Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года
выпускники

Строить себя заново

Чаще в ФМШ-45 набирали школьников в 9–10-е классы, но Никите Нецветаеву повезло: 1973-й — это был первый год, когда проводился набор в 8-й класс. И он поступил — после 7 класса обычной ленинградской школы. Накануне дня рождения Академической гимназии один из выпускников физико-математической школы–интерната № 45(ФМШ) — профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой геометрии Математико-механического факультета СПбГУ Никита Юрьевич НЕЦВЕТАЕВ вспоминает годы учебы в беседе с нашим корреспондентом.

Никита Нецветаев

Никита Нецветаев

Вначале их математический 8А класс был большой — 42 человека, среди которых было довольно много ленинградцев, хотя были ребята и из других городов, даже иностранцы здесь учились. Класс неплохой, правда уровень подготовки был у всех разный, и некоторые ребята, которым трудно было учиться, впоследствии уходили из школы. По словам Никиты Юрьевича, система образования в ФМШ подталкивала человека к тому, чтобы он начинал «строить себя заново». Что это значит?

— Молодой человек в интернате попадал в совсем новую для него среду (ФМШ сильно отличается от других школ) — и не только в отношении образования. 14–15-летним ребятам, а некоторые приезжали из маленьких деревень, поселков, приходилось адаптироваться к социуму, к большому городу. Ведь дети в интернате не только учились, они там жили.

Их научили работать с книгами. Ведь там почти не использовали стандартные школьные учебники, система образования была в основном лекционная. Сравнивая интернат с другими школами, Никита Юрьевич заметил, что «в обычной школе делается упор на решение задач, а в ФМШ — на изучение теории».

Характерной чертой было то, что старшие классы брали шефство над младшекласниками, но, разумеется, никакой «дедовщины» не было. Шефство было реальным, а не навязанным сверху — старшеклассники общались с младшими ребятами, помогали в изучении материала, ходили с ним в походы.

Среди основных достижений профессора Никиты Юрьевича Нецветаева можно выделить: решение теорем о дифференциальной топологии, ведущие к обобщениям «гипотезы Пуанкаре», создание классификации гладких многообразий в старших размерностях, также топологические классификации алгебраических многообразий. Его учениками были 4 кандидата и доктор наук — Андрей Малютин, в свое время победивший на Международной олимпиаде по математике.

Помимо учебы, на которую уходило много времени, Никита Нецветаев посещал математические кружки (факультативы), где они с ребятами решали сложные, но очень интересные задачи. В интернате был кружок по топологии и еще кружок по конструктивной математике).

— Нам читали лекции, выходящие далеко за рамки школьной математики. Такие занятия прививали и развивали математическую культуру. В ФМШ постоянно проводились математические олимпиады. И это давало большой стимул к самообразованию.

Олимпиада для учеников была как спортивное соревнование, и каждый стремился к победе. В выпускном классе Никита Нецветаев прошел на Международную олимпиаду по математике, где советская команда заняла первое место, и даже получил золотую медаль. Эта победа засчитывалась как выпускной экзамен в школе и давала право без сдачи вступительных экзаменов поступить в любой математический вуз. Никита выбрал Математико-механический факультет ЛГУ. Многие выпускники ФМШ в дальнейшем стали профессиональными математиками, физиками, химиками.

Н.Ю.Нецветаев

Н.Ю.Нецветаев

В ФМШ-45 регулярно приходили сотрудники Университета и выступали с лекциями для желающих на нешкольные темы — например, про современные задачи прикладной математики. (Никита Юрьевич особо запомнил одну из задач — про коммивояжера.) Устраивались семинары, на которых разбирались интересные книги математического плана. Ребята постоянно читали журнал «Квант», где имелся раздел «Задачник Кванта», в котором публиковались интересные задачи по физике и математике, и надо было в течение указанного времени их решить, отправить ответ в редакцию, и потом в журнале публиковались фамилии счастливчиков, приславших правильные решения.

Конечно, математика занимала большую часть школьной жизни Никиты Нецветаева, но было время и для досуга: как и многие школьники, он с классом любил ходить в походы. Два лета подряд они участвовали в раскопках в Херсонесе, что, по его словам, было ужасно интересно. На каникулах в 8 классе ездили с визитом в московскую школу-интернат, их возили в телецентр на Шаболовку, и даже устроили встречу с космонавтом, которую потом показали по телевидению. В интернате Никита учил немецкий язык, а не как большинство — английский, и в результате уже в 1990 году он был на стажировке в Западном Берлине, хотя по тем временам туда было сложно попасть.

Жизнь в ФМШ у Никиты Юрьевича была интересная и насыщенная разнообразными событиями. Эта школа определила его дальнейший жизненный путь: он стал сам организовывать летние математические школы, стал заниматься проведением олимпиад. Была еще и преподавательская деятельность в ФМШ, правда, с небольшими перерывами. В ФМШ он обрел настоящих друзей, с которыми он до сих пор общается, да и с учителями этой школы тоже поддерживает дружеские связи.  

Юлия Метелкина
Фото из архива Н.Ю.Нецветаева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков