№ 1 (3749), 30 января 2007 года
|
|
|
корифеи
|
|
|
В Праге помнят академика Лихачева
и пушкиниста Раевского
Два года назад к 110-летию известного пушкиниста Н.А.Раевского в университетском журнале была опубликована наша статья («Биолог, артиллерист, писатель», № 20 от 15 сентября 2004 г.) В ней мы пытались воссоздать удивительную биографию писателя – бывшего студента нашего университета.
|
|
Н.А.Раевский |
|
Статья вызвала интерес и была замечена не только университетской общественностью. Перепечатки статьи появились в областных и районных газетах Вологодской области, в том числе и в Вытегре, где родился писатель. Биографический очерк из статьи включен в энциклопедический словарь биографий «Рожденные Вологодчиной», изданный в 2005 г. (в скобках заметим, что данное, весьма импозантное, с отличной полиграфией издание осуществил некий вологодский персонаж Мих.Суров, именующий себя «помощником депутата А.Невзорова», причем нашу статью воспроизвел без указания авторов и источника).
После публикации статьи к нам обратились за материалами «однополчане капитана Раевского» – так представили себя члены Вологодского дроздовского объединения при кадетском корпусе им.Петра Великого, существующего в рамках военно-исторического движения. В их поле зрения Раевский попал именно как дроздовец и галлиполиец и, конечно же, как автор документально-исторических произведений о Гражданской войне – это тема их поисковых исследований. (Они подарили нам неизвестную фотографию Раевского в форме Иностранного Французского легиона).
Интерес читателей, но в первую очередь интерес наш личный, подвигнул на продолжение поисков материалов о Раевском. Начали с загадки «Пражского дневника» – это одна из утерянных рукописей писателя. Она упоминается в списке других 10 (Призыв, видимо, к читателю – уточнить по тексту) утерянных рукописей, опубликованном в 2002 г. в журнале «Простор» (список был передан самим писателем незадолго перед смертью в 1988 г.) Рукописи были оставлены Н.А.Раевским на сохранение у разных частных лиц в 1945 году в Праге, где он вскоре был арестован СМЕРШем и вывезен в Львовскую тюрьмy. Прагу он смог посетить только в 1986 году в возрасте 92-х лет и рукописей своих не нашел.
В Праге Раевский прожил в эмиграции более двадцати лет (1924-1945). Именно там он сделал свои открытия, вошедшие в историю пушкиноведения и положенные в основу его самой известной книги “Портреты заговорили”, изданной впервые в 1974 году в Алма-Ате.
Рассказывая в своей предыдущей статье о пражском периоде жизни писателя, мы цитировали выдержки из его «Пражского дневника», опубликованные в 1994 году в “Литературной газете” (от 5 марта). Это была публикация пражского литературоведа Владимира Крестовского “Николай Раевский: тетради заговорили”, в которой рассказывалось о находке личного архива писателя (уже после его смерти), переданного им в 1945 году на сохранение пражскому адвокату Курцвайлу. Пакет с документами был обнаружен дочерью адвоката в подвале дома, когда начались сборы, связанные с переездом. После опроса знакомых – не знают ли они, кто такой Раевский,– пакет был передан профессору Карлова университета В.И.Крестовскому, который знал Раевского и помнил его по встречам в пражской русской гимназии.
«На следующий день мне принесли разорванный пакет, в котором оказались 14 записных книжек, 8 дневниковых тетрадей (больше 400 печатных страниц), письма и фотографии, на которых я увидел немало лиц, известных в кругах русской эмиграции. Предлагаю читателям «ЛГ» познакомиться с отрывками из записок Н.А.Раевского, тем временем как к изданию готовятся и эти дневники и монография о писателе».
Эта информация из «ЛГ» попала к нам через 10 лет после ее опубликования. Стали искать в библиотеках и не нашли обещанную монографию и дневники.
|
|
Д.С.Лихачев (слева) и В.И.Крестовский в Праге. |
|
Узнали координаты В.Крестовского в Праге и по почте отправили ему журнал «Санкт-Петербургский университет» с нашей статьей о Раевском и письмо с вопросами, главный из них – где можно найти его монографию.
Вскоре пришел ответ из Праги – письмо и копии некоторых фотографий и документов из aрхива Раевского.
В отношении обещанной публикации монографии и дневников профессор Крестовский сообщил, что они до сих пор ни изданы – он не нашел спонсора, лишившись поддержки после смерти академика Д.С.Лихачева. Из дальнейшей переписки мы узнали, что академик лично поддерживал идею публикации материалов из архива Раевского. Он побывал в Праге у профессора и ознакомился с содержанием архива, по его же инициативе появилась в «ЛГ» публикация Крестовского с отрывками из найденных дневников.
(После этого мы обратили внимание, что на странице «ЛГ» рядом с материалом о Раевском расположен отрывок из «лагерных» воспоминаний Д.С.Лихачевa.)
Будучи в Москве на Съезде соотечественников, уже после смерти Лихачевa, Крестовский пробовал предложить Российскому фонду культуры издание книги, но не нашел там заинтересованного лица…...
Здесь следует отметить, что Д.С.Лихачев много сделал не только для посмертной памяти о Н.А.Раевском. Напомним, что именно в журнале Советского фонда культуры, возглавляемого Д.С.Лихачевым, впервые был опубликован очерк, посвященный памяти писателя («Три слова на памятнике», «Наше наследие», 1999, №5).
А как поддерживал Д.С.Лихачев писателя в 60–70-е годы, мы узнали от Раисы Владимировны Иезуитовой. В те годы она была научным редактором академического издания книги Раевского «Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин» и издания избранной пушкинианы Раевского, подготовленного для «макулатурной» серии.
Она же в конце 70-х готовила передачу о Раевском на Ленинградском телевидении, была одним из редакторов передачи и ведущей диалога с писателем. Телепередача была инициирована и «пробита» Лихачевым, но прямой эфир не разрешили, шла в записи.
Но вернемся к судьбе пражских рукописей Раевского. Теперь мы знаем, что В.И.Крестовский исполнил обещание, прозвучавшее на станицах «ЛГ» – подготовил электронную версию книги (480 страниц, из которых 320 страниц «Дневника», а также предисловие, комментарии и так далее, выполнены переводы – в рукописи имеются тексты на трех языках).
Но смoжeм ли мы прочитать эту книгу.
По нашей просьбе профессор прислал нам пражские фотографии Д.С.Лихачева, а потом любезно выслал и свои воспоминания о нем, написанные им в этом году, когда отмечается, и не только в нашей стране, 100-летие академика. Эти воспоминания опубликованы в русском журнале в Братиславе – как следует из письма Крестовского. Нам кажется, они будут интересны многим читателям.
Г.М.Широкова, Е.И.Полянская
|