Сын молдавского господаря князя Дмитрия Кантемира, обретшего убежище в петровской России, Антиох Кантемир стал русским поэтом и блестящим российским дипломатом. Он был в числе первых девяти студентов Академического университета. Учился он недолго, в 1724-м и 1725-м году, слушая лекции по математике, физике, истории и нравственной философии. Первую свою сатиру, написанную в юношестве, в 1729 году, он начинает словами: Уме недозрелый, плод недолгой науки! Несмотря на эти горькие слова, он писал, не мог не писать стихи. Писал в стол, для друзей. Они не были изданы при его жизни, но ходили в списках и принесли ему славу самого крупного поэта своего времени. Его поэтическая судьба трагична. Он писал стихи, когда в русской поэзии господствовала силлабика. Более того, литературный полемист, он, как лев, бился с реформатором стиха В.К.Тредиаковским, который вместе с М.В.Ломоносовым, угадав движение литературного языка, почувствовав изменения в фонологической системе, вводил силлаботонику. Кантемир, уже из-за границы, где он служил на дипломатическом поприще, отстаивал прежнюю систему, он довел ее гибкость и ритмическое богатство до предела, но не переступил границу версификационной системы. Когда русская поэзия потекла по другому руслу, опустился занавес, и русская силлабика была навсегда отрезана от нового стиха. Кантемир через какое-то время стал восприниматься лишь литературоведами. Вероятно, проживи он дольше, все бы обстояло иначе с наследием талантливого и остроумного поэта, но Кантемир умер в 1744 году, не дожив до тридцати шести лет. Его бюст уже сравнительно давно стоит в филфаковском дворике, на него льется дождь и падает снег. Перед торжеством его закрыли материей и снова открыли под звуки молдавской музыки, в присутствии высоких гостей. Есть в этом некий знак судьбы Антиоха Кантемира. Он был известен и любим современниками, закрыт для потомков и снова приоткрывается лишь сейчас, когда после нескольких веков развития системы русского стихосложения мы вновь, кажется, начинаем ощущать очаровательную зыбкость кантемировской силлабики, ее старинную таинственную интонацию. Лирика и сатира в нашей поэзии идут рука об руку. Александр Шумилов © Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков |