Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3766), 10 декабря 2007 года

Молодежь и общество — навстречу друг другу

В рамках международного форума, созванного по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета и Санкт-Петербургского регионального отделения Российского союза ученых, тема привлечения молодежи в научную среду была поднята впервые. По замыслу организаторов, проведение данного мероприятия было направлено, в первую очередь, на объединение усилий представителей молодежного научного сообщества и представителей государственных структур в выработке основных направлений для решения проблемы оттока молодых кадров из сфер науки и образования.

Ведущие круглого стола. Слева направо: В.Ю.Рудь, А.А.Заварзин, Е.Е.Онищенко

Выступая с приветственным словом, заместитель проректора по учебной работе СПбГУ А.А.ЗАВАРЗИН заметил, что данное мероприятие запланировано как свободная дискуссия между участниками и предполагает выступления с конкретными предложениями со стороны представителей научного сообщества (коих на данном мероприятии было большинство), которые впоследствии будут рассмотрены государственными структурами. От лица «представителей власти» на круглом столе выступала Л.С.ВЛАСОВА – председатель государственного Комитета по делам молодежи.

В первой части круглого стола были заслушаны доклады участников.

Вступительное слово произнес А.В.ЩЕГЛОВ (председатель Совета Российского союза молодых ученых, член межведомственной рабочей группы по вопросам воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере). Он обратил внимание собравшихся на то, что проблема дефицита молодых кадров в науке на данный момент является преимущественно следствием не оттока квалифицированных кадров за рубеж (хотя такая проблема тоже существует), а именно оттока молодежи из научной среды в принципе. Низкая оплата труда научных сотрудников является не только причиной оттока кадров, но вместе с этим способствует формированию непривлекательного образа ученого в нашей стране. В свою очередь, низкий уровень престижности и перспективности научной деятельности является причиной того, что все больше и больше молодых людей, получив диплом, вовсе не стремятся идти в аспирантуру и продолжать образование, а осознанно отказываются от научной карьеры в пользу, например, карьеры в бизнесе. Таким образом, одна из задач заключается в том, чтобы предложить конкретные меры стимулирования молодежи для притока молодых кадров в научную среду.

А.В.Щеглов также сообщил присутствующим, что все конкретные предложения и рекомендации, прозвучавшие в ходе дискуссии, или предложенные в течение двух недель (примерный срок) после проведения круглого стола, будут рассмотрены РСМУ и переданы государственному Комитету по делам молодежи для реализации.

Доклады участников круглого стола обратили внимание слушателей на отдельные проблемы разных ступеней образовательного процесса в России и предложили пути решения этих проблем.

Заместитель директора по научной работе Конкурсного центра фундаментального естествознания А.Ю.АЗБЕЛЬ выступил с докладом «Система отбора, поддержки и воспитания талантливой научной молодежи», который касался проблемы формирования будущих научных кадров еще на этапе школьного образования.

По мнению докладчика, мы сегодня во многом должны перенять опыт советской системы школьного образования. Например, в советское время существовали различные школы с углубленным изучением наук (физики, математики и так далее), и даже школы-интернаты, которые получали финансовую поддержку из государственного бюджета, и выпускники которых составляли основу будущих научных кадров страны. В настоящее же время остались в основном только школы с углубленным изучением языков или гимназии, предоставляющее обширное «классическое» образование (большая часть которых, при отсутствии поддержки из госбюджета, стали платными). Специализированных школ осталось катастрофически мало, поскольку подобные школы должны финансироваться из госбюджета, ведь невозможно открыть достаточное количество таких школ на коммерческой основе. Родители готовы платить за то, чтобы их дети изучали дополнительные языки, поскольку тут очевидна «личная выгода» и конкретная польза от подобного образования. Платить же за образование, которое дает основу будущей научной карьеры ребенка, и выгода от получения которого не только не очевидна, а даже сомнительна (учитывая уровень заработной платы научных сотрудников), согласятся далеко не многие родители. Поэтому формирование кадров для фундаментальной науки должно поддерживать именно государство.

Кроме того, необходимо воскресить советскую традицию проведения олимпиад по различным предметам. На сегодняшний день их проводится крайне мало и на низком уровне. Масштаб проведения олимпиад существенно сократился, поскольку проведение общероссийских олимпиад не всегда целесообразно с финансовой точки зрения — правительство не выделяет участникам денег на оплату транспортных издержек, поэтому многие из них, будучи не в состоянии оплатить расходы на дорогу, вынуждены отказываться от участия в олимпиаде на определенном этапе. А тем не менее, метод отбора талантливой молодежи по результатам олимпиад мог бы стать прекрасной альтернативой Единому государственному экзамену, унифицированная система которого не предусматривает отбора специфизированного, связанного с успехами в определенной области знания.

С интересным докладом «Реформа аспирантуры и кадровой системы науки: что можно сделать для эффективности воспроизводства кадров научной и образовательной сферы» выступил Е.Е.ОНИЩЕНКО, модератор российского интернет-сообщества scientific.ru. Данное сообщество занимается разработкой предложений по реформации науки для российских министерств.

В начале свое го доклада Е.Е.Онищенко привел официальные статистические данные, свидетельствующие о том, что за последние 10 лет увеличилось количество вузов в стране, а потому существенно увеличилось и количество аспирантов, а также защищенных за этот период времени диссертаций. Но несмотря на это дефицит молодых квалифицированных кадров в науке все-таки остается. В чем же причина такого несоответствия?

Во-первых, в диспропорции количества общественнонаучных и естественнонаучных аспирантур: на сегодняшний день количество аспирантов, защищающих диссертации по гуманитарным дисциплинам, в несколько раз превышает число аспирантов, защищающихся на естественнонаучные или технические темы. Таким образом, увеличение общего числа аспирантов не решает проблему дефицита кадров для технических и естественных наук.

Во-вторых, многие из аспирантов, защитив кандидатскую диссертацию, все-таки бросают научную карьеру. Это, конечно, связано, в первую очередь, с желанием и необходимостью каждого достойно зарабатывать и обеспечивать семью, что невозможно при продолжении научной карьеры в России. Некоторые научной карьеры не оставляют, но продолжают ее уже за рубежом, где уровень оплаты труда научных работников несравнимо выше отечественного, так что для страны эти кадры тоже потеряны.

Для решения этой проблемы необходимо — и эта идея, конечно, не нова, — повысить уровень зарплат научных сотрудников, приблизить его к европейскому уровню. Кроме того, необходимо также предоставить ученым возможность занимать определенную позицию или приобретать более высокий социальный статус благодаря личным успехам, достигнутым ими в научной работе.

Есть, однако, еще одна причина несоответствия числа аспирантов и количества молодых перспективных ученых — так называемое «псевдопродуцирование» образования. В связи с ростом числа негосударственных учебных учреждений и общим снижением качества образования, часты ситуации, когда «слабый» преподаватель берет в аспирантуру «слабого» студента, который кое-как защищает диссертацию и дальше либо сидит на кафедре родного вуза, не делая ничего полезного для развития науки, либо преподает, формируя таких же слабых студентов, и самим фактом своего существования снижая общий уровень образования в стране.

В качестве конкретной меры для решения этих проблем было предложено дифференцировать все вузы по их отношению к продуцированию квалифицированных научных кадров, то есть четко определить статус каждого вуза. Предлагается разделить вузы на:

1. исследовательские институты, то есть специализированные вузы с аспирантурой, в которых одновременно ведется научная работа;

2. вузы с научной традицией (такие, как МГУ, СПбГУ);

3. вузы исключительно дипломного образования, в которых упразднена аспирантура (это преимущественно негосударственные вузы).

Такая дифференциация позволит одновременно повысить критерии отбора претендентов в аспирантуру, а значит, и поднять ткачество образования, и обеспечит ясность перспектив будущей научной карьеры для аспирантов.

Стоит также отметить, что круглый стол посетил также Э.КАЧАЕВ, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Он еще раз обратил внимание на необходимость конкретизации предложений о мерах привлечения молодых кадров в науку, поскольку государство готово предоставить финансовые средства для осуществления этих мер.

В заключение круглого стола участниками был рассмотрен и утвержден проект текста резолюции круглого стола «Молодые кадры в сфере науки и образования России».

Кроме того, А.В.Щеглов указал электронный адрес Совета РСМУ info@rosmu.ru, по которому в течение ближайшего времени участниками Совета будут приниматься к рассмотрению любые предложения о мерах привлечения молодежи в науку. Свои предложения может направить по этому адресу любой желающий. А.В.Щеглов призвал всех представителей молодежного и научного сообществ, от студентов до академиков, принять участие в этой акции и пообещал, что будут рассмотрены абсолютно все предложения.  

Дарья Мельникова
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков