|
№11 (3778), 29 августа 2008
|
|
|
советы бывалых
|
|
|
Коллеги преподавателя,
а не дети несмышленые
Cамое главное, что должен усвоить студент-новичок: отношение к нему в Университете абсолютно непохоже на то, которое было в школе. Ведь школьный учитель воспринимает учеников как детей несмышленых, а они, соответственно, относятся к нему как к взрослому. В Университете преподаватели со студентами общаются почти на равных. Студента здесь воспринимают всерьез, как младшего коллегу.
Живут студенты весело?
В школе бытует несколько мифов по поводу взаимоотношений в вузах.
Миф первый: преподаватели к студентам равнодушны. Ничего подобного! Но такое впечатление может создаться, поскольку в школе учителя носятся с учениками. Как бдительно следили там за нашей успеваемостью! Как убеждали сделать домашнее задание! «Реши пример — получишь пятерку да еще похвалу от учителя!» За десять лет бытия в школе такое отношение становится привычным.
И вот, после долгих лет тепличного «воспитания», приходишь в Университет, а здесь-то всё по-другому. Никто не будет в тебя что-либо впихивать — предлагать-то предлагают, а брать или нет и сколько брать — личное дело каждого студента. Преподаватель может интересоваться усвоением материала, но ни в коем случае не будет заставлять его усваивать. Как видите, всё по-человечески, наплевательского отношения здесь и в помине нет. Студент воспринимается как человек, который самостоятельно выбрал свой жизненный путь, факультет, специальность. И отношение к нему как к лицу самостоятельному, ответственному, понимающему, зачем он сюда пришел — за знаниями.
Миф второй: «от сессии до сессии живут студенты весело» и делают всё, что хотят. Казалось бы, что может быть логичней? Если за твоей учебой не следят и это только твое дело — значит, ты можешь проводить время в семестре так, как душе угодно. А в сессию всё наверстаешь… Причем миф этот о студенческой вольнице поддерживается не только школьными учителями и родителями, но даже и старшекурсниками. Как тут не поверить?!
Мы говорили о том, что студент — человек, который самостоятельно выбрал свой жизненный путь. В этом-то всё и дело: в возможности выбора. Да, студенты и правда делают всё, что хотят — посещают интересующие их занятия и углубляются в любимые предметы, и это настолько увлекательно! В школе такого огромного выбора нет.
А вы, друзья, как садитесь?
Итак, в Университете не следят ежеминутно за тем, как ты учишься, как усваиваешь материал — это прежде всего твое дело. Особенно это заметно на одном из видов занятий: на лекции. Преподаватель — специалист в своей области — читает или рассказывает заготовленный материал по очередной теме в течение полутора часов, то есть двух занятий по 45 минут — пары. Поскольку в школе все привыкли, что им диктуют нужную информацию, тут можно попасть впросак и после первых в жизни пар уйти с… чистой тетрадью. Первокурсники должны прежде всего научиться выделять необходимую информацию из потока речи лектора самостоятельно. Особенно важно помнить о том, что диктовать или прерывать лекцию никто не будет. Что успел, то и ухватил!.. А еще возможна другая крайность: заслушаешься сладкоречивого лектора и не заметишь, как перестал записывать. В итоге от лекции останутся в памяти одни эмоции… А экзамен сдавать лучше все-таки по конспектам.
Еще одно важное замечание: писать на лекциях нужно быстро, четко, кратко — а это значит, что многие слова приходится сокращать. Более того, конспект только с началами слов — это нормально. Точнее, почти нормально, если потом поймешь, что именно хотел записать… Ведь, скажем, сразу ли и правильно ли ты угадаешь, что значит сокращение вроде «предл.»? Или «предлагает», или «предложение», а может, вообще «предлагающий/предложивший»? Совет такой: нужно писать с окончаниями — что-то вроде «предл – ие», «предл – ет»… Эти, казалось бы, мелочи очень важны, а приходят в голову ой как не сразу. И не всем.
И последнее, но важное: при подготовке к лекции необходимо заранее решить, куда сядешь в аудитории. Обычно лекции читаются в больших залах на сотни человек, и поэтому на задних рядах лектора почти не слышно. Помню, про одного преподавателя нам заранее сообщили: он славится тихим голосом… Обычно на парах мы не занимали столы прямо перед преподавателями — но на его лекциях почти вся группа умещалась на первом ряду! Такое было желание услышать и понять. Разве такое возможно в школе?
Коллоквиум и работа «в поле»
Лекции в Университете занимают большую часть времени, но есть и другие виды занятий — например, коллоквиум. В школе такого почти не бывает. Общая тема занятия разбивается на отдельные фрагменты, и каждый студент (или группы по 2–3 чел.) самостоятельно изучает доставшийся ему вопрос, а на коллоквиуме все обмениваются полученной информацией и обсуждают ее. Иногда темы-вопросы для подготовки даются преподавателем в расчете на самостоятельный поиск, иногда берутся из экзаменационных билетов. Это безумно интересно, ведь можно почувствовать себя сначала немножко исследователем (когда «раскапываешь» материал), а затем и учителем (когда рассказываешь о том, что «накопал»). Даже материал, который все уже слышали, можно изложить по-своему, не так, как это делает преподаватель, а так, как хочется тебе, как удобно. И удивительное дело: если в школе урок в сорок пять минут вытерпеть можно далеко не всегда, здесь полуторачасовая пара пролетает незаметно, почти мгновенно. Иногда преподаватели заранее просят сообщить им о конце занятия, но обычно заслушаешься и забываешь…
Ещё один вид занятий — семинар. На физфаке или на матмехе студенты на семинарах решают задачки на темы, пройденные на лекциях, будущие философы изучают-разбирают тексты, тоже по темам. На филфаке проводят семинары по различным языкам. И главное, что тут должен усвоить студент: к каждому семинару должен подготовиться каждый студент, иначе… можно не приходить — бесполезно. Это, конечно, не похоже на школу, ведь там задания на дом даются только на уже пройденный материал. И даются после урока — а здесь до семинара, заранее. И на основе этих заданий строится занятие.
Также в Университете на некоторых занятиях проводятся лабораторные работы. Думаю, они не слишком отличаются от школьных. Лабораторные бывают не на каждом факультете — например, у филологов такое просто невозможно. Зато у нас летом устраивают экспедиции, так что филологи работают не в лабораториях, а «в поле» (а у биологов, геологов, этнографов и многих других бывает практика и в поле без кавычек).
Маргарита Голубева
Фото Сергея Ушакова
|