Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№5 (3753), 30 марта 2007 года

Религия и вера в современной России:
социологический срез

На стыке веков, девятнадцатого и двадцатого, в 1900 году, в Санкт-Петербурге 85% населения были православными. Такова статистика столетней давности — учет вероисповедания тогда производился достаточно точно: по записям в крестильных книгах и прочим письменным источникам. Санкт-Петербург современный до этой цифры пока явно не дотягивает…

Директор НИИКСИ В.Е.Семенов.

Директор НИИКСИ В.Е.Семенов.

— Религиозность населения города мы начали отслеживать с 1992 года. В советское время подобных опросов практически не проводилось, но, по оценкам специалистов, до перестройки верующих было не больше 10%. Только в конце 1980-х начался массовый рост религиозности, — рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (НИИКСИ).

А как изменяется отношение к религии сегодня — в России, в Петербурге, в университете? Каковы пути выхода из духовно-нравственного кризиса в обществе? Об этом мы беседуем с профессором В.Е.Семеновым — накануне праздника Светлого Воскресения Христова.

Религиозность в России

— Как можно охарактеризовать религиозную ситуацию в России сегодня?

— В 2006 году две авторитетные социологические «фирмы» провели опросы, изучающие религиозность населения России, — Всероссийский институт изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Институт общественного проектирования (ИнОП, Москва). ВЦИОМ на сегодняшний день получает самые надежные и точные данные (всероссийская выборка, обычно 1500-1600 человек из 150 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации). Оба института использовали схожие методики опроса, их данные репрезентативны, им можно доверять. И вот какую картину они получили (Табл. 1):

Табл. 1
  Данные ВЦИОМ Данные ИнОП
Православные 63 62
Представители ислама 6 7
Другие конфессии 3 2
Веруют в Бога неконфессионально 11 14
Не считают себя верующими 16 15
Затруднились ответить 1 1

Как мы видим, православных в России — явное большинство, не сравнимое ни с одной другой конфессией. И в отличие от всех прочих опросов, здесь выделена особая строка «веруют в Бога неконфессионально». Это отчасти так называемые новые религиозные движения (НРД) и некие верования, когда человек верует в неопределенного Бога, в некое сверхъестественное существо. Такая вера у молодых людей возникает часто под влиянием фантастики, фэнтези, мистических фильмов и прочего. И эти новые религиозные движения пока остаются малоизученными, это актуальная задача для религиоведов и социальных антропологов.

— А как эти цифры статистики менялись за последние годы?

— Если посмотреть ретроспективно, то увидим, что количество православных верующих в нашей стране росло с начала 1990-х до 1999 года. Потом их число замерло где-то на 55 % опрошенных. С 2002 года начался небольшой подъем, и в 2006-м этот подъем снова стал увеличиваться.

По репрезентативным данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), отношение к религии в России в 1990-е годы выглядело так (в процентах к числу опрошенных)(Табл. 2):

Табл. 2
  1991 1992 1997 1998 1999
Православные 34 47 50 51 55
Прочие исповедания 10 10 8 7 9
Не считают себя верующими 40 28 36 36 31
Затруднились ответить 16 15 6 6 5

Увеличение числа верующих всех конфессий произошло за 9 лет на 20 % (с 44 % до 64 %), среди православных — на 21 % (с 34 % до 55 %). За то же время количество неверующих уменьшилось на 9% (с 40 % до 31 %).

Дальше динамика религиозности в России, по данным того же фонда «Общественное мнение», была следующей (в процентах к числу опрошенных)(Табл. 3).

У православных есть небольшой рост на 4 % за эти пять лет (с 54 % до 58 %), количество мусульман осталось практически на том же уровне, хотя религиозные деятели ислама говорят о резком росте количества верующих. И можно отметить уменьшение числа неверующих — на 7% (с 37 % до 30 %). А в 2006 году неверующих стало еще меньше (см. первую таблицу).

А в целом за 15 лет, с 1991 по 2006 гг., возросла общая религиозность населения России. Количество православных за это время возросло фактически в 2 раза, а число неверующих и атеистов значительно уменьшилось.

Табл. 3
  2000 2001 2002 2003 2004
Православные 54 53 60 59 58
Представители ислама 5 5 4 8 5
Другие конфессии 1 1 1 1 1
Не считают себя верующими 37 32 30 24 30
Затруднились ответить 3 6 4 6 6

Не только опросы

— Валентин Евгеньевич, опросы, наверное, не единственный способ изучения религиозности?

— Конечно, о религиозности можно судить не только по опросам социологов. Есть другие пути — например, изучение статистики религиозных организаций. По данным Интернета, полученным нами с официальных сайтов, на конец 2006 года в России было 12216 зарегистрированных организаций Русской Православной церкви (сюда включены общины, учебные заведения, монастыри и другие организации РПЦ). На втором месте по количеству — 3668 исламских организаций. На третьем, больше 3000 — протестанты (включая 965 организаций евангельских христиан-баптистов, 1486 — «пятидесятников», 652 — адвентистов седьмого дня и других). И на четвертом — новые для нашей страны религиозные организации (вроде «церкви» Муна, веры Бахаи, сайентологов, кришнаитов и тому подобных).

Для сравнения укажу сведения по количеству организаций других мировых религий: 197 — буддизм, 284 — иудаизм, 251 — римско-католическая церковь (как одна из христианских конфессий).

Но этот способ изучения религиозности имеет свои минусы. Во-первых, количество организаций непостоянно, бывает и так, что сегодня организация есть, а завтра она развалилась. Ситуация здесь похожа на ситуацию с молодежными организациями, которые фиксируются в Комитете по молодежной политике. Во-вторых, количество членов в организациях — несравнимо: есть организации маленькие, а есть и очень крупные. И наконец, многие организации завышают количество членов, входящих в нее… Дело могли бы поправить только специальные исследования, например, включенное наблюдение или доверительное интервьюирование — хотя бы сотрудниками с кафедры социальной антропологии факультета социологии СПбГУ.

На круглом столе, посвящённом духовным основам толерантности

На круглом столе, посвящённом духовным основам толерантности

Кроме статистики организаций и опросов, есть и другие пути изучения религиозности. Скажем, существует Американский атлас религий. Если мы посмотрим там, то увидим: в России — 75 % христиан, а в США — 86 %. При этом подразумевается, что у нас, естественно, — это православные, а у них, конечно, в основном протестанты. А в некоторых странах Южной Америки — чуть ли не 100 % населения — христиане-католики. Но это упрощенный подход: раз ты испаноязычный — значит, католик.

Замечу тут же, что и репрезентативные опросы социологов отражают лишь общую картину. Они дают адекватное представление только о больших конфессиях, «ухватывают» только крупные явления, а в более мелких могут и ошибаться, поскольку цифры по количеству сторонников небольших конфессий ниже границ статистической достоверности и учитываться не могут. Например, в опросах 2006 года, о которых мы говорили в самом начале беседы, в 1600 опрошенных по России могли просто-напросто не попасть (или попасть в меньшей степени) представители мелких организаций (мормоны, тантристы или даже свидетели Иеговы).

— Но главное: веруют-то все по-разному, с разной степенью глубины. И то, что человек называет себя, допустим, православным — еще не значит, что он ходит на службу в храм каждое воскресенье, регулярно причащается, исповедуется, держит пост от и до…

— Согласен, эту глубину отношений сложно отразить в статистике. И скажем, пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский считает, что воцерковленных в России примерно 13 %. Это как раз те, кто регулярно посещают храм, молятся, причащаются, соблюдают посты. Как видите, по сравнению с 60–70 % населения, которые считают себя православными, — это куда более скромная цифра.

Но она согласуется, кстати, с исследованиями НИИКСИ. Если мы задаем респондентам вопрос: «Считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?», то получаем один ответ (порядка 55–60 %). А если интересуемся: «Какие из жизненных ценностей для вас самые важные?» (при этом задаем вопрос закрытый — то есть предлагаем выбрать самые главные из семи ценностей: Семья, Здоровье, Деньги, Друзья, Интересная работа, Справедливость, Вера), то картину получаем совсем иную. В этом случае мы видим истинные приоритеты людей: Веру выбирают лишь 11–14 % опрошенных, Семью же и Здоровье всегда выбирают чаще всех ценностей — 70–85 %.

А как в Санкт-Петербурге?

— Вижу, что мы плавно перешли от общероссийской статистики к опросам петербургским. И здесь вклад НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ в изучение религиозности неоспорим. Как же выглядит Санкт-Петербург на фоне России?

— Процессы в Петербурге развивались параллельно с общероссийскими, но цифры, характеризующие религиозность в нашем городе, несколько иные, чем в целом по стране. Вот динамика численности верующих в Санкт-Петербурге, по опросам НИИКСИ СПбГУ. Наши респонденты отвечали на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?» Данные указаны в процентах, количество опрошенных приведено в скобках:(Табл. 4)

Табл. 4
  1993, март (1043) 1993, октябрь (1396) 1995 (1100) 1999 (1000) 2000 (723) 2001 (913) 2004 (1200)
Верующие 47 53 61 61 55 52 59
Неверующие 51 44 35 36 40 43 36
Затруднились ответить 2 3 4 3 5 5 5

Как мы видим, в начале 1990-х был резкий подъем религиозности населения Петербурга. Пика цифры достигли в январе 1995 года, и этот максимум держался до осени 1999-го. А потом показатели пошли на спад, происходило уменьшение числа верующих. И только в последнее время, с 2004 года, опять намечается плавный подъем. Можно сравнить данные наших опросов с общероссийскими. (Табл. 5)

Число верующих в Петербурге всегда было несколько меньше, чем по России в целом. В больших городах, как свидетельствуют исследования, религиозных людей во­обще меньше, чем в малых городах, деревнях и селах, а Россия — это не только города с миллионным населением.

Табл. 5
  1999 2000 2001 2004
Россия
(данные ФОМ)
64 60 59 64
Петербург
(данные НИИКСИ СПбГУ)
61 55 52 59

Конфессиональный состав религиозности в Петербурге тоже немного иной, чем в России в целом. Рядом Европа, существует влияние стран Балтии, Скандинавии, — видимо, поэтому у нас больше католиков, лютеран, чем в целом по стране.

Когда мы спрашивали: «К какой вере, конфессии вы себя относите?», то процент православных среди верующих петербуржцев всегда был в диапазоне 93–95 %. Прочие конфессии (католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи и другие) суммарно оставались в пределах 5–7 % верующих. Но эти цифры, как мы и говорили выше, менее показательны, поскольку касаются не таких больших групп населения.

Среди молодежи верующих нередко немного больше, чем в общей выборке, и еще больше среди пожилых людей, а среди зрелых людей (от 30 до 50 лет) — наоборот, меньше, чем в общей выборке. Но если старшее поколение строго конфессионально, то религиозность молодежи гораздо шире. Она нередко принимает самые причудливые формы, включает в себя и мистику, и мифологию. Нынешняя молодежь — это то поколение, которое вошло в сознательную жизнь, когда Рождество Христово уже стало государственным праздником. Это с одной стороны. А с другой, когда началась экспансия в нашу страну всевозможных проповедников, тоталитарных сект и различных экзотических учений. Влиянием этих факторов во многом объясняется противоречивая картина религиозности в Санкт-Петербурге.

А в Университете?

— Есть ли данные о количестве верующих в нашем Университете? Проводили в НИИКСИ такие опросы?

— В 2006 году сотрудники НИИКСИ с помощью профсоюза студентов и аспирантов СПбГУ опросили студентов 16 факультетов нашего Университета. Всего в исследовании участвовал 881 человек, и опрос касался многих тем — в том числе и религиозности. Мы получили следующие данные: среди студентов СПбГУ верующих — 53 % опрошенных, неверующих — 38 %. Если смотреть отдельно статистику по конфессиям (среди назвавших себя верующими):

79 % — православные,

2,5 % — католики,

2,5 % — мусульмане,

около 2 % — буддисты,

около 1 % — протестанты,

0,2 % — иудаисты,

13 % — веруют в Бога внеконфессионально.

Для сравнения отметим, что наш опрос в четырех вузах Петербурга в 2005 году показал, что верующими себя считали 54 % студентов. Однако опросы в наше время проводить становится все труднее по разным причинам. Например, на многие предприятия и фирмы просто не попасть: руководство считает, что «люди должны на рабочем месте больше работать, а не отвечать на ваши вопросы…» И статистики, относящейся к работающей молодежи, явно недостаточно.

В том же исследовании студентам университета мы задавали наш традиционный вопрос о доверии к различным государственным и общественным институтам. Очень высок рейтинг президента России В.В.Путина — ему доверяют 57 % опрошенных (и не доверяют 25 %). На втором месте — Русская Православная церковь, ей доверяют 48 % (и не доверяют 25 %). У всех остальных общественных институтов, включая правительство, Совет Федерации, Госдуму, суд, армию, милицию, рейтинг гораздо ниже — большинство опрошенных им скорее не доверяют, чем доверяют. На этом фоне доверие, оказываемое Русской Православной церкви, вызывает особое внимание.

В год 170-летия университетского храма Св. апосто­лов Петра и Павла, мне кажется, уместно будет расска­зать, что в Санкт-Петербурге действуют 15 вузовских храмов. Кроме нашего Университета, храмы открыты или восстановлены в РГПУ им. А.И.Герцена, в Институте жи­­во­писи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в Политехническом университете, в Медицинской академии им.Меч­никова и других. А в Москве, для сравнения, известен только храм Св.Татианы в МГУ.

В опросе студентов нашего Университета мы задавали такой вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы университетский храм был передан общине?» И 79 % студентов ответили, что согласны, а 13 % были против. Так что хочется надеяться, что к юбилею наш храм будет передан общине, а для Музея истории университета найдется другое достойное помещение.

Необходим нравственный контроль

— Валентин Евгеньевич, видно, что вас эти вопросы волнуют не только как социолога, но и лично. И что интерес и внимание к религиозности связаны с более глубокими проблемами…

— Недальновидные журналисты то и дело обрушиваются на православие, иронически называя его государственной религией России. И не хотят видеть, что в стране, свыше 60 % населения которой считают себя православными, нет ни одного православного телевизионного канала. Только на Первом канале по субботам в 9 часов утра дают 20 минут (то есть раз в неделю) митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу в программе «Слово пастыря». И в то же время на канале ОТВ часами вещают протестанты: под джаз славят Господа, рассказывают о чудесах обращения и дальнейшем процветании, но как-то легковесно и даже примитивно. На петербургском телевидении раньше была передача «Храм», теперь ее нет, было Православное радио в Петербурге, но эту волну, говорят, выкупил какой-то бизнесмен, и такого радио больше нет. На канале телевидения, который вещает на Московскую область, была православная передача «Русский дом», ее тоже нет.

И это все происходит в нашей стране в то время, когда — и это многими признается — продолжается и даже углубляется духовно-нравственный кризис в обществе. Но вместо того чтобы решать проблемы нравственной деградации, говорят только о том, что не хватает денег, что всё решают финансы и процветает прежний, упрощенно понимаемый экономоцентризм. А то, что Россия занимает одно из первых мест в мире по убийствам и самоубийствам, — вот это по-настоящему страшно. То, что в стране производят больше 2 млн абортов в год. То, что население страны уменьшилось в прошлом году еще на 700 тысяч, а за 13 лет, по официальным данным, мы потеряли 11 млн человек из-за того, что смертность превышает рождаемость…

Иерусалим. Монастырь бенедиктинцев «Патер Ностер». (Монастырь построен там, где Иисус Христос обучил апостолов молитве Господней «Отче наш», и на стенах этого монастыря молитва написана на 60 языках мира) Профессор В.Е.Семенов с супругой сфотографировались у стены, где молитва «Отче наш» — на церковно-славянском языке.

Иерусалим. Монастырь бенедиктинцев «Патер Ностер». (Монастырь построен там, где Иисус Христос обучил апостолов молитве Господней «Отче наш», и на стенах этого монастыря молитва написана на 60 языках мира) Профессор В.Е.Семенов с супругой сфотографировались у стены, где молитва «Отче наш» — на церковно-славянском языке.

Смотрите, что получается: с одной стороны, президент призвал к увеличению внимания к матерям и детям, выстраивается государственная политика увеличения рождаемости, а с другой, идет целенаправленное, иначе не назовешь, развращение молодежи, ведущее к вырождению. Казино и ночные клубы, продажа видеопорно на каждом шагу, реклама пива, а то и алкоголя, клипы для подростков по мобильной связи вроде «Раздень училку», масса телевизионных передач, посвященных самому вульгарному и бездушному сексу — в том числе и в прайм-тайм, по общедоступным каналам (то есть доступным и детям), бандиты или сыщики с пистолетами и мордобоем в бесконечных сериалах, стриптизерши, проститутки и гомосексуалисты как поведенческие модели для подражания, нецензурная лексика... Этот перечень можно продолжать. Во всех цивилизованных странах все это присутствует — но только на кабельном коммерческом телевидении. И родители могут это «окошко» закрыть для своих детей. Педагоги и общественность неоднократно обращались в правительство и в Госдуму с требованием запретить развращение молодежи, но ответ был по сути один: не хотите — не смотрите… И даже данные мировой науки, подтверждающие требования общественности, для наших законодателей и чиновников — пустой звук.

Но если мы хотим повышать рождаемость в стране, если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми морально и физически, надо вводить нравственную цензуру на телевидении и в любых разновидностях рекламы. И наши опросы показывают, что 80 % населения Петербурга выступает за введение нравственного контроля за содержанием телепередач и рекламы. И при опросе студентов нашего Петербургского университета в прошлом году 75 % из них четко выступили за необходимость такого нравственного контроля (17 % были не согласны, остальные затруднились ответить).

Более того, преподаватели и студенты чувствуют необходимость духовно-нравственного воспитания молодежи. Поэтому в Петербурге несколько лет назад была создана межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» (ее президентом является ректор Санкт-Петербургской Духовной академии архиепископ Константин, вице-президентом — ректор Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Г.А.Бордовский). Сейчас в ассоциацию входят уже около тридцати вузов города, в том числе и наш Университет, Университет технологии и дизайна, Университет экономики и финансов, Университет культуры и искусств, Медицинская академия им. И.И.Мечникова, Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского, Российская Военно-медицинская академия и другие. Ассоциация проводит не только всевозможные конференции, чтения, встречи, паломнические поездки, но и межвузовский творческий конкурс, посвященный дню святой Татианы (номинации: благодатная педагогика, христианство и философия, сочинения и рассказы, видеофильмы, духовная и фольклорная музыка, изобразительное и прикладное искусство, Интернет-проекты и другое.. Совместно с телерадиокомпанией «Петербург» ассоциация «Покров» создала творческий коллектив «Духовное наследие», который производит и выпускает десять еженедельных радиопередач. Ассоциацией совместно с Санкт-Петербургским собором православной интеллигенции организован Общественно-экспертный совет по вопросам культуры и рекламы, благодаря деятельности которого удалось улучшить в нравственном отношении положение с уличной рекламой в городе.

Но в принципе необходимо переходить к более активным гражданским действиям, подобным митингу студентов и преподавателей петербургских вузов «За нравственность на российском телевидении», который успешно прошел 11 октября 2006 г. на Манежной площади рядом с Домом радио, где находится руководство ряда телерадиокомпаний. Инициатива митинга исходила от членов Общественно-экспертного совета по вопросам культуры и рекламы, была поддержана ректором СПбГУ Людмилой Алексеевной Вербицкой, неоднократно выступавшей с критикой безнравственности на российском ТВ, а также и другими ректорами петербургских вузов. Межвузовская ассоциация «Покров» выступила непосредственным организатором этой акции.

Однако ясно, что необходима активная законодательная деятельность по обузданию инфраструктуры и пропаганды порока и насилия. Нужна более мощная и постоянная массовая работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи, всех ее групп на основе патриотизма, гражданственности и веры, утверждения принципов социальной справедливости.  

Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков