|
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года
|
|
|
книжная полка
|
|
|
Признание в любви
В нашем Университете много увлеченных людей. Тех, для кого их служба соотносится со словом «служение», а Университет — со словами «универсум», «Вселенная». Такие есть на каждом факультете. Профессор Абрам Давидович Столяр — из этой когорты. Хотя на самом-то деле никакой когорты и нет, а просто есть люди, любящие свое дело. И способные эту любовь, это увлечение передать другим…
Несколько поколений историков и археологов знают и любят Абрама Давидовича Столяра не только как известного археолога, но и как неординарного преподавателя. Почти четверть века он возглавлял кафедру археологии Исторического факультета СПбГУ. Даже не посвященные в тайны древних культур зачитываются его увлекательными монографиями (заметим в скобках, что из-под его пера вышло более двухсот научных работ)… Не так давно почетному профессору СПбГУ А.Д.Столяру исполнилось 85 лет — к этой дате коллеги, друзья и ученики преподнесли Абраму Давидовичу книгу.
Е.Г.
Как у большинства первокурсников-историков, моя встреча с профессором А.Д.Столяром произошла в одной из аудиторий Исторического факультета Ленинградского университета (кажется, в 70-й) в 1967 году на лекциях по истории первобытного общества. В стенах факультета тогда работали великолепные специалисты — профессора С.Б.Окунь, А.Л.Шапиро, А.Н.Немилов, С.Н.Валк, Л.С.Семенов и многие другие. Каждый был высочайшим мастером и глубоким знатоком своего предмета, но лекции Абрама Давидовича были особенно удивительны и прекрасны: именно он открывал начинающим свой путь в истории самого далекого прошлого человечества, погружал в тайны археологии и первобытного искусства, делая зримыми невероятно далекие времена.
|
|
А.Д.Столяр |
|
Его высочайшая профессиональность, культура, интеллигентность, оптимизм, его горячая любовь и преданность своим учителям стали опорой для многих выпускников Исторического факультета, даже очень далеких от археологии. Именно от Абрама Давидовича я впервые услышала имя Владислава Иосифовича Равдоникаса. В 1987 году мы вместе участвовали в работе первой научной конференции в Тихвине, посвященной изучению прошлого и памяти лучших людей этого древнего края. Рядом с именами его главных исследователей И.П.Мордвинова и Вл.И.Равдоникаса для меня навсегда встало имя А.Д.Столяра. Помню, как мы бродили по зимним улицам Тихвина (тогда еще более сохранявшим свой старинный облик) и искали места, связанные с жизнью и трудами художника П.Заболотского, археографа Я.Бередникова, краеведа И.Мордвинова, археолога Вл.Равдоникаса.
С большой радостью и воодушевлением я приняла предложение коллег участвовать в подготовке сборника статей к 85-летию профессора Абрама Давидовича Столяра, доктора исторических наук, талантливого педагога и ученого, почти четверть века возглавлявшего кафедру археологии СПбГУ. Научные статьи и воспоминания написаны учениками, коллегами и его друзьями, а отдельный раздел составлен из заметок студентов и их записок профессору. Мы сейчас все чаще задумываемся о связи и преемственности поколений. Мне кажется, что именно эта книга является реальным свидетельством такой связи. Более 600 страниц текста, среди авторов которого столько знакомых и дорогих имен, а на обложке — фотография в аудитории, где тоже так много знакомых лиц. А некоторых из них уже нет с нами.
Кого-то может удивить необычное название книги — «In situ». Глубокий смысл этого латинского термина, вынесенного в название, раскрывается в редакторском предисловии к сборнику: «Любому археологу знаком этот термин. Он свидетельствует о счастливой удаче, о находке артефакта в подлинном слое, что позволяет точно датировать и интерпретировать археологический материал. Каждый студент на первом курсе щеголяет знанием этого термина, стремясь освоить язык и методы науки. Термин «in situ», обозначающий хронологическое соответствие находки месту, как нельзя лучше отражает содержание и смысл «археологического приношения» Абраму Давидовичу.
Быть на своем месте, быть истинным служителем своей профессии — это ли не настоящая цель и задача каждого? Исключительная преданность своему делу, месту, времени — Археологии и Университету — это, одновременно, судьба и труд, счастье и борьба, радость общения со студентами и горечь разочарований на нелегкой стезе научного поиска. Трудный путь археолога, отстаивающего достоверность интеллектуального поиска, внимательное и преданное служение молодому поколению — это результат нахождения in situ в археологии. Это — то Подлинное и Истинное, что невозможно подделать или купить, то, для чего стоит жить, это — дар и счастье, особенно тогда, когда работаешь ради других…»
Я полностью согласна с этими строчками, написанными моими коллегами. Давайте же перелистаем страницы этой книги, чтобы почувствовать in situ за строчками и фотографиями.
Книга открывается небольшой по объему, но удивительно емкой статьей друга и коллеги Абрама Давидовича, археолога Александра Александровича Формозова. Это не просто биография, но погружение в пространство памяти и видение в нем самого главного. «Он прямой и верный человек, сохранивший самые дружеские связи и со школьными товарищами и их семьями, и с сокурсниками, и с теми, с кем бывал в экспедициях. Им всем он готов помочь, поддержать в трудную минуту. Вместе с тем, порой он оказывается несколько наивным и слишком доверчивым».
Статья А.А.Формозова — вступление на «биографическую тропу», а в конце сборника — путешествие по этой же «биографической тропе» в сопровождении самого юбиляра, с обычным для него чувством глубокого «умного» юмора, «самоотчет о жизненном пути». Сборник состоит из четырех частей: часть 1 «Археология» и часть 2 «Историография» — научное приношение. Часть 3 «Другу, коллеге, учителю» и часть 4 «Студенческий отдел» — эпистолярный жанр: воспоминания разного характера о разных моментах жизни и деятельности Абрама Давидовича.
Основное научное направление, разрабатываемое А.Д.Столяром с конца 1950-х годов, нацелено на решение актуальной задачи аналитико-археологического документирования колоссального пути становления сознания homo (около 2,5 млн лет) в свете концепции В.И.Вернадского–Т.Де Шардена о духовной сущности человеческого феномена. Особенно ценным вкладом А.Д.Столяра в развитие археологической мысли современности является его новаторский опыт археологического осмысления происхождения творчества. Последнее двадцатилетие главной исследовательской темой ученого было прояснение исторической миссии монументального творчества древнего Севера. Ему удалось раскрыть исключительную роль гигантских собраний неолитических петроглифов Фенноскандии как основных «инструментов» этно-социо-глото-культурогенеза всей лесной полосы России. Именно это направление отражено в разнообразных, но в равной степени глубоко профессиональных материалах первой и второй частей сборника.
Как эти исследования связаны с основными направлениями работ Абрама Давидовича? Первая публикация первой части — статья Л.В.Голованова и В.Б.Дороничева (Санкт-Петербург) «Неандертальцы и пещерный медведь (по материалам Кавказа)». Зная, что одной из основных тем в научном творчестве А.Д.Столяра является «охотничья сфера антропогенеза», авторы предлагают «небольшое исследование на эту тему, рассматривая явление на базе источников», следуя наказу своего учителя.
Н.К.Анисюткин (Санкт-Петербург) обращается к проблеме перехода от среднего палеолита к верхнему и формированию основ культуры человека современного физического облика. («К вопросу о времени и месте появления начального верхнего палеолита в Европе»). С.Н.Лисицын (Санкт-Петербург) продолжает эту тему статьей «Моделирование первичного заселения человеком бывших ледниковых областей на примере Северо-Запада». Ряд исследований посвящен анализу предметов эпохи каменного века.
Специфика археологического источника иногда позволяет двояко истолковывать принадлежность артефакта к тому или иному комплексу находок в исследуемом памятнике. Эта двойственность также может быть важна в интерпретации и реконструкции. В этом случае при публикации памятника необходимо отразить все возможности, открыв различные подходы к материалу будущим исследователям. Именно о такой ситуации идет речь в статье К.В.Чугунова (Санкт-Петербург) «Сосуд Гестии или чаша Геракла? (размышления по поводу одного шедевра)».
Наиболее выразительно и ярко в первой части сборника отражена любимая тема юбиляра — наскальные изображения Карелии и первобытное искусство. В этом контексте бесспорный интерес представляют статьи З.А.Абрамовой (Санкт-Петербург) «Отражение чувств в графике верхнего палеолита», Г.В.Григорьевой (Санкт-Петербург) «Изображения из верхнепалеолитического поселения Юдиново», Е.Ф.Корольковой (Санкт-Петербург) «Всадники Смерти: сновидения, художественный образ и архетип», Р.Kivikas (Хельсинки) «Тhe rock paintings of Finland».
Первая часть завершается статьей Ф.В.Равдоникаса «Комментарий к археологии fidicinia instrumenta», относящейся к органологии — отрасли археологии, по словам автора, «весьма мало представленной отечественными исследованиями». Она «апеллирует к общеизвестному интересу юбиляра к генезису художественного творчества».
Вторая часть затрагивает разные аспекты историографии отечественной археологии: И.Л.Тихонов (Санкт-Петербург) «Как поссорились Сергей Григорьевич и Алексей Сергеевич» (К вопросу об истоках конфликта между Археологической комиссией и Московским Археологическим обществом», В.В.Булкин (Санкт-Петербург) «На истфаковском перекрестке» и другие. Зато третья и четвертая части — это живой материал: рассказы и воспоминания коллег, учеников, студентов. Многие из представителей старшего поколения по привычке любовно называют юбиляра Абаней. Да и что греха таить — даже мы в студенческие годы за глаза именно так «величали» любимого профессора!
Открывается третья часть «глубоко аналитической» статьей профессора К.С.Пигрова (Санкт-Петербург) «Воспитание патриарха, или О подлинной старости». Возможен ли патриарх в современном обществе и каковы его главные отличительные черты? Отвечая на эти вопросы, автор, конечно, обращается к Абраму Давидовичу — истинному патриарху! «Ведь основная идея патриарха — это идея милосердия и любви, идея милосердной любви... Патриарх — это любящий человек. Он способен любить и любим, и в этом его спасение, а младшие, подопечные патриарха, способны любить его и любимы, и в этом их спасение».
Тему любви к патриарху продолжает Б.Н.Комиссаров (Санкт-Петербург) в материале «Феномен Абрама Столяра». Это очень искренние и теплые слова, обращенные к коллеге и единомышленнику: «Связанный без малого полвека с Университетом, я не перестаю удивляться тому, сколь сильные позитивные чувства вызывает профессор Столяр самим фактом своего существования... Люди такого типа очень нужны Университету и вообще российской высшей школе. Если их не станет, то университетский педагог может быть вполне заменен машиной, на порядки более информированной, работающей ритмично и неустанно, но это будет уже другой университет, а вокруг, по сути — другой мир, нечеловеческий».
Некоторые строки, написанные уже маститыми учеными — коллегами и друзьями, относятся к воспоминаниям давних лет: вот, например, строки Н.С.Третьякова (Санкт-Петербург), который встретился с Абрамом Давидовичем, придя после школы работать в Эрмитаж: «Я уже тогда обратил внимание на, как бы сейчас сказали, «лицо кавказской национальности» — остроумного, симпатичного, жизнерадостного, прекрасно выступавшего на научных конференциях Эрмитажа, которые я посещал с большим интересом, еще молодого черноволосого человека, лицо которого украшали шедшие ему усы. Это был, как я сразу узнал, археолог Абрам Давидович Столяр». Участвуя затем в археологической экспедиции под руководством Абрама Давидовича, автор «полюбил и эту науку, и эту профессию, скорее не за ее научную составляющую. Мне она ближе выражением человеческого фактора — общением людей в экспедиционном отряде, природы, в лоне которой происходит раскопочный сезон... И во главе Абрам Давидович Столяр. Деловой, собранный, работоспособный, хозяйственный, стремительный и настойчивый в достижении цели. Как мы его любили, как хотели сделать все, что он нам поручал, но и как боялись... Абрам Давидович стремился найти, как сегодня бы сказали, индивидуальный подход к каждому члену экспедиции... С ним было интересно работать и на раскопе, и в камералке... В рассказах Абрама Давидовича, ярких и образных, насыщенных интенсивными деталями, вставали образы известных археологов. Интересны были эссе по загадке происхождения искусства... Очень сожалею о том, что я нечасто общаюсь с А.Д.Столяром. Но радуюсь всегда, встречая его в коридоре истфака (наши лекционные часы иногда совпадают), радуюсь и горжусь, когда, сняв трубку телефона, слышу слова: «Коля! Это Столяр говорит!»»
О достоинствах А.Д.Столяра как руководителя экспедиций пишет в своих воспоминаниях «А.Д.Столяр: встречи и уроки» А.Г.Козинцев (Санкт-Петербург): «Столяр был образцовым начальником экспедиции. Нас было много, у нас были разные характеры, а жизненный опыт многих был минимален... Стиль руководства был ровным и спокойным... Столяровский стиль научного наставничества был таким же. Вмешательство осуществлялось ровно в той мере, в какой было необходимым — не в большей, но и не в меньшей. Карандашные пометки на полях моих студенческих рукописей были иногда ироничны («вдыхает бодрость»), иногда подталкивали к большей определенности».
О замечательном «умении и таланте Абрама Давидовича увлекать своей профессией молодые сердца» свидетельствуют М.В. и Т.В.Рождественские (Санкт-Петербург) в материале «Обаяние личности». Для тех, у кого встреча с профессором Столяром произошла еще в Эрмитажном школьном кружке, эти строки особенно приятны: «Вместе с Абрамом Давидовичем в школьный кабинет врывались ветер дальних экспедиций, романтика первобытного мира, древних наскальных изображений, и самое главное — поэзия научного исследования — все, что так необходимо юным душам».
В завершающей сборник четвертой части мы слышим голоса студентов — тех, кому Абрам Давидович многие годы отдает свое сердце, душу и знания: «У А.Д.Столяра правило — лекции начинать с афоризма — с «мудрости» или «Истины», как называли их студенты; он ставил своей задачей пробудить наше сознание, побудить нас думать над ними уже сейчас. «Мудрости» не выходили за рамки учебного курса, но были либо развертываемы на материале лекции, либо просто дополняли его, освещая аспекты, которые программа вроде бы не должна затрагивать, но знать которые человеку (а тем более — универсанту) необходимо».
Очень не хочется закрывать эту книгу. Она — как глоток живой воды, как яркий луч солнца, освещающий нашу не столь уж легкую жизнь! Вместе с авторами статей перелистываешь и страницы своей университетской сорокалетней жизни. Ведь воспоминания — это самое прекрасное погружение в прошлое, где каждый верный шаг — in situ.
В заключение — цитата из завершающего сборник самоотчета Абрама Давидовича: под этими словами я готова поставить свою подпись в знак полного согласия. «Я естественно счастливый человек. Решающим в таком течении жизни явилась alma mater, мой родной университет. Он на протяжении более полувека определял содержание и смысл моей жизни, одушевлял ее. Он сроднил меня с миром знания, наделив наряду с общим кругозором чувством гордости отечественной наукой и гуманитарной культурой. В моей памяти живут воспитавшие меня наставники — прежде всего выдающиеся профессора, представляющие славу и высокие достижения ума и сердца Двенадцати коллегий».
Н.Н.Жерве, заведующая сектором Научной
библиотеки им. М.Горького СПбГУ,
выпускница Исторического факультета
|