|
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
|
|
|
Памятная дата
|
|
|
Неизвестные солдаты
После этого наступила пора разведок, в которые мы выезжали в воскресные дни. Как правило, разведгруппа состоит из
3-4 добровольцев. Задача разведки проста – требуется пройти и «осмотреть» те места, которые по различным причинам не удалось обследовать во время Вахты памяти, а также найти новые районы для проведения очередной экспедиции. Наши усилия осенью-зимой 2006 г. были по-прежнему сконцентрированы на Синявинских высотах. Здесь отряд систематически ведет поиск с весны 2003 г. Поле площадью свыше 25 га, лежащее слева от дороги на мемориал, являлось ареной ожесточенной и кровавой борьбы в течение всего 1943 года. Сколько былей и небылиц услышал я об этом легендарном месте за 7 лет поиска! Поле притягивало поисковиков, мародеров всех оттенков, как магнит. Но до весны 2004 г. оно было недоступно, поскольку являлось сельхозугодьями совхоза «Мгинский», здесь выращивались капуста, морковь, пасся скот. Иногда отдельным отрядам удавалось «пробить» разрешение на ведение здесь поисковых работ. Весной 2003 г. среди немногих счастливчиков оказались и мы.
В 2004 г. совхоз «Мгинский» обанкротился, и земля была куплена птицефабрикой «Синявино» для возведения здесь очередного комплекса. Мы уже писали неоднократно о кощунственном отношении к историческим местам на территории Ленинградской области. На сегодняшний день строительство приостановлено. Надолго ли? Почти убежден, в очередной раз победит «экономическая целесообразность». А память может и подождать, она же ничего не стоит. О событиях той далекой (недавней) поры вспомнят в очередной День Победы и забудут до следующего праздника. Впрочем, это тема отдельного и серьезного разговора.
Поиск на Высотах почти всегда приносил успех. Так, весной
2006 года во время проведения 17 Вахты памяти, нам удалось вырвать из безвестности 26 солдат Красной Армии, погибших летом-осенью 1943 года. В конце мая – начале июня за 3 разведки были найдены еще 4 воина-гвардейца, штурмовавших в сентябре 1943 г. «окаянную» высоту 50.1.
Летом на Высотах затишье. Высокая, в рост человека трава делает поиск в это время года почти невозможным. Только отдельные группки начинающих поисковиков, либо отчаянные (мы – в их числе), продолжают обследовать отдельные участки. Остальные ждут осени, когда ляжет трава и можно будет без помех продолжить поиск. Не случайно из девяти разведок, проведенных нами осенью – зимой 2006 г., шесть пришлись на Высоты.
2 декабря, оттолкнувшись от линии немецкой обороны, группа из трех человек (командир, Владимир Бабицкий, Вадим Колосов) медленно двинулась в направлении позиции советских войск. «Зажурчал» металлоискатель, показывая наличие в земле металла, все включились в работу. Порывистый и холодный ветер с Ладоги настроения не портил, солнышко, периодически прорывавшееся из-за облаков, вселяло надежду, что сейчас… Миновали артиллерийские позиции – гильзы от снарядов крупного калибра, каска, лопатки, осколки… Неужели три часа работы пропали впустую? Нет, эта низина со стороны противника не просматривалась, здесь что-то должно быть. Главное, не торопиться, посмотрим здесь, и здесь… Стрелка прибора показала максимум. Что-то солидное лежало на глубине 30-40 см. Вдвоем с В.Бабицким пытаемся на ощупь определить, что это такое: кираса, кусок танковой брони? Мешает вода, сразу же хлынувшая в раскоп. Наконец, уже втроем, мы вытащили из грязи эту «железяку». Нам повезло, мы нашли еще один самодельный стрелковый щиток, какого нет в музейной коллекции отряда. Теперь надо вкопаться и посмотреть, что лежит на глубине. Щуп свободно «летит» в раскисшую от дождя землю. Есть! Щуп «застучал», как и положено, когда он попадает на кость.
Грязные, но довольные, мы решили пообедать, а заодно обсудить вопрос «подъема» бойца. За полчаса обеда раскоп до краев наполнился водой. Работаем по опробованной методе – 15 минут, меняя друг друга, с максимальной скоростью, каской откачиваем воду, 5 минут выбираем бойца. Теперь нас интересует одно – медальон, любые другие подписанные вещи, по которым можно определить фамилию погибшего. При расширении раскопа нашли еще одного солдата. Как и его товарищ, он густо усыпан осколками. Бумажник, часы, ложки, другие вещи аккуратно пакуются. Дома они будут отмыты от грязи, очищены от ржавчины, чтобы попытаться прочитать фамилии погибших. Быстро смеркалось, вести работу в потемках сложно, можно пропустить что-нибудь важное. Решили работу прекратить, а на следующий день вернуться и завершить «подъем» бойцов.
3 декабря Вадим Колосов и Никита Губаль отправились на выполнение этой задачи. Им не повезло. Холодный ветер, дождь со снегом не позволили завершить работу. Оставили эту позицию на весну.
17 декабря группа в составе 4 человек (командир, Евгений Мирясов, Владимир Бабицкий, Василий Осенников) снова приехала на Высоты. Объектом исследования стала безымянная высотка, примыкающая к дороге. После обеда удалось «поймать» останки одного бойца (их оказалось двое). Во время «подъема», помимо личных вещей, у них были обнаружены медали «За оборону Ленинграда». Одновременно с этим в 5-6 метрах удалось «зацепить» еще одного бойца с медалью. «Подъем» показал, что здесь будет не один солдат. Как всегда, короткий день не позволил завершить работу. 23 декабря мы снова были на Высотах. За день удалось найти еще 3 красноармейцев с медалями «За оборону Ленинграда».
Такого в нашей практике еще не было, чтобы на 6 бойцов пришлось 6 медалей. Видимо, все отделение было награждено медалями. Погибли они во время атаки, один из погибших сжимал в руках гранату, которую так и не успел бросить. Произошло это, скорее всего, в сентябре 1943 г., во время штурма высоты 50.1.
Сейчас все вещи, найденные нами у погибших солдат, отмыты и очищены от ржавчины. Пока удалось прочитать две фамилии: «Стршов И.С.
1916 г.р.»; «Бирков Виктор». Впереди нас ждет тяжелая и сложная работа по поиску родственников этих бойцов.
За 9 разведок удалось найти 10 бойцов и командиров Красной Армии, одного солдата вермахта, одного финского солдата с медальоном.
За 6 лет отрядом «Ингрия» найдены останки 862 воинов Красной Армии, погибших в битве за Ленинград.
P.S. 4 января 2007 г. мы вернулись на эту высотку, где нашли еще двух солдат. Один из них имел медаль «За оборону Ленинграда». Решили эту безымянную высотку отныне называть «Медальной».
Е.В.Ильин, доцент исторического
факультета, командир студенческого поискового отряда «Ингрия»
|