Несмотря на то, что жизнь университетов в стабильных обществах высоко структурирована, спрограммирована и в высокой степени предопределена в развитии, слово “crisis”” было одним из наиболее употребимых на встрече ректоров европейских и российских университетов, прошедшей недавно в лучшем зале СПбГУ.
Национальные университеты любой страны не однажды в своей истории вступали в пору кризиса. В конце XIX века Британская королевская комиссия подвергла серьезной критике административный совет Кембриджа “за его возмутительную апатию”. Были проблемы в Оксфорде и Сорбонне. Академик Костычев написал в начале двадцатых годов ХХ века уникальную, показательную именно сегодня, докладную записку на имя ректора Петроградского университета: “Если на следующей неделе кафедра не получит три литра керосина, я подаю прошение об отставке...”
Примеры можно продолжать бесконечно, потому что классический университет — это уникальное сообщество тысяч людей, связанных различными целями с сообществом миллионов людей за его стенами. Это исключительно сложная система, функционирование которой предполагает если не сбои, то всегда болезненные “точки развития” в процессах приспособляемости к новым условиям. В течение последних нескольких лет международная Конференция ректоров европейских университетов (КРЕ) внимательно следит за эволюцией университетских образования и науки, а также за изменением в области университетского менеджмента и администрирования. Эксперты КРЕ обращают особое внимание как на общие тенденции и проблемы, так и на различия в развитии учреждений высшего образования и исследовательских центров.
По инициативе руководства Санкт-Петербургского государственного университета, при участии представителей КРЕ, Ассоциации европейских университетов, UNINET-ECA и спонсорской поддержке римского университета La Sapineza в нашем городе с 28 по 31 мая проходил семинар для ректоров и президентов университетов СНГ и Европейских стран, на котором обсуждались вопросы стратегии управления университетами в период кризиса, в условиях быстроменяющейся ситуации.
— Я хорошо знаком с ректором Вербицкой, с господином Эварестовым, совместно с ними принимал участие в различных встречах на разных уровнях, поэтому уже во время прошлогоднего семинара в Москве я знал, что следующая встреча произойдет в Петербурге, — отметил Генеральный секретарь КРЕ Андрис Барблан, — Сегодня трудно найти более удачное и, если угодно, более символическое место встречи для участников семинара стран СНГ и президентов западноевропейских университетов: все мы помним, что Петр Великий задумал этот город как “окно в Европу”. Должен сказать, что в прошлом году на заседании в Москве, где присутствовал президент Ельцин, я много слышал о проблемах российских университетов, о том, что не хватает денег, в том числе и на развитие университетской науки. Могу заверить читателей “СПбУ”, что перед европейскими университетами стоят схожие проблемы, хотя, безусловно, на другом уровне. Но спектр один. Университет — по сути — является социальным институтом, ответственным за обучение и научные исследования. Классический университет создан в форме сообщества лиц, где академический и административный персонал, учащиеся и сторонние партнеры — все — пользуются высокой степенью свободы для совместной работы. Поэтому единственным критерием эффективной работы университета является качество — быть может, для вас это непривычно звучит — качество предоставляемых им услуг.
А качество зависит — и у вас, и у нас — подчеркнул Андрис Барблан, — от всего комплекса индивидуальных и коллективных усилий, которые именно в университете особенно тесно взаимосвязаны. В конце концов, отменное качество оказываемых университетом услуг представляет возможность для каждого из его членов и через них самой организации приспосабливаться к развитию потребностей общества...
(Университет Ла Сапиенца — спонсор этого семинара. Винченцо Назо — генеральный директор по связям с другими университетами, Дино Гуэрриторе — проректор по международным связям)
— Сегодня КРЕ представляет собою целую сеть, в которую входят не только западноевропейские и российские университеты, но и университеты стран СНГ. Иными словами, в организацию, которая носит название Конференция ректоров европейских университетов, входят и ректоры университетов Средней Азии. Цель ее — наладить связи и развить совместные программы по науке, образованию, преподаванию и управлению в университетах.
...В новых условиях международного сотрудничества от администрации любого университета сегодня зависит очень многое, ее роль трудно переоценить, — продолжал Генеральный секретарь КРЕ. — Именно поэтому администрация университета должна быть организована так, чтобы проводить основные виды деятельности наиболее качественно. Она должна в новых для России условиях по-новому организовывать коллективные действия для совместного выполнения общих заданий и достижения общих целей. Заниматься стратегическим планированием, структурированием, принятием решений, продвижением и поддержкой коллективных действий. Формы управления при этом, естественно, могут быть различными: могут быть индивидуальными, коллективными, авторитарными, харизматическими, демократическими или предполагающими непосредственное участие руководителя в работе. Даже бессистемное управление, — улыбнулся Андрис Барблан, — со временем становится системой. Поэтому смысл нашего семинара в том, что его участники могут пользоваться опытом руководства, приобретенным в иных странах.
Мы находимся на волне либеральных реформ, которые приведут к тому, что образование в будущем будет еще дороже, чем ныне. Поэтому главное для высшей школы — определить ситуацию, в которой она находится. МГУ наметил несколько приоритетных направлений развития:
Откровенно говоря, я плохо понимаю, о какой самостоятельности факультетов идет речь. Когда-то я сам был инициатором “автономизации” в Киевском университете, лет семь назад. При том финансировании, которое никто не мог изменить, это имело смысл. Была гарантия. Сегодня и в наших, и в ваших условиях (СНГ), а они мало чем отличаются, — все это может плохо закончиться. Факультеты получают финансовую самостоятельность и попытаются выжить автономно, но знаете, что из этого получится? Сначала закроются точные факультеты, а через некоторое время погибнут и те, кто сейчас может зарабатывать. Почему? Потому что наступит мгновенное, очень быстрое перепроизводство юристов, экономистов, переводчиков, и они работы себе не найдут. Гуманитарные факультеты разрушат естественные и погибнут сами. Идея и смысл университета будет уничтожена. Этого допустить нельзя.
Наш университет — типичный провинциальный университет, центр науки и культуры ярославской земли. И единственная наша проблема — приспособление к рыночным условиям. Это означает, как, видимо, и по всей России, сокращение приема на точные и естественные факультеты и активизацию гуманитарного профиля. Нам повезло только в том, что Ярославский университет в рамках соросовских программ был оснащен в свое время, одним из первых, самой современной компьютерной техникой и имеет выход в Интернет.
У нас несколько иные проблемы. Мы готовы к интеграции с европейскими университетами, но не можем найти, определить свое место. Потому что не знаем, в чем сегодня, конкретно, выражается европейский стандарт. Мы сравнили и проанализировали учебные планы двадцати западных университетов даже не по сельскохозяйственной тематике, а по философии. И в двадцати случаях они отличались и по количеству часов, и по содержанию. Как можно в таких случаях договариваться о взаимопризнании дипломов, нам пока просто непонятно.
Сегодня мы вступили в новую фазу. Пришло время подумать над перспективами сети UNINET-ECA, над тем, что ее ждет в будущем. Одна из таких задач — совершенствование системы взаимного признания дипломов. Сейчас российским инженерам и архитекторам требуется подтверждение диплома на Западе. От экспертов, которые участвуют в этой процедуре, мы знаем, что российские вузы готовят специалистов высокой квалификации в этих областях. Взаимное признание документа об образовании — одна из насущных проблем, которая, надеемся, будет решена в недалеком будущем.
На программах обучения в нашем институте всегда лежала печать закрытого города. Но в начале 90-х годов, как только Нижний рассекретили, мы сразу же попытались вступить в контакт с европейскими и мировыми образовательными центрами. Сейчас у нас хорошие деловые отношения с американскими, японскими, французскими и германскими универистетами. Но мгновенно обозначалась новая проблема — для наших выпускников в регионе работы нет. Или почти нет. Приходится вводить актуальные специализации — менеджмент, паблик рилейшнз, политологию. И сохранять то, что мы в состоянии уберечь — преемственность в рамках научных школ.
В России пока не востребованы специалисты в области высоких технологий, но мы отдаем себе отчет в том, что лет через пять ситуация стабилизируется и наши специалисты понадобятся производству. Мы прекрасно понимаем также, что не можем конкурировать с МГУ или Петербургским государственными университетом в области подготовки экономистов, например. Но мы можем готовить менеджеров в области высоких технологий и начали их готовить. Традиционно высоко котируются на международном рынке научные разработки специалистов из МГТУ им.Баумна. Мы заключаем контракты с инофирмами и продаем свои разработки в США, Японию, Корею, Сингапур и Швецию.
Роль университетов в обществе пересматривается. Университет сегодня должен выступать в роли консультанта власти, промышленности, передовых технологий. А это значит, что в этих кругах он может и должен найти финансовую поддержку.
А.И.Сурыгин, Санкт-Петербургский государственный технический университет
Не секрет, что и мы готовили специалистов для ВПК. Но среди нынешних деловых людей найти понимание и финансовую поддержку нелегко. Парадокс в том, что легче получить — мы ее и получаем — помощь из-за границы. Поэтому об автономии как факультетов, так и российских университетов говорить пока рано. Мы —государственное учреждение, и источники финансирования пока логичнее всего искать в государстве. И если отвлечься от большинства злободневных проблем, которые нам приходится ежедневно решать из-за излишней зависимости от госчиновников, придется признать, что основное движение, происходящее в управлении университетами — это движение в сторону децентрализации. Но децентрализации под контролем ректората. Я думаю так: факультетам должно предоставляться все больше прав и возможностей, а ректорат будет строить стратегические планы и координировать работу.
Я вспоминаю время, когда все мы находились в пространстве СССР. Кто, какие подразделения и факультеты давали университетам деньги по хоздоговорам? Лет 20-30 назад? Физики, радиофизики, химики и так далее. Гуманитарные факультеты сидели “ниже воды, тише травы” — и черпали, понемногу, из общей университетской копилки. Сегодня все иначе. Все наоборот. Значит, гуманитарные факультеты должны поддержать собратьев по университету, поделиться. Это единственный путь, чтобы сохранить классический университет.
Существует миф, что сельское хозяйство — это нечто важное, что цивилизация опирается на сельское хозяйство. Это хороший миф, потому что государство, правительство Италии, пользуясь этим мифом, выделяет значительные средства на исследования в области ботаники, биологии и почвоведения. Но государство — не единственный источник финансирования в либеральном обществе. Работа университетов всего мира прочно вписана в рыночные отношения, поэтому все ощутимее воздействие на университеты, с одной стороны, общественных и частных фондов, а с другой —промышленных центров. Если западный университет на сможет совместить интересы, следующие за тремя основными денежными потоками, он рискует потерять не только деньги, но и профессоров. А главное — утратить независимость исследовательской политики. Я думаю, российским коллегам это полезно знать.
Нам постоянно приходится отвечать на извечный вопрос “что делать?”. Я думаю, в условиях кризиса нужно заботиться в первую очередь о научных школах, которые есть в рамках всех факультетов, их сохранять и беречь. Нужно спасать их хотя бы потому, что они свое “отработают”.
В течение трех дней за круглым столом ректоров — и в Петровском зале, и в кулуарах гостиницы “Москва”, — прозвучали самые разнообразные, иногда полярные, но чаще взаимодополняющие суждения об особенностях стратегии управления университетами в период быстроменяющейся ситуации. “Одним из наиважнейших направлений деятельности любого университета является обучение пониманию особенностей зарубежной культуры, освоение и передача культурного наследия обществ, в которых мы живем: ведь мир так тесен, — подытожил Андрис Барблан Я думаю, что российские университеты — великие университеты. И они, в конце концов, выплывут. Но когда барахтаешься в холодной воде, когда велика опасность утонуть, надо знать, в какой стороне берег. Надо, если можно так выразиться, барахтаться стратегически, ведь берег, возможно, ближе, чем мы думаем”.
Игорь ЕВСЕЕВ, Александр ШУМИЛОВ
Фото Ирины Сазановой