ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


Твои ученые, университет

Научная школа В. Н. Цветкова


Исторически сложилось, что в качестве основной ячейки любого высшего учебного заведения выступает кафедра. Однако в ведущих вузах, каким является и Петербургский университет, где в результате «естественного отбора» сложились определенные традиции как в учебном процессе, так и в научных пристрастиях их питомцев, все большее значение играют научные школы.

Формирование научных школ происходит на фоне государственных и региональных потребностей в специалистах высшей квалификации, с учетом научного потенциала вуза, и потому их функционирование наилучшим образом соответствует запросам общества.

Виктор Николаевич Цветков
Виктор Николаевич Цветков (1910 — 1999)
Одной из ярких научных школ Петербургского университета является школа, созданная чл.-корр. РАН, профессором Виктором Николаевичем Цветковым. Он был ведущим специалистом в области молекулярной физики полимеров и жидких кристаллов.

После окончания Педагогического института им. А.И.Герцена в 1931 году В.Н.Цветков поступает в аспирантуру Ленинградского университета, и с тех пор его жизнь навсегда оказалась связанной с нашим университетом. 67 лет напряженной научной творческой работы В.Н.Цветкова в университете дают не только повод для восхищения, но и пищу для размышлений на тему о том, как возникают и плодотворно работают научные школы.

Зарождение школы

Зарождение и развитие работ по жидким кристаллам в России связано с именем Всеволода Константиновича Фредерикса, первого научного руководителя В.Н.Цветкова.

В.К.Фредерикс работал в Петроградском университете с 1919 года. С 1929 года он профессор кафедры общей физики, а с 1933 года — ее заведующий.

После организационных преобразований в Физическом институте университета возник отдел молекулярной физики, в котором начались работы по изучению физических свойств жидких кристаллов. Эти работы начинались на пустом месте. Одним из первых помощников профессора В.К.Фредерикса был В.Н.Цветков, который, начиная с 1931 года, будучи аспирантом, осуществлял сборку и создание новых экспериментальных установок и проводил первые опыты. К концу 1935 года В.Н.Цветков выполнил и опубликовал под руководством профессора В.К.Фредерикса четыре научные работы, которые явились основой его кандидатской диссертации (1935 г.).

Политика репрессий тридцатых годов в нашей стране не обошла В.К.Фредерикса. После его ареста в 1936 году работы по жидким кристаллам возглавил В.Н.Цветков, работавший к тому времени в должности старшего научного сотрудника. В научную группу В.Н.Цветкова входили аспиранты Г.М.Михайлов, Н.А.Толстой, А.Н.Сосновский и научный сотрудник В.А.Маринин.

В 1940 году В.Н.Цветков защитил докторскую диссертацию и ему было присвоено ученое звание профессора.

Война существенно изменила ход событий. Физический институт ЛГУ был эвакуирован в г.Елабугу. В связи с требованиями военного времени лаборатория В.Н.Цветкова переключилась на работу по исследованию различных синтетических каучуков.

После возвращения в Ленинград в 1944 году работы в области физики полимеров приобрели более широкий размах. Были разработаны новые методы их исследования. А в 1945 году впервые в университете была начата подготовка специалистов в области физики полимеров. Заработала кузница кадров. Единству учебно-научного процесса весьма способствовала организация профессором В.Н.Цветковым лаборатории физики полимеров в Институте высокомолекулярных соединений Академии наук.

Развивающаяся полимерная промышленность стимулировала научные исследования и потребовала подготовки соответствующих кадров. Это послужило основанием для создания в 1958 году первой в Советском Союзе кафедры физики полимеров. Ее организатором и бессменным руководителем до последнего времени был В.Н.Цветков.

Исторические корни

В.К.Фредерикс
В.К.Фредерикс. (1885 — 1944)
Но вернемся к истории. Совершим экскурсию к истокам тех идей, которые лежали в основе случившегося сценария возникновения школы В.Н.Цветкова.

Итак, В.Н.Цветков являлся учеником В.К.Фредерикса (1885—1944), получившего образование в Женевском университете, где судьба свела его с известным физиком Шарлем Гюи. Вместе с ним В.К.Фредерикс осуществил в 1908—1909 годах свои первые эксперименты и получил степень доктора наук. В 1911 году он был зачислен помощником ассистента в отдел теоретической физики Физического института Геттингенского университета и стал работать у Вольдемара Фойгта, известного немецкого ученого, автора монографии «Электрооптика» (1918 г.) и «Учебника кристаллографии» (1910 г.). В.Фойгт занимался исследованием влияния электрических и магнитных полей на кристаллы, предсказал возможность возникновения двойного лучепреломления в среде, помещенной в магнитное поле. Он по праву считается родоначальником электро- и магнитооптики.

В.К.Фредерикс, безусловно, много «взял» у своих учителей. Совершенно четко просматривается влияние идей В.Фойгта на молодого В.Фредерикса. Методы, подходы, объекты исследования (кристаллы), использованные В.Фредериксом в его работах, — это результат влияния на его интересы В.Фойгта.

Сам В.Фойгт (1850—1919), родившийся в г.Лейпциге, начинал учиться в Лейпцигском университете и продолжил образование в Кенигсбергском университете. Там он попал под влияние идей Франца Неймана. Ф.Нейман был универсальным физиком и занимался многими вопросами этой науки. Он хорошо разбирался в кристаллофизике и оптике. Это он построил теорию электромагнитной индукции. Занимался он и взаимодействием света с веществом, включая отражение света, преломление, двойное лучепреломление и т.д. Именно В.Фойгт в 1874 году заменил Ф.Неймана, после его отставки, на кафедре Кенигсбергского университета.

Интересно отметить, что идеи Ф.Неймана пересекаются с идеями известного российского ученого, работавшего в Петербургском университете и даже возглавлявшего его в качестве ректора — Э.Х.Ленца (1804—1865). Оба они занимались вопросами электромагнитной индукции, и Ф.Нейман был хорошо осведомлен о работах Э.Х.Ленца.

В свою очередь Ф.Нейман (1798—1895) является учеником Х.С.Вейса (1780—1856), известного минералога и кристаллографа. Значительная часть научных интересов Ф.Неймана определилась влиянием его знаменитого учителя.

Воспользовавшись отмеченным выше методом, мы легко можем перенестись в начало XVIII века и оказаться в центре горной промышленности, в г.Фрейберге (Саксония). В 1711 году его посетил сам Петр I в целях использования европейского передового опыта для развития горной промышленности в России. Именно здесь в силу географических особенностей этого региона начала развиваться наука о минералах. Одним из ее основателей считается врач и химик И.Генкель, успешно занимавшийся определением состава минералов с помощью химических методов. Именно у него учился М.В.Ломоносов во время стажировки в Германии.

В г. Фрейберге в середине XVIII века была основана Горная академия, во главе которой с 1775 года стоял минералог А.Г.Вернер (1750—1817), через ученика которого Д.Карстена получил «закваску» Х.Вейс.

Итак, И.Генкель, А.Г.Вернер, Д.Карстен, Х.С.Вейс, Ф.Нейман, В.Фойгт, В.К.Фредерикс, В.Н.Цветков. Такова генеалогия одной из научных школ петербургского университета.

Если историю измерять количеством рукопожатий, то нас отделяет от истоков школы В.Н.Цветкова не более десяти дружеских приветствий.

Обращает на себя внимание непрерывная последовательность исторических связей многих деятелей петербургской научной школы с европейской наукой.

Некоторые числа

В.Н.Цветков со своими учениками
В.Н.Цветков со своими учениками ( 60-е годы )
На протяжении 67 лет В.Н.Цветков активно работал в области физики жидких кристаллов и макромолекулярной физики, был одним из родоначальников названных разделов науки.

Список печатных научных трудов В.Н.Цветкова содержит 466 наименований. Что скрывается за этими цифрами? Большая часть работ, как это чаще всего бывает у экспериментаторов, выполнена В.Н.Цветковым совместно со своими коллегами. Общее число соавторов составляет 244 человека. Среди них и академики, и директора институтов, и заведующие лабораториями, доктора и кандидаты наук. Большая часть этого списка — ученики Виктора Николаевича. Среди них есть и свои «рекордсмены». В качестве соавторов работ В.Н.Цветкова чаще других выступали: Е.И.Рюмцев — 77, Л.Н.Андреева — 66, И.Н.Штенникова — 64, Н.В.Цветков — 57, С.В.Бушин — 52, П.Н.Лавренко — 50 раз.

Интересно отметить, что среднее число соавторов, приходящихся на одну работу, непрерывно увеличивалось со временем. Так, если до 1950 года число авторов статей (включая В.Н.Цветкова) не превышало 2, то после 1995 года это число превысило 7. Эти цифры отражают весьма характерную черту развития, работы, жизни и существования экспериментальной научной физической школы. По мере углубления исследований раскрытие научных тайн, скрываемых природой, усложняется и требует применения комплекса методов и разнообразных теоретических подходов, что и расширяет авторский коллектив. С другой стороны, работа в дружном коллективе позволяет молодым специалистам значительно быстрее повышать свою квалификацию, тем самым поддерживая авторитет научной школы.

Слово об Учителе

C сотрудниками кафедры физики полимеров
В.Н.Цветков с сотрудниками кафедры физики полимеров
Виктор Николаевич был не просто исследователем, ученым, преподавателем. Он был личностью. Все, кто сделал свои первые шаги в науке под руководством В.Н.Цветкова, с гордостью называют его Учителем. Он был для нас, его учеников, Главным арбитром, Главным консультантом, Основным критерием. Он проницательно следил за «горячими точками» полимерной науки, в которых «наклевывались» внутренние противоречия, требующие своего разрешения. Это позволяло ему быстро корректировать планы научных исследований.

Его интерес и преданность науке поражали. Известно, что некоторые эксперименты в физике требуют многосуточных непрерывных наблюдений. Сгорая от нетерпения, Виктор Николаевич часто звонил сотрудникам в шесть утра, начиная разговор словами: «Я вас не разбудил?», и расспрашивал о результатах ночных экспериментов. Такое его отношение к работе стимулировало сотрудников.

Мы никогда не видели его в состоянии праздного размышления. Даже на заседаниях Ученого совета перед ним лежала рукопись очередной статьи и он что-то писал.

В последние годы, когда здоровье не позволяло ему так часто, как хотелось бы, бывать в лаборатории, он собрал экспериментальную установку у себя дома.

Как-то, лет 30 назад, мы были свидетелями такого эпизода. К нему подошел профессор, ответственный за работу в Обществе «Знание», и предложил выступить в каком-либо трудовом коллективе (тогда много усилий затрачивалось на вовлечение сотрудников в ту или иную общественную работу). Виктор Николаевич демонстративно засунул руку во внутренний карман пиджака и произнес такие слова: «Готов заплатить столько, сколько скажете, но я убежден, что сделанное мною на моем рабочем месте за это время будет во много раз полезнее!» Делать то, что ты умеешь делать лучше других, — было одним из его принципов отношения к работе.

Виктор Николаевич был жестким руководителем, был скуп на похвалу. Но зато любая его похвала воспринималась сотрудниками как высшая награда.

Сила его как педагога вовсе не являлась следствием многочисленных полезных инструкций и указаний. Он интуитивно руководствовался принципом «делай как я», являющимся, по-видимому, основным постулатом педагогики.

Что дальше?

Этот вопрос является совершенно естественным и, более того, он обостряется в связи с приближением нового века. Каково будущее петербургской научной школы физики полимеров и жидких кристаллов?

Живучесть научных школ определяется многими факторами. Главными из них являются квалификация ученых и востребованность тех проблем, которыми они занимаются.

В настоящее время в Институте физики работают многочисленные ученики В.Н.Цветкова. Среди них несколько докторов наук (Е.И.Рюмцев, А.В.Лезов, Н.В.Цветков, А.Е.Грищенко), много кандидатов наук (Н.П.Евлампиева, А.П.Ковшик, И.П.Коломиец, И.В.Ксенофонтов, А.Б.Мельников, Н.А.Михайлова, Г.М.Павлов, С.Г.Полушин, Т.А.Ротинян, Г.А.Фомин и др.), аспиранты и студенты. В тесном контакте с ними работают сотрудники лаборатории ИВСа, созданной В.Н.Цветковым.

Физика полимеров и жидких кристаллов не исчерпала себя. Можно даже сказать, что она лишь подходит к тем проблемам, для решения которых она в свое время и возникла. Не считая вопросов материаловедения, это и исследование структур и надмолекулярных образований со сложной молекулярной архитектурой, являющихся исходными элементами вновь синтезируемых систем. В качестве примера таких систем можно назвать искусственный мускул и другие молекулярные комбинации с заранее заданными свойствами. Это и самоорганизующиеся сложные молекулярные структуры. Это и исследование макромолекулярных элементов искусственной клетки, искусственного зрения и слуха. Это и исследование молекулярных и жидкокристаллических структур, пригодных для создания миниатюрных систем для записи информации, и многое, многое другое.

А.Е.ГРИЩЕНКО, профессор, заведующий кафедрой общей физики-2


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ