Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3776), 10 июня 2008 года
инновации

Новая программа
для новых магистров-биологов

Десять лет назад СПбГУ получил лицензию на образовательную деятельность в области экологии, после чего три университетских факультета: Биолого-почвенный, Факультет географии и геоэкологии, Геологический факультет приступили к подготовке специалистов в области экологии в соответствии с проблематикой, характерной для каждого конкретного факультета. Так, на Биолого-почвенном факультете было принято решение о подготовке специалистов в области сохранения биоразнообразия. Именно эта пятилетняя программа и стала основой, на которой последние три года формировалась инновационная магистерская программа «Биоразнообразие и охрана природы».

А.К.Бродский

А.К.Бродский

Работа над программой велась в рамках национального проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете». Содержание обосновано европейскими стандартами и идеально соответствует международным образовательным требованиям.

На Биолого-почвенном факультете Университета под руководством профессора Андрея Константиновича Бродского и с участием некоммерческой организации «Оптимальный мир», в лице аспирантки СПбГУ Юлии Александровны Грачевой, успешно выполнен план работы, профинансированный из средств Биолого-почвенного факультета и частично на деньги, выделенные европейской программой ТЕМПУС, признавшей необходимость создания такой программы.

Цель программы — подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на современном уровне решать проблемы сохранения биоразнообразия с использованием широкого арсенала методов и подходов.

Для достижения этой цели сформирован учебный план и определен набор регламентов, правил и критериев, которые базируются на общеевропейских стандартах образования.

Благодаря этому, выпускник программы будет готов к работе в международной среде по управлению проектами, направленными на решение проблем сохранения биоразнообразия на региональном и международном уровнях.

Программа предоставляет усовершенствованные курсы, которые читаются на английском и русском языках российскими и зарубежными преподавателями, с использованием современных методических, практических и информационных технологий.

24 апреля в Университете стартовал трехдневный международный семинар, посвященный итогам формирования этой инновационной магистерской программы. В Центре питания, культурного и делового сотрудничества собрались универсанты, гости из других университетов Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Особое внимание к семинару проявили специалисты из Западной Европы, с самого начала оказывающие информационную поддержку создателям магистерской программы, а также деканы биолого-почвенных факультетов вузов Северо-Запада России, с особым интересом ожидавшие завершения формирования программы.

Взаимодействие со специалистами и руководителями профильных подразделений (факультетов и кафедр) вузов Северо-Запада было организовано уже в процессе работы над программой. Предварительно, на стадии разработки программы, в составе рабочих групп, в подготовке методических материалов и в обучении преподавателей из СПбГУ активное участие принимали специалисты из зарубежных университетов и индивидуаль­ные иностранные эксперты, все вместе образующие Консорциум программы. Cегодня управление сформированной программой осуществляется Советом магистерской программы «Биоразнообразие и охрана природы», в состав которого наряду с преподавателями СПбГУ входят представители профессионального сообщества.

Присутствовавший на семинаре Игорь Алексеевич Горлинский, проректор СПбГУ по научной работе, отметил, что созданная программа имеет важное значение для развития Биолого-почвенного факультета и является хорошим примером того, насколько эффективно и взаимовыгодно сегодня можно использовать реальную помощь коллег и финансовую поддержку актуальных проектов.

По старым правилам

Современная программа создана. Более того, она получила высокую оценку специалистов на Западе, но реализация ее в СПбГУ невозможна по причине несоответствия образовательным ГОСТам РФ.

— Между требованиями российского и общеевропейского стандартов образования существует значительный люфт, — поясняет профессор Андрей Констан­ти­нович Бродский. — Вместе с тем, именно это обстоятельство позволяет взглянуть на структуру и организацию магистерской программы с различных позиций и выделить то главное, что должно отличать дееспособную и перспективную магистерскую программу. Первое, что необходимо отметить, — самостоятельность и самодостаточность программы. Любая магистерская программа — это, упрощенно говоря, «продукт», выставляемый на образовательный рынок Европы; этот «продукт» должен быть конкурентоспособен и гармонично дополнять существующую в Европе систему подготовки кадров.

ДОСТИЖЕНИЯ

1. Сформирована новая программа, совместимая с аналогичными программами в европейских университетах.
2. Разработаны новые учебные курсы и усовершенствованы старые.
3. Подготовлены преподаватели; акцент сделан на вовлечение молодежи.
4. Разработана система обеспечения качества подготовки магистрантов.
5. Подготовлено учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
6. Создана ресурсная база по обеспечению учебного процесса.
7. Произошли изменения в подходах к формированию новых (инновационных) магистерских программ.


НЕДОСТАТКИ

1. Структура учебного плана сложная: слишком мелкие курсы и слишком крупные модули.
2. Курсы излишне интенсивные и перегружены информацией.
3. Соотношение учебных курсов отличается от принятого в большинстве университетов Европы. Курсы группируются по их роли в формировании компетенций. Так, курсы типа Мust know, Should know и Nice to know соотносятся в европейских университетах как 80:15:5, в предлагаемой Университетом программе как 60:30:10.
4. Акцент, как и прежде, сделан на лекционной работе в ущерб работе с литературой, выполнению заданий и практическим тренингам.
5. Недостаточен опыт организации самостоятельной работы студентов. Иные формы, кроме работы в Интернете, прививаются с трудом.
6. Формальные препятствия к вовлечению молодежи в деятельность программы.

Есть несколько отличий в подходах при формировании аналогичных программ в зарубежных и отечественных университетах. Основное в них — методика расчета учебной нагрузки.

В России традиционно рассчитывается только аудиторная нагрузка, не дающая представления о внутренних процессах обучения, ориентированная на учет рабочего времени (аудиторных часов) преподавателя для определения размера его заработной платы.

В современной европейской образовательной системе учебная нагрузка должна зависеть не от количества аудиторных часов, а от целей и задач курса, в соответствии с которыми выбираются различные методы обучения, и только после этого высчитывается учебная нагрузка.

— Программа должна быть построена по кредитно-модульному принципу, который обеспечивает возможность взаимного зачета (признания) периодов обучения в другом вузе. При этом расчет учебной нагрузки студента должен вестись по схеме, принятой в вузах Европы, а потенциальные студенты должны иметь возможность самостоятельно конструировать свою образовательную траекторию, обладая правом выбора учебных курсов базисного учебного плана, — предлагает Университету европейский подход профессор А.К.Бродский.

Приблизить инновационную программу «Биоразно­образие и охрана природы» к реализации на российской территории поможет создание своеобразной системы гармонизации — соответствия и взаимодополнения структуры имеющейся магистерской программы как с европейскими, так и с российскими образовательными стандартами, возможно, в ущерб качественному содержанию и конкурентоспособности на международном образовательном рынке.

По мнению Андрея Константиновича, работающие ныне в российских вузах магистерские программы могут функционировать достаточно долго на внутреннем рынке, но обречены на неудачу при попытке выйти на рынок международный. Магистерская программа будущего будет признана и получит возможность конкурировать на равных с аналогичными западными магистерскими программами только при соблюдении условий, учтенных в программе «Биоразнообразие и охрана природы», но не полностью отвечающих требованиям действующих образовательных стандартов.

Выйти в Европу

В чем же будет заключаться инновация программы и может ли российское образование выйти на европейский образовательный рынок обходными путями посредством компромиссов?

Существует четкое обоснование новизны созданной программы, предполагающее выход за рамки некоторых действующих ныне, но морально устаревших образовательных ГОСТов.

«Биоразнообразие и охрана природы» является первой и единственной такого рода магистерской программой в РФ среди множества разработанных участниками проекта «Инновационная среда в классическом университете». Программа, построенная на уникальном сочетании методических приемов в планировании организации учебного процесса, введении новых технологий обучения — это достойное предложение специалистов СПбГУ на запрос международного рынка образования — одновременно является «неудобной» для российских образовательных стандартов 90-х годов.

— За последние два года, — рассказывает Андрей Константинович, — на Биолого-почвенном факультете был сделан важный шаг в реорганизации учебного процесса — создан многопрофильный бакалавриат. В то же время система подготовки магистров осталась прежней. Если и дальше сохранять ее в таком виде, то очень скоро она превратится в тормоз, препятствующий развитию факультета, он уже не сможет успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. Для перестройки системы магистратуры необходимо критически оценить подходы, составить модель магистерской программы, а затем последовательно двигаться в этом направлении.

Мы не можем долгое время оставаться в замкнутом пространстве, нужно выходить на европейский рынок образования, я могу это обосновать, — выражает готовность к диалогу с методической комиссией СПбГУ профессор А.К.Бродский.

Отойти от привычных стандартов действительно трудно. Три года назад с этой проблемой столкнулись сами создатели магистерской программы. По этой же причине сегодня уже законченная программа требует дополнений.

Программа несовершенна, и в то же время проделанный на факультете путь — колоссальный прорыв для современного российского образования.

— Недостатки программы мы видим сами и благодаря этому теперь яснее понимаем, какими должны быть аналогичные программы. Например, у нас магистратура привязана к бакалавриату, а она должна быть открыта — это рынок, — отстаивает Андрей Константинович в российском вузе очевидные для европейского образования истины.

В ближайшее время внутри СПбГУ сформируется востребованность программ международного уровня, и мы обратимся к опыту Биолого-почвенного факультета. Но пока то, что сделано здесь для Университета, использовать невозможно.

В отдаленном будущем ожидается создание общей сети университетов Северо-Запада РФ, участвующих cегодня в реализации инновационной магистерской программы, университетов, способных перейти к формированию принципиально новых образовательных структур в рамках Европейского союза — сетевых магистерских программ. Российское образование, претендующее на участие в Болонском процесе, нуждается в реформах.

Анализируя общее положение в современном отечественном вузе, Анрей Константинович Бродский поясняет: «Необходимость реорганизации системы подготовки в магистратуре связана, с одной стороны, с изменением приоритетов высшей школы (переориентация на решение социально значимых проблем), а с другой стороны, с необходимостью гармонизации российских и европейских образовательных стандартов. Это непременное условие вхождения России в общеевропейское образовательное пространство».

Возникает последний вопрос — могут ли в СПбГУ реализовываться эксклюзивные международные программы. Положительный ответ, возможно, принесет Университету получение долгожданного особого статуса. Именно особый правовой статус, предоставляющий СПбГУ определенную свободу, позволит вузу успешно конкурировать с ведущими европейскими университетами.  

Наталья Давыдова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков