|
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
|
|
|
культура
|
|
|
Как будто еще в мастерской…
Ежегодные выставки петербургских художников в «Манеже» критики чаще ругают. Стало в некотором роде традицией пенять бессменному куратору «Петербургов» Ларисе Скобкиной то за «социалистичность» ее проекта, чем-то походящего на канувшие в лету ежегодные творческие отчеты в Союзе художников, то за отсутствие концепции экспозиции.
В нынешнем году в выставке участвуют более пятисот художников, экспонирующих по одной работе. Юбилейный показ – пять-шесть произведений. «Петербург-2006» приветствует юбилеи живописцев Ларисы Астрейн, Анатолия Басина, Ларисы Голубевой, Рашида Доминова, графика Валентины Соловьевой, скульпторов Киры Суворовой и Светланы Карлыхановой. Ее «Вестник» стал украшением скульптурного раздела экспозиции.
|
|
Архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Жилой комплекс. Левашовский, 13. |
|
Главными персонажами «Петербурга» традиционно выступают живописцы. Лариса Астрейн начинала творческую карьеру в последнее десятилетие тоталитаризма. В начале 1980-х художница приобщилась к теоретической системе Владимира Стерлигова, открывавшей перспективу преодоления рутины «большого стиля». В искусстве Ларисы Астрейн стерлиговские идеи «чашно-купольности» по-прежнему живы: «готовые» образы пространства реализма никогда не сравнишь с его легкой пленительной текучестью на полотнах Астрейн. Пример – экспонируемая в «Манеже» «Пространственная структура». Работа создана по впечатлениям от поездки в Румынию в горный район Бакэу. Переживание пространства, его манящей притягательности, когда, кажется, можно с одной горы прыгнуть на другую, было столь сильным, что захотелось создать его живописный эквивалент. И погашенное зеленое в глубине «Пространственной структуры», где Астрейн, по существу, не прибегает к рассмотрению тональных отношений, используя только выразительную силу цвета, действительно манит взор.
Живопись еще одного стерлиговца Михаила Цэруша обнажает и представляет в цвете и пластике внутреннюю трагедию формы. Ассамбляж из трех холстов «Зеленое высокогорье» оставляет ощущение брошенного с вершины взгляда, который как будто от страха высоты раскрывает статичные формы. Но потом художник, вдруг резко отрубив, прерывает движение времени, выразив только миг стремительного распада. И синкопа в данном случае углубляет не связанный с реальностью образ.
Символические результаты поединка жесткой логики и поэтической веры синтезированы в живописной работе Александра Зайцева «Натюрморт с маской». Художник показывает предметы, как бы участвующие в некоем ритуальном действе. Их покой таит в себе знаки прежних движений. Маска, сброшенная на шахматную доску расчетов. Рюмка, в которую только что в изнеможении от интеллектуальных игр плеснули красного вина. Бледно-желтая драпировка фона, в валерах которой мерещится то ли животное невиданной красы, то ли обнаженная женщина… Словом, фигуративная живопись Зайцева, многими нитями связанная с историей символов, – не винтажный соцреализм, в стилистиках которого исполнено на удивление много экспонируемых на выставке произведений.
В разделе «Фотография» по-особому интересна работа Андрея Чежина, инициатора многих начинаний арт-центра «Пушкинская 10». Сформированная по принципу «квадратных фигур» композиция Чежина «13» (тринадцать автопортретов) – в апреле 2007 года «13» откроет на Пушкинской, 10, экспозицию авторской «Галереи советской кнопки». Кнопка и автопортрет – значимые темы в творчестве фотохудожника. Кнопка как объект была «найдена» еще в 1990. Чежину как-то пришли на ум строки советского поэта Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей, / Крепче бы не было в мире гвоздей». Подумалось: «Почему обязательно гвозди, а если кнопки?..» – и соц-артист, используя любительские негативы, с увлечением создает «семейные альбомы», «кнопя» лица соотечественников. Позже был «год автопортретов»: мастер запечатлевал себя ежедневно: медитативную серию составили 366 изображений. Потом родилась идея «13» – своеобразный симбиоз кнопки и автопортрета.
Говорят, Константину Сомову нравился глагол «раскрашивать», а Александр Бенуа, рассматривая выставку, всегда искал красок. Доверие к цвету на выставке «Петербург-2006», как, впрочем, и на многих других, – редкость. В мире жухлых тонов выделяются немногие работы, например, пейзаж Бориса Козлова «Бывшая обувная фабрика ‘’Пролетарская победа’’». Светится оранжевым и сверкающим на фиолетовом фоне желтым «Сидящая» Галины Вайнман-Стожаровой.
|
|
Ольга Жуль. «Коралловый куст» Керамика, стекло, металл |
|
В разделе прикладного искусства автор небольшого панно «Гданьск», исполненного в технике холодного батика, Яна Вергасова заставляет дома, море и рыбу смеяться. Создавая контрасты в ряду фиолетовых, желтых, изумрудно-зеленых, красных домов, художник, кажется, чарует даже взор весело пускающей пузыри рыбки-бананки, глядящей из бирюзо-синих морских глубин на волшебный город. Пожилая пани на выставке в Гданьске сказала Вергасовой: «Такие рыбки водятся в Красном море». Любопытно: и возникающий по воле зрительской ассоциации гидроним связан с цветом и солнцем.
Дивные рыбы плывут на декоративном панно керамиста Ольги Жуль «Коралловый куст». Интересное колористическое решение найдено автором на путях обращения к нетрадиционному материалу: Жуль использует как глазурь цветное стекло.
В экспозицию «Петербурга» Лариса Скобкина включает год от года все больше так называемых «вставных» выставок. Изначально был лишь раздел «Юбиляры», в котором группировались работы отдельных мастеров, а также произведения членов сложившихся в городе творческих групп. Нынче помимо этой традиционной части в выставочном пространстве сосуществуют: подготовленная фондом «Петербургские фотомастерские» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга экспозиция «Гардероб одной дамы», проект издательства «Вита Нова», представившего в разделе «Графика» иллюстрации Рашида Доминова к «Новой жизни» Данте Алигьери и показ новых работ проектных бюро, образовавших «Объединение архитектурных мастерских» (ОАМ).
Усложнение структуры экспозиции, безусловно, делает выставку интереснее. Некоторые вопросы вызывает, пожалуй, лишь проект «Гардероб одной дамы». Он уже экспонировался в Музее истории Санкт-Петербурга прошлым летом.
Правда, на пресс-конференции Лариса Скобкина объяснила отход от принципа эксклюзивности тем, что «Гардероб одной дамы» показывается как лучший проект 2006 года, ведь создания кураторов, подобно другим построениям ума и чувства, имеют право быть представленными на «Петербурге». Спорное заявление: непонятно, какое жюри удостоверило выдающиеся достоинства концепции Юлии Демиденко и Ольги Корсуновой. А между тем в Петербурге проводятся фестивали проектов, в ходе которых концепции кураторов получают оценку искусствоведов и прессы. Достаточно назвать, скажем, «Современное искусство в традиционном музее». Было бы логичнее организовать повторные показы дипломантов таких фестивалей.
Есть необходимость сказать и о некоторых, как представляется, очевидных недостатках проекта «Гардероб одной дамы», основой которого стали предметы туалета и аксессуары, предоставленные в распоряжение петербургских фотографов родственниками преподавателя университета Валерии Федоровны Мартыновой (1913 – 1979).
В экспликации Юлия Демиденко причисляет Валерию Мартынову к среднему классу, «даже middle middle», как она пишет. Именно таким людям, полагает куратор Демиденко, в 1930 – 1950-е была по средствам хорошая портниха.
На фотоработе экспонента Елены Пальм модель, наряженная по случаю в коллекционный крепдешин, тащит транспарант «1 мая – день солидарности трудящихся!» Молодая девушка шествует в колонне демонстрантов под реющими знаменами, на одном из которых можно прочесть: «КПРФ». Диагональ тут, что называется, не работает; каких-либо выразительных сдвигов ракурса нет, в движении и жесте модели ощущается внутренняя скованность. Непонятно: зачем маскарад, и кто тут из middle middle?
|
|
Андрей Чежин. Фрагмент композиции «13».
«Автопортрет» |
|
Кстати, о людях-кнопках. Андрей Чежин тоже участвует в проекте «Гардероб одной дамы». Объектом признанного мастера арт-фотографии становятся не люди, а вещи, конкретно – очаровательное платье в полоску. Идея полосы утверждается средствами композиции: кадры построены рядами, в которых платье на плечиках летит, изображенное в разных ракурсах. Рядом на стенде – крупный план: снова – полоски и еще видно, как прихвачено в поясе ниткой, и как нитка разорвалась… Женщина, которая в сороковые хранила костюмы в бязевых мешочках, хотела нравиться мужу и представать перед студентами университета уверенной и нарядной, наверное, подумала бы: «Вот ведь, не доглядела…»
Может быть, стоило отметить какой-нибудь юбилей Чежина, чтобы он мог показать не одну работу; а маскарадные и фаллические картинки, если куратор выставки видит в них какие-то трудноопределимые эстетические достоинства, можно экспонировать вне связи с историческим персонажем?
Глубокий интерес вызывал в этом году у публики и специалистов архитектурный раздел. Показ работ ОАМ – отклик на обостренное внимание общественности к проблемам застройки Петербурга. Куратор раздела Алла Богатырева, представляя проекты шестнадцати мастерских, подписавших Декларацию некоммерческого партнерства ОАМ, ведет речь о борьбе зодчих с нецивилизованным поведением на проектном рынке, за создание обладающей эстетической ценностью среды обитания горожанина.
Инструменты в этой борьбе – и противодействие демпинговым ценам на проектные работы, и координация действий членов архитектурного цеха в их взаимоотношениях с заказчиком. Но главное – повышение качества архитектурно-планировочных работ, следование традициям бережного отношения к облику города-памятника, которые складывались в творчестве таких архитекторов, как Николай Лансере, Ноя Троцкого.
Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями на Левашовском проспекте, 13, дает пример такого подхода. Выразительно найденное архитекторами (руководитель авторского коллектива – Михаил Мамошин) объемно-пространственное решение с широким охватом дугой основного объема набережной реки Карповки. В тяге к динамике и живописности общей композиции, ее асимметричности, построенной на контрастном сопоставлении крупных лаконичных объемов, ощутима связь с исканиями петербургских зодчих Александра Никольского, Игоря Фомина и Евгения Левинсона.
Известный петербургский художник по текстилю Феликс Лейбович представил на «Петербурге-2006» коллаж «Пробник». Композиция как будто еще в мастерской, расположение элементов только-только определилось: даже булавки, удерживающие фрагменты, не выдернуты. Так и «Петербург-2006»: выставка передает живое дыхание художественной жизни. В этом кураторская концепция.
Сергей Балуев
|