Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3776), 10 июня 2008 года
культура

Храм, связующий время

Оценивая разрушения после Великой Отечественной войны, специалисты решили, что Спасо-Преображенский храм на Нередицком холме, Нередица, — самая, пожалуй, известная русская церковь, символ древнерусского зодчества — утрачен навсегда. На послевоенной фотографии церкви — лаконичная и горькая надпись: «Погибла в 1941–1942». Однако в конце 1950-х реставраторы смогли восстановить здание церкви. Сейчас Нередица переживает новый этап реставрации — виртуальное воссоздание утраченных фресок. Результаты этой работы были представлены на выставке «Нередица. Связь времен» в Центральном выставочном зале «Манеж» в мае.

Зрители внимательно осматривают здание древнего храма Спасо-Преображения на Нередице, расположенного в Новгородской области, любуются его фресками и настенными рисунками… и происходит это в центре Петербурга! Выставка «Нередица. Связь времен», организованная Факультетом филологии и искусств СПбГУ (руководитель проекта — С.И.Богданов), собрала уникальные материалы, рассказывающие об истории и сегодняшних днях этого храма: исторические справки и документы, чертежи и фотографии из архивов, восстановленные фрагменты фресок и археологические находки. А современные технологии позволили сотрудникам Института искусств СПбГУ при содействии Новгородского государственного музея-заповедника, Русского музея и Академии художеств на основании этих материалов создать виртуальную копию храма Спасо-Преображения на Нередице.

— Выставка — это только промежуточное подведение итогов и их демонстрация, — говорит Татьяна Владимировна ЛАСКА, заместитель директора Института искусств СПбГУ и руководитель выставки «Нередица. Связь времен». — Изначально нашей задачей было создание виртуальной реконструкции памятника и разработка виртуального историко-художественного музея, где будет собрана вся информация о Нередице и мультимедийные материалы.

В Университете Нередицей заинтересовались почти 100 лет назад. Еще во второй половине XIX века храм привлекал внимание любителей старины, художников, историков архитектуры и живописи. Особенный интерес вызывал прекрасно сохранившийся на тот момент уникальный ансамбль настенного письма 1199 года. В 1915 году на Нередицкий холм была организована экспедиция Археологического общества совместно с Историческим факультетом Университета. Именно тогда были сделаны акварельные копии фресок храма, сохранившиеся в Русском музее и в Академии художеств, которые были использованы при восстановлении фрагментов, представленных на выставке, и для воссоздания внутреннего убранства храма в виртуальной копии.

НЕРЕДИЦА: ИСТОРИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
XII век
8 июня 1198 года недалеко от княжеской усадьбы на Городище царило необычное оживление. Среди многочисленной группы людей в обыденной одежде выделялись фигуры нарядно одетых представителей светской и церковной власти. Здесь повелением князя Ярослава Владимировича клали основание Спасо-Преображенской церкви, которую в наше время чаще всего именуют по названию холма — Нередицей.
О мотивах, побудивших князя к возведению нового каменного храма, можно лишь догадываться, но ясно, что для этого были веские причины. За скупыми сообщениями летописей о строительстве храма скрывается важное событие в жизни общества или в личной жизни заказчика. Так, князь Владимир Креститель Руси в день битвы с печенегами, которая пришлась на праздник Преображения, дал обет в случае победы построить храм в Василеве (996 год). В 1127 году рождение сына Ивана у новгородского князя Всеволода стало поводом для строительства храма Рождества Иоанна Предтечи. В 1194 году после рождения сына Дмитрия Владимиро-Суздальский князь Всеволод III возводит каменный храм во имя Дмитрия Солунского. Однако замысел Нередицы связан с трагическим событием в жизни князя Ярослава. Весной 1198 года судьба приготовила для князя двойной удар: «преставистася у Ярослава сына два», бесстрастно сообщает летописец. Не случайно, наверное, вслед за этим известием в летописи следует текст о закладке князем храма во имя Преображения Господня. Смертельная скорбь нашла утешение в идее преображения и обожения человеческой природы, в вере в благой исход земного бытия... О зодчем, строителе Нередицы, письменные источники умалчивают.
XX век
На одной из представленных на выставке «Нередица. Связь времен» фотографий из фонда Новгородского государственного музея запечатлены три полуразрушенные стены храма — все, что осталось от памятника после военных бомбежек. Под фотографией подпись: «Церковь Спасо-Преображения на Нередице. Погибла в 1941–1942 гг.». В то время еще никто не мог предположить, что в начале ХХI века с помощью компьютерных технологий удастся создать виртуальную копию храма Спасо-Преображения на Нередице по фотографиям памятника, сделанным в 1936 году.
XXI век
В ЦВЗ «Манеж» представлены акварельные копии фресок церкви Спаса Преображения на Нередице, сохранившиеся в Русском музее и Академии художеств, представляющие не только историческую, но и высокую художественную ценность. Разнообразные фотоматериалы из архивов Новгородского государственного музея-заповедника отображают памятник в различные периоды истории его существования. Сравнивая фотографии довоенного и послевоенного периода, можно оценить, какой урон был нанесен одной из древнейших русских церквей. Представить фактуру настенной росписи позволяют восстановленные фрагменты фресок храма.

— Акварельные копии — единственные свидетельства ее прежнего внутреннего убранства. Если бы в начале XX века не были произведены исследовательские экспедиции, то невозможно было бы произвести даже виртуальную реконструкцию здания храма, не говоря уже о восстановлении фрагментов настенной росписи. Произведение архитектуры древнерусского зодчества могло быть навсегда утеряно, — утверждает Татьяна Владимировна Ласка.

В научном отчете послевоенных лет, свидетельствующем о плачевном состоянии памятника, записано: «от кровли — одни воспоминанья». В годы войны храм находился на линии фронта, церковь была практически уничтожена, на послевоенных фотографиях Нередицы — руины, ни стен, ни купола. Однако в 1956–1958 годах под руководством новгородского архитектора Г.М.Штендера церковь Спаса на Нередице все-таки была частично восстановлена в архитектурных формах конца XII века. По старым чертежам удалось реконструировать верхние части стен, своды и купол. Конечно, о полном восстановлении храма не могло быть и речи — сохранилось всего 15 процентов прежнего внешнего и внутреннего убранства, уникальная живопись, чудом дошедшая до ХХ века, погибла. И если само здание церкви можно было частично восстановить, то ансамбль настенной росписи воссоздать невозможно. Уникальные нередицкие фрески распались на мельчайшие частицы, поэтому, несмотря на наличие акварельных копий, сегодня они подлежат только фрагментарному восстановлению. Последние десятилетия специалисты Новгородского музея вели сложнейшую работу по возрождению отдельных фрагментов этих фресок.

— Представьте, например, на разрушенной фреске когда-то был изображен один из князей. Так вот, собрать фрагмент, на котором изображен хотя бы один его глаз — уже большая удача для реставраторов! Некоторые фрагменты восстанавливаются буквально из пыли. Находя маленький элемент фресковой росписи, реставраторы стараются, ориентируясь на акварельные рисунки, определить, какому фрагменту фрески принадлежит этот элемент. Похоже на собирание мозаики или паззла, но этот процесс гораздо сложнее, поскольку реставратор не располагает конечным числом элементов, которые надо просто составить вместе, — он находит элементы по одному. Кроме того, из-за разрушения материалов края двух соседних элементов не всегда совпадают и плотно прилегают друг к другу. Реставрационная работа требует не только колоссального терпения, но и особенного «чутья», которое является результатом многолетней практики, — считает руководитель выставки Т.В.Ласка.

Работа по восстановлению фресок древнего православного храма отличается от реставрации, например, дворцовых интерьеров, говорят специалисты. У всех, кто принимает участие в проекте «Нередица. Связь времен», формируется особое отношение к предмету своего труда.

— Реставраторы и мастера копийных мастерских, проникаясь духом многовековой истории, посвящают работе всю жизнь, — отмечает Татьяна Владимировна. — Но их увлеченность носит не столько религиозный оттенок, сколько характер высокой моральной ответственности. Они, буквально, живут своим делом.

То, что уже утрачено навсегда, оказалось возможным восстановить в реальности виртуальной. На основе предоставленных исторических, археологических и реставрационных данных сотрудники и студенты кафедры прикладной информатики в области искусств и гуманитарных наук Института искусств Факультета филологии и искусств СПбГУ создали трехмерные виртуальные модели интерьеров, предметов внутреннего убранства, архитектурных деталей храма и монастыря на Нередице. Виртуальная копия церкви дает самое полное визуальное представление о первоначальном облике памятника. Именно поэтому разработки Университета стали центральными экспонатами выставки «Нередица. Связь времен».

Современные 3D-технологии позволяют взглянуть на церковь Спаса на Нередице с «невозможной» точки обзора — виртуальное изображение храма «приподнимается», что дает возможность заглянуть внутрь сооружения как будто снизу и детально изучить изнутри, а также осмотреть его со всех сторон. Виртуальный фильм позволяет увидеть последовательность всех этапов создания храма в трехмерном изображении — проиллюстрирован даже процесс нанесения настенной росписи.

Кроме того, на выставке показали созданные методом трехмерного компьютерного моделирования картины жизни и быта русского народа в XII–XIII веках: как, например, какой-нибудь Иван (а может, Стахий или Пафнутий) обтесывает кусок бревна, шлифует его, выдалбливает середину, шлифует снова… В итоге получается (о чудо!) деревянная чаша, которую затем расписывают изящными узорами.

Как уже было отмечено, выставка стала лишь промежуточным подведением итогов, но работа над проектом еще не завершена. Студенты Института искусств продолжают работать над созданием сайта — виртуального художественно-исторического музея «Храм Спасо-Преображения на Нередице», а мастера копийных мастерских Новгородского государственного музея ведут реставрационные работы и восстанавливают новые фрагменты фресок.

— Наша основная задача заключается в том, чтобы дать современному человеку возможность представить, как выглядел памятник древнерусского зодчества конца XIII века, который в реальном виде нам не удалось сохранить, — отметил на открытии выставки руководитель виртуальной части проекта «Нередица. Связь времен», заведующий кафедрой прикладной информатики в области искусств и гуманитарных наук Института искусств СПбГУ Николай Валентинович БОРИСОВ. — Кроме того, нам хотелось бы развенчать миф о том, что компьютерные технологии — это бездушное достижение технического прогресса, которое применяется только для создания зрелищных спецэффектов и развлекательных мультфильмов. Проект «Нередица. Связь времен» доказывает, что метод компьютерного моделирования может успешно применяться для сохранения культурного наследия, и, более того, является незаменимым средством для визуального воссоздания памятников, которые уже невозможно восстановить.  

Дарья Мельникова, Дарья Осинская
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков