Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
культура

Как будто еще в мастерской…

Ежегодные выставки петербургских художников в «Манеже» критики чаще ругают. Стало в некотором роде традицией пенять бессменному куратору «Петербургов» Ларисе Скобкиной то за «социалистичность» ее проекта, чем-то походящего на канувшие в лету ежегодные творческие отчеты в Союзе художников, то за отсутствие концепции экспозиции.

В нынешнем году в выставке участвуют более пятисот художников, экспонирующих по одной работе. Юбилейный показ – пять-шесть произведений. «Петербург-2006» приветствует юбилеи живописцев Ларисы Астрейн, Анатолия Басина, Ларисы Голубевой, Рашида Доминова, графика Валентины Соловьевой, скульпторов Киры Суворовой и Светланы Карлыхановой. Ее «Вестник» стал украшением скульптурного раздела экспозиции.

Архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Жилой комплекс. Левашовский, 13.

Архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Жилой комплекс. Левашовский, 13.

Главными персонажами «Петербурга» традиционно выступают живописцы. Лариса Астрейн начинала творческую карьеру в последнее десятилетие тоталитаризма. В начале 1980-х художница приобщилась к теоретической системе Владимира Стерлигова, открывавшей перспективу преодоления рутины «большого стиля». В искусстве Ларисы Астрейн стерлиговские идеи «чашно-купольности» по-прежнему живы: «готовые» образы пространства реализма никогда не сравнишь с его легкой пленительной текучестью на полотнах Астрейн. Пример – экспонируемая в «Манеже» «Пространственная структура». Работа создана по впечатлениям от поездки в Румынию в горный район Бакэу. Переживание пространства, его манящей притягательности, когда, кажется, можно с одной горы прыгнуть на другую, было столь сильным, что захотелось создать его живописный эквивалент. И погашенное зеленое в глубине «Пространственной структуры», где Астрейн, по существу, не прибегает к рассмотрению тональных отношений, используя только выразительную силу цвета, действительно манит взор.

Живопись еще одного стерлиговца Михаила Цэруша обнажает и представляет в цвете и пластике внутреннюю трагедию формы. Ассамбляж из трех холстов «Зеленое высокогорье» оставляет ощущение брошенного с вершины взгляда, который как будто от страха высоты раскрывает статичные формы. Но потом художник, вдруг резко отрубив, прерывает движение времени, выразив только миг стремительного распада. И синкопа в данном случае углубляет не связанный с реальностью образ.

Символические результаты поединка жесткой логики и поэтической веры синтезированы в живописной работе Александра Зайцева «Натюрморт с маской». Художник показывает предметы, как бы участвующие в некоем ритуальном действе. Их покой таит в себе знаки прежних движений. Маска, сброшенная на шахматную доску расчетов. Рюмка, в которую только что в изнеможении от интеллектуальных игр плеснули красного вина. Бледно-желтая драпировка фона, в валерах которой мерещится то ли животное невиданной красы, то ли обнаженная женщина… Словом, фигуративная живопись Зайцева, многими нитями связанная с историей символов, – не винтажный соцреализм, в стилистиках которого исполнено на удивление много экспонируемых на выставке произведений.

В разделе «Фотография» по-особому интересна работа Андрея Чежина, инициатора многих начинаний арт-центра «Пушкинская 10». Сформированная по принципу «квадратных фигур» композиция Чежина «13» (тринадцать автопортретов) – в апреле 2007 года «13» откроет на Пушкинской, 10, экспозицию авторской «Галереи советской кнопки». Кнопка и автопортрет – значимые темы в творчестве фотохудожника. Кнопка как объект была «найдена» еще в 1990. Чежину как-то пришли на ум строки советского поэта Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей, / Крепче бы не было в мире гвоздей». Подумалось: «Почему обязательно гвозди, а если кнопки?..» – и соц-артист, используя любительские негативы, с увлечением создает «семейные альбомы», «кнопя» лица соотечественников. Позже был «год автопортретов»: мастер запечатлевал себя ежедневно: медитативную серию составили 366 изображений. Потом родилась идея «13» – своеобразный симбиоз кнопки и автопортрета.

Говорят, Константину Сомову нравился глагол «раскрашивать», а Александр Бенуа, рассматривая выставку, всегда искал красок. Доверие к цвету на выставке «Петербург-2006», как, впрочем, и на многих других, – редкость. В мире жухлых тонов выделяются немногие работы, например, пейзаж Бориса Козлова «Бывшая обувная фабрика ‘’Пролетарская победа’’». Светится оранжевым и сверкающим на фиолетовом фоне желтым «Сидящая» Галины Вайнман-Стожаровой.

Ольга Жуль. «Коралловый куст» Керамика, стекло, металл

Ольга Жуль. «Коралловый куст» Керамика, стекло, металл

В разделе прикладного искусства автор небольшого панно «Гданьск», исполненного в технике холодного батика, Яна Вергасова заставляет дома, море и рыбу смеяться. Создавая контрасты в ряду фиолетовых, желтых, изумрудно-зеленых, красных домов, художник, кажется, чарует даже взор весело пускающей пузыри рыбки-бананки, глядящей из бирюзо-синих морских глубин на волшебный город. Пожилая пани на выставке в Гданьске сказала Вергасовой: «Такие рыбки водятся в Красном море». Любопытно: и возникающий по воле зрительской ассоциации гидроним связан с цветом и солнцем.

Дивные рыбы плывут на декоративном панно керамиста Ольги Жуль «Коралловый куст». Интересное колористическое решение найдено автором на путях обращения к нетрадиционному материалу: Жуль использует как глазурь цветное стекло.

В экспозицию «Петербурга» Лариса Скобкина включает год от года все больше так называемых «вставных» выставок. Изначально был лишь раздел «Юбиляры», в котором группировались работы отдельных мастеров, а также произведения членов сложившихся в городе творческих групп. Нынче помимо этой традиционной части в выставочном пространстве сосуществуют: подготовленная фондом «Петербургские фотомастерские» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга экспозиция «Гардероб одной дамы», проект издательства «Вита Нова», представившего в разделе «Графика» иллюстрации Рашида Доминова к «Новой жизни» Данте Алигьери и показ новых работ проектных бюро, образовавших «Объединение архитектурных мастерских» (ОАМ).

Усложнение структуры экспозиции, безусловно, делает выставку интереснее. Некоторые вопросы вызывает, пожалуй, лишь проект «Гардероб одной дамы». Он уже экспонировался в Музее истории Санкт-Петербурга прошлым летом.

Правда, на пресс-конференции Лариса Скобкина объяснила отход от принципа эксклюзивности тем, что «Гардероб одной дамы» показывается как лучший проект 2006 года, ведь создания кураторов, подобно другим построениям ума и чувства, имеют право быть представленными на «Петербурге». Спорное заявление: непонятно, какое жюри удостоверило выдающиеся достоинства концепции Юлии Демиденко и Ольги Корсуновой. А между тем в Петербурге проводятся фестивали проектов, в ходе которых концепции кураторов получают оценку искусствоведов и прессы. Достаточно назвать, скажем, «Современное искусство в традиционном музее». Было бы логичнее организовать повторные показы дипломантов таких фестивалей.

Есть необходимость сказать и о некоторых, как представляется, очевидных недостатках проекта «Гардероб одной дамы», основой которого стали предметы туалета и аксессуары, предоставленные в распоряжение петербургских фотографов родственниками преподавателя университета Валерии Федоровны Мартыновой (1913 – 1979).

В экспликации Юлия Демиденко причисляет Валерию Мартынову к среднему классу, «даже middle middle», как она пишет. Именно таким людям, полагает куратор Демиденко, в 1930 – 1950-е была по средствам хорошая портниха.

На фотоработе экспонента Елены Пальм модель, наряженная по случаю в коллекционный крепдешин, тащит транспарант «1 мая – день солидарности трудящихся!» Молодая девушка шествует в колонне демонстрантов под реющими знаменами, на одном из которых можно прочесть: «КПРФ». Диагональ тут, что называется, не работает; каких-либо выразительных сдвигов ракурса нет, в движении и жесте модели ощущается внутренняя скованность. Непонятно: зачем маскарад, и кто тут из middle middle?

Андрей Чежин. Фрагмент композиции «13».
«Автопортрет»

Андрей Чежин. Фрагмент композиции «13». «Автопортрет»

Кстати, о людях-кнопках. Андрей Чежин тоже участвует в проекте «Гардероб одной дамы». Объектом признанного мастера арт-фотографии становятся не люди, а вещи, конкретно – очаровательное платье в полоску. Идея полосы утверждается средствами композиции: кадры построены рядами, в которых платье на плечиках летит, изображенное в разных ракурсах. Рядом на стенде – крупный план: снова – полоски и еще видно, как прихвачено в поясе ниткой, и как нитка разорвалась… Женщина, которая в сороковые хранила костюмы в бязевых мешочках, хотела нравиться мужу и представать перед студентами университета уверенной и нарядной, наверное, подумала бы: «Вот ведь, не доглядела…»

Может быть, стоило отметить какой-нибудь юбилей Чежина, чтобы он мог показать не одну работу; а маскарадные и фаллические картинки, если куратор выставки видит в них какие-то трудноопределимые эстетические достоинства, можно экспонировать вне связи с историческим персонажем?

Глубокий интерес вызывал в этом году у публики и специалистов архитектурный раздел. Показ работ ОАМ – отклик на обостренное внимание общественности к проблемам застройки Петербурга. Куратор раздела Алла Богатырева, представляя проекты шестнадцати мастерских, подписавших Декларацию некоммерческого партнерства ОАМ, ведет речь о борьбе зодчих с нецивилизованным поведением на проектном рынке, за создание обладающей эстетической ценностью среды обитания горожанина.

Инструменты в этой борьбе – и противодействие демпинговым ценам на проектные работы, и координация действий членов архитектурного цеха в их взаимоотношениях с заказчиком. Но главное – повышение качества архитектурно-планировочных работ, следование традициям бережного отношения к облику города-памятника, которые складывались в творчестве таких архитекторов, как Николай Лансере, Ноя Троцкого.

Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями на Левашовском проспекте, 13, дает пример такого подхода. Выразительно найденное архитекторами (руководитель авторского коллектива – Михаил Мамошин) объемно-пространственное решение с широким охватом дугой основного объема набережной реки Карповки. В тяге к динамике и живописности общей композиции, ее асимметричности, построенной на контрастном сопоставлении крупных лаконичных объемов, ощутима связь с исканиями петербургских зодчих Александра Никольского, Игоря Фомина и Евгения Левинсона.

Известный петербургский художник по текстилю Феликс Лейбович представил на «Петербурге-2006» коллаж «Пробник». Композиция как будто еще в мастерской, расположение элементов только-только определилось: даже булавки, удерживающие фрагменты, не выдернуты. Так и «Петербург-2006»: выставка передает живое дыхание художественной жизни. В этом кураторская концепция.  

Сергей Балуев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков