|
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
|
|
|
Экономический факультет
|
|
|
Пилотный проект
«Экономика»
Совершенствование средств контроля курсовых
и дипломных работ на Экономическом факультете
Для социально-экономических дисциплин важным элементом является умение студентов формулировать и излагать свои мысли, аргументировать их статистическими и другими данными. Это умение формируется в процессе написания курсовых и дипломных работ. Развитие информационных технологий, являясь несомненным благом для человечества, имеет ряд побочных эффектов. Развилось множество сайтов и CD с текстами по широкому кругу тем. Сформировался спрос и соответственно ему предложение готовых текстов курсовых и дипломных работ. Многие студенты не могут устоять перед соблазном использовать готовые тексты в виде целой работы или ее частей. Автоматизированные средства поиска позволяют быстро найти тексты на заданную тематику и легким движением мышки скопировать найденные тексты. Проведенные на Экономическом факультете СПбГУ проверки показали, что объемы копируемых текстов в отдельных работах достигают 90% от их объема. Копирование приняло настолько массовый характер, что все чаще стало высказываться мнение о том, что разумнее вообще убрать из учебных планов курсовые работы. Такое «решение» проблемы является нежелательным, поскольку самостоятельная работа студентов приобретает все большее значение в процессе подготовки кадров высшей квалификации. Увеличение доли самостоятельной работы студентов соответствует направлениям реформы высшей школы и Болонскому процессу.
|
|
Заместитель декана Экономического факультета профессор П.В.Конюховский. |
|
Технологии написания работ за последние годы ушли вперед, а проверка работ осталась на прежнем уровне. Преподаватель, читая текст, может иногда узнать или почувствовать знакомый текст, но точная проверка требует слишком много времени. Теперь на помощь к нему пришли информационные технологии, и ситуация стала выравниваться.
Два года назад на Экономическом факультете СПбГУ были инициированы работы по созданию систем проверки курсовых и дипломных работ на текстовые совпадения с Интернет-источниками. Эти работы получили название АУРа-Текст и были включены в комплекс мероприятий по разработке программного и методического обеспечения по национальному проекту «Образование». Руководителем работ стал доцент Экономического факультета К.Ю.Ермоленко. Организационное обеспечение по внедрению системы координировал заместитель декана Экономического факультета профессор П.В.Конюховский. Уже в 2006 году система была опробована и показала высокую эффективность. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию системы, включению в сферу проверки не только Интернет-источников, но и накапливаемых текстов прошлых работ. Актуальность такого типа систем подтверждается аналогичными разработками в других местах. Так, на сайте www.antiplagiat.ru любой желающий может проверить текст на совпадение с источниками из Интернета. Похожей разработкой является Plagiatinform.
|
|
Доцент Экономического факультета К.Ю.Ермоленко |
|
Следует отметить, что простое сравнение текстов помогает только на первых этапах. Недобросовестные студенты стараются не просто использовать чужие тексты, но и скрыть такое использование, обмануть проверяющие программы. В качестве примеров можно привести случаи, когда студенты «разбавляют» чужой текст вставками («по моему мнению», «я считаю, что», «можно согласиться» и тому подобными) или производят замену похожих букв одного алфавита на другой, вставляют невидимые при печати символы и применяют другие способы запутывания. Такие преобразования текста не меняют сущности плагиата, необоснованного заимствования, ухода от трудоемкого процесса содержательной проработки источников. Программное обеспечение АУРа-Текст выявляет многие из таких искажений и дает более объективную оценку степени заимствований в проверяемых работах. Возможно, поэтому АУРа-Текст показывает лучшие результаты (показывает больший объем копирования), чем Интернет-сервис на сайте www.antiplagiat.ru. Борьба с плагиатом имеет длительную историю и, по-видимому, бесконечна. Но теперь она перешла в новые формы. По мере появления более сложных приемов технологического искажения текстов будут совершенствоваться и средства проверки. Но уже сейчас эти средства позволяют выявить наиболее грубые случаи копирования, поставить заслон копированию массовому. Подтверждением этому является резко выросшее количество «перлов» в студенческих работах, тексты становятся не такими гладкими, что косвенно свидетельствует о большей доле самостоятельности при написании работ. Тем самым достигаются изначальные цели, которые ставились при задании этих работ. Студенты, преодолевая трудности, растут, развивают свои аналитические способности.
|
|
Работы этих студентова будут проверены системой АУРа-Текст. |
|
Формальные методы контроля на копирование не могут заменить содержательного контроля качества работы, но они помогают руководителю дать более объективную оценку. Так, по итогам проверки руководитель курсовой или дипломной работы получает из АУРа-Текст справку с указанием объемов и источников копирования. Возможно, что студент копировал и не из этого источника, но факт копирования все равно документально подтверждается. Преподаватель оценивает не только объемы использованных текстов, но и откуда они были взяты. Можно оправдать использование специализированных по теме исследования сайтов (например аналитические материалы Мирового банка, статистические отчеты) поскольку это отражает содержательную работу автора с источниками, но заимствования с сайтов типа www.referat.ru, www.bankreferatov.ru, www.free-referat.com, где собраны коллекции готовых работ, свидетельствуют о простейшем копировании, что должно вести к соответствующей оценке работы. Работа без копирования, но слабая по существу, тоже не может претендовать на высокую оценку. Благодаря дополнительному контролю на копирование преподаватель получает больше объективной информации для оценивания работы. Одновременно с этим преподаватель видит, какие темы наиболее подвержены копированию.
Система проверки текстов является частью единой системы автоматизации учебной работы Экономического факультета СПбГУ. Результаты проверок накапливаются, заносятся на электронную карточку студента, группируются и могут быть использованы для сравнительного анализа. Например, можно проследить корреляцию между успеваемостью студента и объемами копирования им текстов. Интеграция системы проверки и других подсистем автоматизации учебной работы будет продолжена.
|
|
Результаты проверки |
|
Совершенствование средств контроля курсовых и дипломных работ необходимо не только на Экономическом факультете. Разработанная система может быть использована и на других факультетах и в других вузах. Идея национального проекта по распространению опыта работы передовых инновационных университетов среди других вузов вполне может быть реализована в данной области. Проблема копирования с развитием информационно-коммуникационных технологий становится все острее в любой сфере — и в технических, и в гуманитарных и в социально-экономических дисциплинах. Уже поступили запросы на использование такой системы из ряда вузов России и ближнего зарубежья. Предполагается демонстрация работы АУРа-Текст на заседании Учебно-методического объединения (УМО) классических университетов по экономике. Совершенствование средств контроля курсовых и дипломных работ должно повысить качество подготовки студентов.
Д.Н.Колесов, заведующий кафедрой экономической кибернетики,
координатор проекта
|