Санкт-Петербургский университет / № 3 (3526), февраль 10, 2000 года

№ 3 (3526) / 10 февраля 2000 года


Содержание:

  • Университет может рассчитывать на целевую поддержку государства. Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая о Всероссийском совещании работников образования
    В середине января ректор университета Л.А.Вербицкая участвовала во Всероссийском совещании работников образования, которое собрало более 5 тысяч учителей и преподавателей вузов и проходило в кремлевском Дворце съездов. Предыдущее совещание такого рода собиралось 12 лет назад, и с тех пор работники среднего и высшего образования ни разу не встречались таким представительным составом и не обсуждали насущные темы российского образования. Мы попросили ректора СПбГУ Людмилу Алексеевну Вербицкую рассказать об основных темах, звучавших в кремлевском Дворце, и об итогах, к которым пришло совещание.

  • Возвращаясь к напечатанному
    Комментарии центральных средств массовой информации о пребывании В.В.Путина в нашем университете вызвали вопросы у читателей журнала «СПбУ»: в изложении СМИ вручение мантии и диплома Почетного члена ученого совета выглядело достаточно немотивированным. Поэтому мы возвращаемся еще раз к событию месячной давности

  • Главное событие нашей жизни
    Наше прошлое трагично, настоящее непонятно, а будущее неопределенно. И все же есть нечто, перед чем умолкают спорщики и складывают оружие вечные диссиденты: безмерные испытания старшего, военного, поколения. Пока мы живем рядом с ветеранами Великой Отечественной войны, невозможно сказать, что эта война принадлежит только истории. Она — событие нашей жизни, хотим мы того или нет.

  • Елена Старикова: «Главное – проявить живой интерес, и тогда тебя поддержат»
    Дорога, приведшая Елену Старикову в геологию, оказалась нетрадиционной. Конечно, как всякой девушке, ей нравились камни в кольцах, серьгах и брошках. Но о том, что камень может стать предметом профессионального изучения, она и не думала. В школе училась без особого интереса к чему-нибудь, но и без особых усилий, — можно сказать, средне, хотя весьма была дружна с математикой и физикой.

  • Процесс образования должен быть более интенсивным
    Государственные научные стипендии правительства Российской Федерации для выдающихся ученых раньше присуждались исключительно выдающимся и заслуженным ученым, но с какого-то момента в это число стали включать ученых молодых и перспективных, еще не перешагнувших через 32-летний рубеж. Илья Александрович ДЕМЕНТЬЕВ, старший преподаватель химического факультета, работающий на кафедре общей и неорганической химии, — один из таких стипендиатов.

  • Студенческое веселье - 2000
    В народной песне поется: «От сессии до сессии живут студенты весело...». Вот сессия позади, а как веселились? С этим вопросом мы обратились в студенческий профком, к его главе Игорю Ивановичу Темному.

  • Внезапная поездка в Москву
    На IV Всероссийскую студенческую олимпиаду по русскому языку как иностранному. Тема ее была «Русская культура — отражение души народа». Нас было четверо — трое студентов матмеха: Рада Матич из Югославии, Нясурен Батмонх из Монголии, я (Ким Юн Чжэ из Южной Кореи) и Марина Викторовна Быстрых, наша преподавательница. Никто из нас не знал, что это за олимпиада и как она будет проходить

  • Unilever: попробуйте выбрать журавля
    Уже третий год англо-голландская компания Unilever, производящая чаи Lipton, Brook Bond, "Беседа", маргарины Rama и Delmy, майонез Calve, мороженое Algida, шампуни Timotei, Sunsilk, Organics, зубные пасты Signal, Pepsodent, стиральный порошок ОМО, дезодоранты Axe, Rexona, парфюмерные линии "Цветы России", Denim, Calvin Klein и т.д., реализует программу набора выпускников вузов на постоянную работу менеджера.

  • Научная школа В. Н. Цветкова
    Одной из ярких научных школ Петербургского университета является школа, созданная чл.-корр. РАН, профессором Виктором Николаевичем Цветковым. Он был ведущим специалистом в области молекулярной физики полимеров и жидких кристаллов.

  • Электронные библиотеки — перспективное направление разработки информационных систем нового поколения
    Скорее всего, название «Электронные библиотеки» у неискушенного в Интернет-делах человека будет ассоциироваться с несколько модифицированным аналогом традиционной библиотеки: те же ряды стеллажей, на которых вместо книг — CD, CD, CD... Или вместо стеллажей — компьютеры, компьютеры, компьютеры... В зависимости от масштаба библиотеки... В действительности все так и не так.

  • Существует ли научно-технический прогресс?
    Это словосочетание стало модным штампом в прессе и научной литературе, между тем существует важная проблема: можно ли отождествлять прогресс техники и прогресс науки. Осмысление различий категорий науки и техники позволяет по-новому взглянуть на истоки кризисов науки и техники, проблему финансирования науки и техники и роль университетов в развитии общества. В обсуждении этой проблемы приняли участие проф. СПбГУ Алексей Николаевич ЖуковскиЙ, проф. СПбГЭТУ Владимир Леонидович Горохов, вел беседу доц. СПбГЭТУ Игорь Сергеевич Захаров.

  • Реальное отделение в Санкт-Петербургском университете и его питомцы
    Двадцать девятого марта 1839 г. Николай I объявил о своем желании «доставить производительному классу новые средства к приобретению технических познаний», для чего в Москве учреждалась III гимназия с двумя курсами (отделениями) — реальным и классическим, а также, «на первых порах», открывались реальные классы при гимназиях и уездных училищах Тулы, Курска, Вильны, Керчи и Риги. Необходимо, но несколько запоздало решался и вопрос о том, кто будет преподавать технические познания: тем же днем датировано постановление по Министерству народного просвещения «О приготовлении в С.-Петербургском университете шести студентов для занятия мест учителей технических наук в реальных классах». Инициатором нового начинания в российском просвещении был министр финансов гр. Е.Ф.Канкрин, стремившийся всеми доступными ему средствами поднять и развить русскую промышленность и много занимавшийся развитием технического образования; его же министерство выделяло средства на содержание и обучение студентов реального отделения.

  • Холодное бесчувствие или «зеленка» на «Варшавке»
    Когда в России широко праздновалось двухсотлетие со дня рождения Пушкина, на ум приходили невеселые мысли о состоянии рус-ского языка, главной нашей культурной ценности, выражающей национальный характер и дух народа. То, во что превратился разговорный язык, вызывает тревогу и озабоченность.

  • В Прагу – на перекладных
    Существует масса причин, почему стоит поехать в Прагу (которая, между прочим, является культурной столицей—2000). Некоторые из этих причин тривиальные: Прага — красивый город, в котором можно исключительно приятно провести время, в котором погода всегда лучше, чем у нас (особенно это чувствуется зимой и поздней осенью), и т.д.. Но некоторые блага могут неожиданно оборваться — давно ходят слухи о том, что скоро введут визовый режим.

  • Бронхиальная астма
    Начало истории медицины кроется в далекой глубине веков, история медицины — история человечества. С самого начала существования человека на Земле насущной его задачей было сохранение жизни. Всегда и всюду человека подстерегали болезни, иногда ужасные и таинственные, за которыми таился неумолимый враг — смерть. Поэтому люди издавна интересовались болезнями, хотя в большинстве случаев не могли установить причину их возникновения и часто возлагали вину на сверхъестественные силы, демонов, злых духов. Сейчас мы находимся на пороге XXI века, и хотя благодаря усердному, самоотверженному труду великих умов и передаваемым из поколения в поколение знаниям человечество проникло в тайны многих заболеваний, раскрыло их причины и течение, разработало лечение различных недугов, все пополняется список тех коварных болезней, которые по праву можно назвать «чумой XX века».

  • Сократ был бы ими доволен
    В начале января Национальная академия ювенологии подвела итоги ежегодного конкурса имени Сократа. На конкурс традиционно выдвигаются наиболее значительные работы (индивидуальные и коллективные), способствующие формированию молодежной и семейной политики, исследования, посвященные проблемам семьи, детства и молодежи, учреждения и организации, деятельность которых связана с реализацией эффективной ювенальной политики и ювенального права.

  • Мурманский педагогический: образование у самого синего моря
    В Мурманске у каждого молодого уже в школьные годы жизненный путь определен: в противоположную сторону от восходящего над Кольским заливом солнца около 200 км по прямой. Там — норвежская граница. В Норвегии больше всего ценятся специальности, которым обучают на электро-механическом отделении мурманского Мореходного училища. Поэтому там высокий конкурс, в котором участвуют не только склонные к техническим предметам молодые люди, но и несклонные ни к чему девушки из благополучных семей. Они с малолетства изучают английский и норвежский языки, читают норвежские газеты, набираются знаний в области экономики и финансов.



Белые начинают,

играют

и...

выигрывают

Фото Ирины Сазановой.

Редакция журнала «СПбУ»