Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№5 (3753), 30 марта 2007 года
колонка редактора

Дураком быть стыдно

Дней за десять до первого апреля один из центральных телеканалов объявил о скором приходе Дня дураков и о намерении обязательно отметить этот симпатичный праздник. У нас как-то особенно нежно приветствуют дураков. все знают, что они — это одна из наших известных бед (параллельно с дорогами), но дураки — это не мы, это чьи-то знакомые, знакомые знакомых, и вообще, «моя теща утверждает, что видела она их пачками». А мы — это те, кто смеется в этот день всякий раз, когда очередной растяпа вздрагивает от крика: «Парниша, у вас вся спина белая!» и летит носом об асфальт на подброшенной шутником банановой кожурке.

Странная это штука, на которую есть шанс нарваться Первого апреля, — розыгрыш. Мне никогда не было смешно, если разыгрывали меня или моих знакомых, скорее — неудобно и немного стыдно, главным образом, за тех, кто неистово ржал, видя растерянные лица попавшихся на розыгрыш. Мне не нравилось наблюдать за нормально неадекватным поведением людей в искусственных ситуациях, создаваемых телегруппой «Скрытая камера». Им, конечно, сообщали потом, что это все понарошку, но каждому, кто попадал в объектив, тем не менее, было обеспечено несколько минут стресса. Выглядели они по-дурацки, хотя вообще-то дураками не были.

А когда по первому каналу ТВ пошла передача «Розыгрыш», вот где удивлению не было предела, по крайней мере у меня — люди добровольно позволяли «кататься» по себе любимым вдоль и поперек. Это ж надо вообразить, что известные небесталанные персоны, заведомо зная о негативном впечатлении, которое производит их поведение в глупейших ситуациях, срежиссированных с купеческим размахом небедного телеканала, благосклонно отнесутся к показу на всю страну этих пошлых розыгрышей.

А телеканал «Культура» пошел дальше, решив поставить все точки над i, задал в эфире простенький вопрос: «Дураком быть стыдно?» И получил вполне однозначный ответ: под водительством Романа Виктюка, объявившего себя дураком, вся студийная аудитория передачи «Культурная революция» заявила, что дураки, конечно, может, что-то и не понимают, но зато у них бешеная интуиция, они чувствуют промысел божий, и только им — счастье. Кое-кто пытался возразить, — мол, развивать интеллект трудно, но необходимо, если ты человек; что умным быть трудно, но интересно, и прочая «чепуха» в том же умственном духе. «Нет, — кричала аудитория, — будем дураками, это не стыдно!»

Конечно, в этой передаче участвовали люди искусства — актеры, главным образом. У них интуиция — основа профессии, чувства заменяют все, за это мы и ценим лучших из них. Однако интеллектуальный театр — завоевание 60–80-х годов прошлого века, предполагает наличие у актера не только «органики», но и высокой образованности, начитанности, умения анализировать.

Но даже в таком театре, даже такие актеры «веселились» порой самым дурацким образом. Мне рассказывал об этом один из прекрасных актеров БДТ еще лет 25 назад. В театре все знали, что Ефим Копелян ужасно смешлив, и каждый спектакль разыгрывали его, чаще всего самым примитивным образом. То актер в роли адмирала по ходу действия выходил на сцену … в шлепанцах, и Ефим Копелян, занятый в этой сцене, давился от хохота и выскакивал за кулисы. То кто-нибудь произвольно изменял текст, вставляя лишь Копеляну понятные имена, и опять умница Копелян вынужден был скрываться за сценой. В театре считали это смешным и нормальным, но мне отчего-то еще 25 лет назад было неприятно слушать эти рассказы.

В 50-е годы, когда Пушкинский театр блистал великолепной труппой, работал здесь один Большой артист (назовем его так). Всем был хорош этот ведущий актер театра, но… любил, стоя в кулисах во время спектакля, построить всяческие «рожи» тем, кто на сцене. Ну, одни исполнители терпели, другие «кололись» и буквально уносили ноги, практически срывая действо. Большого артиста за это не очень любили. Конечно, когда из тебя делают дурака на глазах сотен зрителей, симпатии уходят за высокие баррикады.

Вообще-то если бы мы всего один день в году позволяли себе и друзьям разыгрывать друг друга любыми дурацкими способами, насыщая свое желание увидеть ближнего в «дурацком колпаке», если бы мы в этот один-единственный день праздно шатались по улицам, глупо хохоча над каждым намеком на смешное, и выпускали в небо разноцветные шарики… Пусть уж, может быть, это такая психологическая потребность: раз в год «сбросить пар», расслабиться и, бездумно подхихикивая, с наслаждением разглядеть вокруг себя одних дураков. Да то-то и беда, что наша жизнь постоянно, а не один день в году, ставит нас в дурацкие ситуации: мы внезапно сталкиваемся с изменением каких-то устоявшихся правил и выглядим глупо, гоняясь за вчерашним днем; мы искренне реагируем там, где уместнее было бы промолчать, и попадаем впросак; мы не проходим «фейс-контроль» в дорогие бутики и элитные клубы — хотя и наплевать, но досадно… Да еще нас постоянно разыгрывают: «Завтра нам прибавят зарплату, а тебе так втрое». — «Ура!» — «А ты уж и поверил?»

Нет, не люблю я розыгрыши, и День дураков меня не вдохновляет.

Кстати, наш Большой артист в один прекрасный день перестал быть «шутником за кулисами». Шел спектакль о Пушкине. Большой артист, исполнявший главную роль, произносил монолог, стоя на ажурном мостике, переброшенном над оркестровой ямой. Как вдруг… В этот день коллеги Большого артиста решили показать ему, каково это — чувствовать себя дураком на ровном месте. Один из них пришел пораньше в театр, разделся до трусов и спрятался в оркестровой яме, а когда пошла сцена на мостике, актер в трусах пополз, изображая пловца на дальние дистанции. Зрителям «спортсмен» был не виден, а вот Большой артист… Он сначала покраснел, потом как-то надулся, издал что-то вроде петушиного кукареканья и неожиданно для всех самым дурацким образом поскакал за кулисы. Сцена была сорвана. Последовали оргвыводы, впрочем, весьма либеральные.

С тех пор Большой артист перестал появляться в кулисах в неурочное время.  

Наталия Кузнецова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков