Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Факультет философии и политологии

Пилотный проект

«Прикладная этика»

Образовательная программа «Прикладная этика» была открыта в качестве экспериментальной в Санкт-Петербургском государственном университете в 2004 году. В том же году произошел первый набор студентов-бакалавров, которые начали процесс обучения. Появление данной образовательной программы было обусловлено осознанием того, что осуществление социальных, культурных и экономических преобразований в современной России невозможно без позитивной нравственной регуляции общественной жизни. Происходящие структурные изменения предполагают институциональное оформление различных сфер общественной жизни, создание различного рода (в том числе и этических) институтов, направленных на их регулирование. Мировой опыт показывает, что работа специалистов по этике в соответствующих структурах (комитетах и комиссиях по этике) в области медицины, права, экономики, политики, образования, средств массовой информации и так далее в значительной степени способствует устойчивому социальному и культурному развитию, соблюдению прав личности, противостоит различного рода злоупотреблениям в профессиональной деятельности. Внедрение современных достижений науки и техники, оказывающие значительное влияние на жизнь людей (репродуктивные технологии, клонирование, генная инженерия и так далее) невозможно без соответствующей этической экспертизы.

Возникающие в обществе нравственные проблемы требуют своего разрешения на высоком теоретическом и практическом уровне, в связи с чем требуются специалисты, способные как анализировать нравственные проблемы, так и предлагать способы их разрешения. На сегодняшний день многие вузы вводят курсы этики, а также курсы профессиональной этики. Изучение прикладных этик стало важной составляющей юридического, экономического, медицинского, политологического образования. Курсы этики вводятся во многих учреждениях среднего и среднего специального образования.

На сегодняшний момент российское образование испытывает трудности с кадровым обеспечением преподавания этики, и особенно прикладных и профессиональных этик, квалифицированными специалистами. Учебно-методические параметры специализации по этике в рамках специальности «философия» не позволяют в полной мере обеспечить подготовку специалистов, способных решать теоретические и практические задачи, возникающие в различных сферах общественной и профессиональной деятельности. Являясь частью философии, этика обладает относительной самостоятельностью.

В последние годы в России создаются этические кодексы и комитеты по этике в различных политических, экономических и медицинских структурах. Они призваны решать возникающие в ходе профессиональной деятельности нравственные проблемы, что также требует подготовки квалифицированных специалистов.

Экспериментальность образовательной программы состояла не только в том, что это была единственная программа, которая готовила специалистов в области прикладной этики в различных областях общественной и профессиональной деятельности (биоэтика, этика права, деловая этика, этика воспитания, социальная этика, политическая этика и так далее), но и в том, что предполагалось внедрить в учебный процесс современные методики как преподавания самих курсов, так и организации учебного процесса. В данном контексте то обстоятельство, что Санкт-Петербургский стал участником приоритетного национального проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете», в значительной степени оказалось стимулом для решения этих задач.

Говоря об основных результатах реализации проекта (не учитывая укрепление материально технической базы, что является очень существенным для организации учебного процесса), можно выделить следующие: внедрение информационных технологий, инновационные формы организации учебного процесса, повышение квалификации преподавателей. По сути дела, они совпадают с теми направлениями, которые и предполагались при реализации самого проекта. Но здесь стоит отметить как возможные успехи, так и те проблемы, которые стали очевидны.

Начнем по порядку. Нет сомнений, что современное образование требует внедрения информационных технологий. Это есть требование времени. Любой выпускник Университета должен не только обучаться при использовании информационных технологий, но и овладевать ими в ходе обучения, поскольку в подавляющем большинстве случаев владение ими есть необходимое требование на рынке труда. Обучение прикладной этике требует возможности выработки и тренировки прикладных навыков, практических умений. В данном случае информационные технологии незаменимы, поскольку практическая тренировка по решению этических дилемм в реальных условиях сложно представима. И в этом узком смысле, и в более широком смысле привычки и умения осуществлять действия и решения на практике компьютер может быть использован для предъявления или моделирования ситуаций, требующих применения практических навыков, для моделирования как проблем и ситуаций, так и среды, атмосферы, в которой они осуществляются. Компьютерные технологии позволяют не только опробовать практическое действие, не тренируемое в реальных условиях, но и получить (автоматическим образом) обратную связь на своё действие или решение. Все это достаточно понятно. Главная проблема, которая стала очевидна, это проблема стимула для преподавателей. Внедрение в учебный процесс информационных технологий — это фактически разработка нового курса. Зачем? Он прекрасно может существовать и в традиционной форме преподавания. И речь идет не только о материальных стимулах. В результате внедрение информационных методик преподавания оказывается личной инициативой преподавателей.

Второе: инновационная организация учебного процесса. Речь идет прежде всего о внедрении учебных модулей, кредитов, индивидуализации учебного процесса, увеличении доли самостоятельной работы студентов. Преимущества модульной организации учебного процесса если не очевидны, то понятны: возможность реализации системного подхода к построению образовательно-профессиональных программ и структуры совокупности входящих в него учебных дисциплин; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры построения модульных образовательных программ и учебных дисциплин; возможность индивидуализации обучения и реализации методических принципов развивающего обучения, создающего предпосылки для творческой деятельности студента. Это все хорошо. Но есть «объективная» реальность нормативных документов: действующие учебные планы, расчет педагогической нагрузки, расписание занятий и так далее. Так, например, действующие на сегодняшний день методики расчета перевода аудиторных часов в кредиты не могут обеспечить мобильности учебного процесса, в связи с чем возникли большие трудности сочетания инновационности планируемых подходов и действующих практик организации учебного процесса. Индивидуализация учебного процесса путем внедрения часов консультаций требует изменения расчета педагогической нагрузки преподавателей на уровне Университета.

Третье: повышение квалификации преподавателей. Пожалуй, это единственное направление, которое не вызывает особых вопросов. Речь даже не идет о зарубежных стажировках и участиях в конференциях. Организованные курсы повышения квалификации в рамках реализации программы («Актуальная этика», «Политическая этика», «Религиозная этика», «Этика этноконфликта», «Биоэтика») вызвали неподдельный интерес как у ведущих занятия, так и у слушателей, что свидетельствует о стремлении преподавателей различных специальностей и направлений (философов, политологов, религиоведов, конфликтологов, культурологов) к расширению знаний в смежных с их профессиональной деятельностью областях. Такая ситуация говорит о том, чти в Университете необходимо развивать систему межфакультетских курсов повышения квалификации.

Завершая краткий анализ реализации проекта, хотелось бы заметить следующее. Хорошо, что данный проект состоялся. Может быть не все, что изначально хотелось, удалось реализовать. И здесь есть как субъективные, так и объективные причины (например то, что финансирование в 2007 году открылось только в июне месяце, и опять пришлось выполнять годовые планы за полгода). С другой стороны, нельзя не упомянуть и возможные перспективы. Назвать их туманными значит ничего не сказать. Одной из задач проекта (по крайней мере, как я ее понял), была разработка и апробация некоторых инновационных принципов организации учебного процесса. То есть некоторый продукт (естественно, не только университетский, а всех вузов, участвующих в проекте), который мог бы быть использован для распространения в системе высшего образования по всей стране. Тем не менее, макет Госстандарта был принят до окончания проекта и наш опыт уже (вроде бы) никому не нужен. Еще более призрачна ситуация с «Прикладной этикой» как образовательной программой, поскольку в проекте перечня специальностей и направлений она попросту отсутствует. Опять же создается впечатление, что сделанная работа кроме нас никому не нужна. Но чтобы не заканчивать на минорной ноте: нам она нужна!  

В.Ю.Перов,
доцент, заведующий кафедрой этики Факультета философии и политологии,
координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков