовую самостоятельность и попытаются выжить автономно, но знаете, что из этого получится? Сначала закроются точные факультеты, а через некоторое время погибнут и те, кто сейчас может зарабатывать. Почему? Потому что наступит мгновенное, очень быстрое перепроизводство юристов, экономистов, переводчиков, и они работы себе не найдут. Гуманитарные факультеты разрушат естественные и погибнут сами. Идея и смысл университета будет уничтожена. Этого допустить нельзя.

Ю.А.Брюханов, Ярославский государственный университет

Наш университет — типичный провинциальный университет, центр науки и культуры ярославской земли. И единственная наша проблема — приспособление к рыночным условиям. Это означает, как, видимо, и по всей России, сокращение приема на точные и естественные факультеты и активизацию гуманитарного профиля. Нам повезло только в том, что Ярославский университет в рамках соросовских программ был оснащен в свое время, одним из первых, самой современной компьютерной техникой и имеет выход в Интернет.

Г.П.Симпоес, Молдавский государственный сельскохозяйственный университет, Кишинев

У нас несколько иные проблемы. Мы готовы к интеграции с европейскими университетами, но не можем найти, определить свое место. Потому что не знаем, в чем сегодня, конкретно, выражается европейский стандарт. Мы сравнили и проанализировали учебные планы двадцати западных университетов даже не по сельскохозяйственной тематике, а по философии. И в двадцати случаях они отличались и по количеству часов, и по содержанию. Как можно в таких случаях договариваться о взаимопризнании дипломов, нам пока просто непонятно.

Из разговора с Винченцо Назо и Дино Гуэрриторе, Университет Ла Сапиенца.

Сегодня мы вступили в новую фазу. Пришло время подумать над перспективами сети UNINET-ECA, над тем, что ее ждет в будущем. Одна из таких задач — совершенствование системы взаимного признания дипломов. Сейчас российским инженерам и архитекторам требуется подтверждение диплома на Западе. От экспертов, которые участвуют в этой процедуре, мы знаем, что российские вузы готовят специалистов высокой квалификации в этих областях. Взаимное признание документа об образовании — одна из насущных проблем, которая, надеемся, будет решена в недалеком будущем.

В.Г.Тихонов, Педагогический институт иностранных языков, Нижний Новгород

На программах обучения в нашем институте всегда лежала печать закрытого города. Но в начале 90-х годов, как только Нижний рассекретили, мы сразу же попытались вступить в контакт с европейскими и мировыми образовательными центрами. Сейчас у нас хорошие деловые отношения с американскими, японскими, французскими и германскими универистетами. Но мгновенно обозначалась новая проблема — для наших выпускников в регионе работы нет. Или почти нет. Приходится вводить актуальные специализации — менеджмент, паблик рилейшнз, политологию. И сохранять то, что мы в состоянии уберечь — преемственность в рамках научных школ.

О.П.Павлихин, МГТУ им. Н.Э.Баумана

В России пока не востребованы специалисты в области высоких технологий, но мы отдаем себе отчет в том, что лет через пять ситуация стабилизируется и наши специалисты понадобятся производству. Мы прекрасно понимаем также, что не можем конкурировать с МГУ или Петербургским государственными университетом в области подготовки экономистов, например. Но мы можем готовить менеджеров в области высоких технологий и начали их готовить. Традиционно высоко котируются на международном рынке научные разработки специалистов из МГТУ им.Баумна. Мы заключаем контракты с инофирмами и продаем свои разработки в США, Японию, Корею, Сингапур и Швецию.

Из разговора с Винченцо Назо и Дино Гуэрриторе, Университет Ла Сапиенца:

Роль университетов в обществе пересматривается. Университет сегодня должен выступать в роли консультанта власти, промышленности, передовых технологий. А это значит, что в этих кругах он может и должен найти финансовую поддержку.

А.И.Сурыгин, Санкт-Петербургский государственный технический университет

Не секрет, что и мы готовили специалистов для ВПК. Но среди нынешних деловых людей найти понимание и финансовую поддержку нелегко. Парадокс в том, что легче получить — мы ее и получаем — помощь из-за границы. Поэтому об автономии как факультетов, так и российских университетов говорить пока рано. Мы —государственное учреждение, и источники финансирования пока логичнее всего искать в государстве. И если отвлечься от большинства злободневных проблем, которые нам приходится ежедневно решать из-за излишней зависимости от госчиновников, придется признать, что основное движение, происходящее в управлении университетами — это движение в сторону децентрализации. Но децентрализации под контролем ректората. Я думаю так: факультетам должно предоставляться все больше прав и возможностей, а ректорат будет строить стратегические планы и координировать работу.

О.В.Третьяк, Киевский государственный университет

Я вспоминаю время, когда все мы находились в пространстве СССР. Кто, какие подразделения и факультеты давали университетам деньги по хоздоговорам? Лет 20-30 назад? Физики, радиофизики, химики и так далее. Гуманитарные факультеты сидели “ниже воды, тише травы” — и черпали, понемногу, из общей университетской копилки. Сегодня все иначе. Все наоборот. Значит, гуманитарные факультеты должны поддержать собратьев по университету, поделиться. Это единственный путь, чтобы сохранить классический университет.

Този Маурицио, Болонский университет, Италия.

Существует миф, что сельское хозяйство — это нечто важное, что цивилизация опирается на сельское хозяйство. Это хороший миф, потому что государство, правительство Италии, пользуясь этим мифом, выделяет значительные средства на исследования в области ботаники, биологии и почвоведения. Но государство — не единственный источник финансирования в либеральном обществе. Работа университетов всего мира прочно вписана в рыночные отношения, поэтому все ощутимее воздействие на университеты, с одной стороны, общественных и частных фондов, а с другой —промышленных центров. Если западный университет на сможет совместить интересы, следующие за тремя основными денежными потоками, он рискует потерять не только деньги, но и профессоров. А главное — утратить независимость исследовательской политики. Я думаю, российским коллегам это полезно знать.

О.В.Третьяк, Киевский государственный университет

Нам постоянно приходится отвечать на извечный вопрос “что делать?”. Я думаю, в условиях кризиса нужно заботиться в первую очередь о научных школах, которые есть в рамках всех факультетов, их сохранять и беречь. Нужно спасать их хотя бы потому, что они свое “отработают”.

***

В течение трех дней за круглым столом ректоров — и в Петровском зале, и в кулуарах гостиницы “Москва”, — прозвучали самые разнообразные, иногда полярные, но чаще взаимодополняющие суждения об особенностях стратегии управления университетами в период быстроменяющейся ситуации. “Одним из наиважнейших направлений деятельности любого университета является обучение пониманию особенностей зарубежной культуры, освоение и передача культурного наследия обществ, в которых мы живем: ведь мир так тесен, — подытожил Андрис Барблан Я думаю, что российские университеты — великие университеты. И они, в конце концов, выплывут. Но когда барахтаешься в холодной воде, когда велика опасность утонуть, надо знать, в какой стороне берег. Надо, если можно так выразиться, барахтаться стратегически, ведь берег, возможно, ближе, чем мы думаем”.

Игорь ЕВСЕЕВ, Александр ШУМИЛОВ
Фото Ирины Сазановой



Содержание номера

Главная страница

К началу статьи

Предыдущая статья

Следующая статья

Disigned by: Sergey Stremilov